К Евреям 12 глава

Послание к Евреям
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Окруженные столь многими свидетелями,1 отрешимся и мы от всего, что гнетет нас, вырвемся из сетей греха, в которые так легко попадаем, и с упорством атлета устремимся к поставленной перед нами цели,2
2 видя всегда пред собой Иисуса, Который есть Начало и Венец нашей веры.3 В чаянии грядущего торжества Своего Он принял крестные муки, пошел на позор и унижение, но теперь воссел по правую сторону престола Божия.
3 Дабы не изнемочь вам и не пасть духом, думайте о Том, Кто подвергся такому поруганию от грешников.
4 В своей борьбе со грехом вы еще не до крови ему противостояли
5 и забыли, как видно, ободряющие слова4 Писания, которые и к вам, как к детям Божиим, обращены:

«Сын Мой, задумайся серьезно,
когда наставляет5 тебя Господь,
и не отчаивайся, когда Он тебя исправляет,

6

ибо того и воспитывает Господь, кого любит,
и всякого сыном Своим признаваемого
строго наказывает».6

7 Для вашей же пользы7 и приходится вам терпеть: Бог, как с сыновьями Своими, обращается с вами. А что это за сын, если отец не воспитывает его со всей строгостью?
8 Если же вы такого воспитания, какое все настоящие сыновья получают, лишены, то не законные вы сыновья, а внебрачные.
9 И заметьте: когда земные наши отцы со строгостью воспитывали нас, разве переставали мы уважать их? Так не должны ли мы тем более повиноваться Отцу духовному8 и учиться жить?
10 Те лишь к короткой, земной жизни готовили нас, когда наказывали,9 и притом по своему разумению, Бог же знает, что служит нам во благо вечное и что делает нас сопричастными святости Его.
11 Всякое наказание, когда совершается оно,10 кажется, конечно, не радостью, а печалью, но приносит потом плод мира и праведности тем, кого так поучали.
12 Так что не опускайте рук своих и пусть не дрожат колени11 ваши,
13 прямой идите дорогой, чтобы хромые, которые есть среди вас, не сбились с пути, а напротив, немощи свои одолели.
14 Стремитесь к миру со всеми и освящению жизни вашей. Без этого никто не увидит Господа.
15 Бойтесь лишиться благодати Божьей и не допустите, чтобы какой-нибудь ядовитый12 корень, разрастаясь, причинил вам вред и испортил многих.
16 Смотрите, чтобы не было среди вас ни блудников,13 ни святотатцев,14 вроде Исава, который за похлебку продал первородство свое.
17 Вы помните, что потом он уже просил о благословении, умолял о нем со слезами, но в его сердце не нашлось места подлинному раскаянию,15 и был он отвергнут.
18 Ныне подошли вы к горе — не к той, что пылает огнем, так что к ней не притронуться,16 не ко тьме беспросветной, не ко мраку вы подошли, не с бурей встретились,
19 не на звуки трубы вы пришли, не на голос, который вещал столь мощно, что слышавшие его умоляли не говорить им больше ничего.
20 ( Такое случилось однажды: люди не в силах были тогда внимать грозному повелению Бога: « Даже зверь, если ступит он на эту гору, должен быть побит камнями».17
21 Это было так страшно, что сам Моисей возопил: «Я в страхе18 и трепете!»)
22 Нет, вы к другой горе подошли, к Сиону,19 ко граду Бога Живого — небесному Иерусалиму, вы пришли к мириадам ликующих ангелов, собравшихся на торжество,
23 к Церкви первенцев вы пришли, чьи имена записаны на небесах, и к Самому Судии всех, к Богу, и к духам праведников, которые достигли совершенства.
24 Вы пришли к Иисусу, Который новым заветом соединил нас с Богом,20 и к крови кропления, которая о лучшем говорит, нежели Авеля кровь.
25 Смотрите же, не отвергните Говорящего вам. Ведь если наказания не избежали те, кто не захотел слушать Бога, возвещавшего на земле, то тем большее постигнет нас возмездие, если отвернемся от Говорящего с неба.
26 Тогда от голоса Его вздрогнула земля, теперь же Он предвозвещает:21 «В другой раз не одну только землю поколеблю, но и небо».22
27 Слова «в другой раз» говорят нам, что грядущее это сотрясение сметет всё из прежде сотворенного, что не сможет устоять, дабы осталось только неколебимое.
28 Но Царство, нас ожидающее, нерушимо,23 потому будем с трепетом благоговейным благодарить Бога и служить Ему так, как Он того хочет.
29 Ведь Бог наш — огонь, сжигающий всё, что гнев Его вызывает.

Новой Женевской Библии

12:1 облако свидетелей. Т.е. великое множество.

проходить... поприще. Т.е. дистанцию, подобно тому, как пробегали ее древнегреческие атлеты на Олимпийских играх. Под «поприщем» автор послания подразумевает жизненный путь каждого верующего.

12:2 взирая на... Иисуса. Именно так проходили свое «поприще» ветхозаветные герои веры.

начальника. См. ком. к 2:10.

совершителя веры. Как «совершитель» Иисус привел к вере всех, кому Бог предопределил через него высшее предназначение: посредством поклонения, угодного Богу, войти в Его присутствие (10:14; 11:40; 12:28).

вместо предлежавшей Ему радости. Как безгрешный Сын Божий Иисус не должен был увидеть смерть и страдания. Но Он, став Спасителем грешников и взяв на Себя «грехи всего мира», понес наказание за всех. Смерть для Иисуса не была неизбежностью — Он принял ее добровольно.

12:3 поругание от грешников. Следуя Иисусу, читатели послания также должны терпеливо сносить «поругание от грешников» и не падать духом.

12:5 сын. Божие намерение привести многих сынов к славе требует, чтобы вождь их спасения был «совершен» (воздвигнут) через страдания (2:10), даже если Он является Сыном, этих страданий не заслужившим (5:8). Поэтому и усыновленные дети Божии, следующие за Христом, могут войти во владение своим наследием через дисциплинирующие испытания.

12:8 незаконные дети. Современные автору римские патриции часто имели незаконных детей, которых они обеспечивали в финансовом отношении, но мало уделяли внимания их воспитанию, поскольку те не наследовали ни отцовского имени, ни фамильного состояния.

12:9 Отцу духов. Т.е. Богу.

12:12−13 Назидания, содержащиеся в этих стихах, облечены в словесные образы Ветхого Завета (см., напр. Притч 4:25−27; Ис 35:3−4).

12:14 Старайтесь иметь мир со всеми. Ср. Рим 12:18.

святость. Святость обретается посредством жертвы Христа (10:10), которая освятила нас раз и навсегда и примирила с Богом. В данном случае под словом «святость» подразумевается праведный образ жизни.

не увидит Господа. Видеть Господа значит «быть с Богом», что является главной целью спасения (Откр 22:4). См. также 1Ин 3:2; 2Кор 3:18.

12:15 горький корень. Здесь может подразумеваться еретическое учение, греховное поведение и все прочее, что уводит от Христа. Ср. Втор 29:18.

12:16 Исав является прообразом тех, кто не ценит обетования Божии (ср. гл. 11, где говорится о людях веры) и кто «потерян» безвозвратно (ст. 17). Моисей променял блага Египта на «поношение Христово», поскольку он видел конечную награду (11:26); Исав променял свое первородство на чечевичную похлебку, поскольку его духовный взор не простирался дальше этого «блага» (Быт 25:29−34).

первородства. Как первородный (старший) сын, Исав имел право на особое благословение Божие (Быт 25:31−34; Быт 27:36). Позднее, согласно закону Моисееву, первенец имел право на двойную долю наследства (Втор 21:17). Практически, Исав отказался от своего места в родословной завета, а не просто от своей доли наследства.

12:17 вы знаете, что после того. Читатели послания знали, что последовало за отказом Исава от своего первородства, когда его место заступил его брат Иаков, который и получил Божие благословение (Быт 27). Это благословение включало в себя обетования, данные Аврааму (Быт 12:2−3; Быт 27:29).

не мог переменить. Хотя Исав оплакивал потерю благословения (Быт 27:38; ср. 2Кор 7, 10), он уже никак не мог искупить свой грех — пренебрежение Божиим обетованием.

12:18−24 Проводится сравнение между ветхим и новым заветами, которые образно представлены как горы (Синай и Сион). Страх — доминирующее понятие, связанное с Синаем — горой, на которой был дан закон (ст. 18−21). Блаженство и доверие — основные мотивы Сиона. Синай ассоциирован с земной жизнью и категориями земного бытия; Сион мыслится в категориях небесной жизни (ст. 27).

12:18 к горе, осязаемой. Как священное место, на котором был установлен ветхий завет, гора Синай, олицетворяющая закон, с ней связанный, являет собой лишь часть творения, которое может быть сотрясено и поколеблено (ст. 27). Как нечто «осязаемое», гора Синай олицетворяет преходящий, временный характер ветхого завета (8:13).

12:19 чтобы... не было продолжаемо слово. Боясь, что непосредственное соприкосновение с Божией святостью уничтожит их (Исх 20:19), израильтяне просили Моисея, чтобы он стал посредником между ними и Господом и передавал им Его слова.

12:22 вы приступили. Пребывая в своем земном странствии, христиане, подобно патриархам (11:13), взирают с верой на град будущий (13:14), небесный Иерусалим, и могут входить в Святое Святых для поклонения Господу (10:19−22). См. статью «Небеса».

12:23 к церкви первенцев. В Израиле все первенцы должны были быть освящены и отданы на служение Господу в месте Его присутствия, однако левиты своим служением замещали первородных сыновей (Числ 3:11−13). В небесном торжествующем собрании все верующие являются «первородными», посвященными Богу, и выступают как Его священство. Верующие приглашены разделить с Иисусом Его первородство (1:6, 14; 2:11−12). См. статью «Церковь».

достигшим совершенства. Подразумеваются духи тех, кто умер во Христе (2Кор 5:8; Откр 14:13). Сюда входят и верующие, жившие в ветхозаветную эпоху и в период между двумя заветами, чья праведность по вере в Бога Им Самим испытана (11:2, 4, 5, 39) и кто признан совершенным благодаря освящению во Христе.

12:24 Атмосфера блаженства и доверия, царящая на небесном Сионе, объясняется присутствием там Иисуса. Кровь Авеля вопиет с земли об отмщении (Быт 4:10), кровь Иисуса молит о даровании прощения детям Божиим (9:12−15; 10:19−22).

12:25 Различие между содержанием ветхого завета и вестью, принесенной с Небес Сыном Божиим, обращает к сказанному в 1:1−14.

12:28 служить благоугодно Богу. Выказывать благодарность, зная, что наши имена написаны на небесах (Лк 10:20) и постоянно осознавая неописуемый дар Божий — Иисуса Христа (2Кор 9:15). Благоговение и священный трепет проистекают из понимания, Кто есть Бог (ст. 29). Благоугодное поклонение включает в себя оба этих момента.

12:29 огнь поядающий. Этот образ, заимствованный из Втор 4:24, подчеркивает Божию святость и подразумевает Суд Божий, как абсолютное проявление Его святости (10:27).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: поэтому и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей.
1  [2] — Букв.: будем участвовать в назначенном нам забеге.
2  [3] — Букв.: Источник/Причина и Завершитель веры.
5  [4] — Или: забыли утешение.
5  [5] — Или: не смотри на то легкомысленно, когда исправляет/наказывает.
6  [6] — Притч 3:11,12.
7  [7] — Букв.: воспитания.
9  [8] — Букв.: Отцу духов.
10  [9] — Друг. возм. пер.: они воспитывали нас, чтобы приготовить к немногим дням жизни.
11  [10] — Или: всякое же строгое воспитание в настоящее время.
12  [11] — Букв.: потому укрепите уставшие руки и колени ослабевшие.
15  [12] — Букв.: горький.
16  [13] — Эти слова можно понимать как в буквальном смысле, так и в переносном; ср. Мф 12:39.
16  [14] — Букв.: беззаконника/мирского.
17  [15] — Друг. возм. пер.: он больше уже не мог найти возможности (букв.: места) для (своего) обращения.
18  [16] — Букв.: ибо вы не подошли к тому, что осязаемо, к огнем пылающему.
20  [17] — Некот. рукописи добавляют: или пронзен стрелою; Исх 19:13.
21  [18] — Втор 9:19.
22  [19] — См. в Словаре Сион.
24  [20] — Букв.: и к Посреднику нового завета, Иисусу.
26  [21] — Букв.: обещает.
26  [22] — Агг 2:6.
28  [23] — Букв.: получая Царство неколебимое.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.