К Евреям 13 глава

Послание к Евреям
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Да не угаснет никогда1 братская любовь!
2 Не забывайте оказывать гостеприимство. Живя так, иные, сами того не ведая, даже ангелов принимали у себя.
3 Помните об узниках, как если бы сами вы были вместе с ними в заточении; и о тех не забывайте, с кем обращаются жестоко, как если бы вам самим причиняли боль.2
4 Да будут чтимы у вас3 узы брака, и непорочно пусть будет брачное ложе ваше — блудников же и прелюбодеев будет судить Сам Бог.
5 Не будьте падки на деньги, довольствуйтесь тем, что имеете. Бог ведь заверил:

«Никогда не забуду тебя и в беде тебя не оставлю».4

6 Мы смело говорим поэтому:

«Господь мне помощник,
[и] нечего мне бояться.
Что сделает мне человек5

7 Наставников6 ваших не забывайте, которые возвещали вам слово Божие; помня, как жили и как умирали они,7 подражайте вере их.
8 Ведь Иисус Христос, Которого проповедовали они, вчера и сегодня и вовеки всё тот же.
9 Да не совратят вас всевозможные учения, чуждые духу Христа. Свои сердца лучше укреплять благодатью, а не какими-то предписаниями о пище, которые сами по себе никому из следовавших им не приносили пользы.
10 Скажу больше, наш жертвенник таков, что те, кто всё еще служит в земном Святилище, вообще не вправе есть от него.
11 Вы знаете, что первосвященник вносит в Святилище только кровь животных, принесенных в жертву за грех, а тела их сжигаются за станом.
12 Потому и Иисус, дабы освятить народ Своей собственною кровью, за стенами города8 пострадал.
13 Так выйдем же и мы «за стан» к Нему, неся на себе позор, который когда-то Он за нас нес.
14 Ибо нет у нас здесь, на земле, града, чтобы жить в нем всегда — мыслями о грядущем живем мы.9
15 А [потому], как жертву свою, будем через Иисуса всегда возносить Богу хвалу — дань уст,10 исповедующих имя Его.
16 И не забывайте никогда творить добро, помогайте во всем друг другу11 — такие именно жертвы угодны Богу.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и слушайтесь их, ибо они пекутся о вас,12 как пастыри, коим предстоит дать отчет о своем служении. Старайтесь всё делать так, чтобы их забота о вас была радостью для них, а не бременем,13 ибо последнее не принесет вам пользы.
18 И о нас молитесь. Мы верим, что совесть наша чиста, и хотим и впредь во всем оставаться достойными.
19 Особенно же прошу вас о том молиться, чтобы вернулся я к вам как можно скорее.
20 А Бог мира, воскресивший из мертвых — благодаря крови вечного завета — Господа нашего Иисуса, Пастыря великого Его овец,
21 да сделает вас во исполнение воли Своей сильными на всё доброе,14 и да совершит в нас15 всё угодное Ему чрез Иисуса Христа, Которому слава во веки [веков]! Аминь.16
22 Прошу вас, братья, примите без досады17 мои увещевания. Я и так постарался быть как можно более кратким.
23 Сообщаю вам, что брат наш Тимофей на свободе. Если он придет скоро, то я вместе с ним увижу вас.
24 Приветствуйте всех наставников ваших и всю церковь.18 Передают вам привет собратья из Италии.
25 Божия благодать да пребудет со всеми вами!

Новой Женевской Библии

13:2 некоторые... оказали гостеприимство Ангелам. Авраам, сам будучи странником (11:13), оказал гостеприимство «трем мужам» (Быт 18:2) — Самому Господу и двум Его служителям-ангелам (Быт 18:1 — 19:22).

13:3 Помните узников. Характеристика, данная Павлом Онисифору и включающая именно это его качество (2Тим 1:16−18), подчеркивает, как высоко оно ценилось апостолом.

13:4 В этом стихе содержится второе (см. 12:16) предостережение против аморальности, которая мыслится автором послания не столько как этически недопустимая модель поведения, но как демарш против Бога, освятившего семейные отношения (1Кор 7:3−5; Еф 5:22−33).

13:5−6 Искушение любовью к деньгам и материальным благам постигает людей, которые пытаются обрести безопасность с помощью богатства (Мф 6:19−21, 24−34). Однако Божие обетование, данное Им Иисусу Навину, обеспечило тому защиту, не имевшую себе равных (Ис 1:5). Наша безопасность и уверенность базируются на осознании, что Господь — наш помощник (2:18; 4:16), Который оберегает нас от всякой опасности (2:15; 11:23, 27).

13:7 наставников ваших. См. ст. 17−18.

13:8 Человеческие учителя и руководители приходят и уходят, Иисус Христос остается неизменным (1:12): «вчера» (когда Бог через Него возвещал Свое слово пророкам, 1:1), «сегодня» (когда Бог призывает нас войти в Его покой через веру, 3:7, 13; 4:7)и «вовеки» (1:8; 7:17, 21, 24, 28).

13:9 Учениями различными и чуждыми. Подразумеваются учения, согласно которым адресаты данного послания (в частном случае), как не принимавшие участия в ритуалах храма (ст. 13), включавших и освящение пищи, не имели общения с Богом. Автор разъясняет, что благодать действует на сердца людей не посредством ритуальной пищи; по благодати верующие имеют доступ не к земному, а к небесному алтарю, у которого освящаются Самим Иисусом Христом.

от которых не получили пользы. См. 9:9.

13:10 Священники-левиты имели право на часть жертвоприношений, которые представляли «мирную жертву» (Лев 6:18, 29; Лев 7:6, 28−36). До тех пор, пока верующие в своем очищении зависят от жертвенной крови животных, они ничего не получают от небесного служения Христа и находятся вне Его благодати.

13:13 выйдем к Нему за стан. Здесь образно говорится о выходе за пределы ветхозаветного богопоклонения и приобщении к новозаветной благодатной жизни во Иисусе Христе.

13:15 жертву хвалы. В греческом переводе Лев 7:11−21 это выражение относится к «мирной жертве», представленной жертвенными животными. Однако в данном случае значение этих слов сближается, скорее, с Пс 49:14, 23, где Господь призывает к «хвале», а не к жертвоприношениям.

13:16 Не забывайте. Жертва хвалы должна сопровождаться деяниями любви, обращенными к ближним (Иак 1:27).

13:18 Молитесь о нас. Верующие имеют священническую привилегию молиться друг о друге перед престолом благодати (14:16).

13:19 скорее возвращен был. Какие обстоятельства подразумевает автор — неизвестно. Ясно, что он находился в вынужденной разлуке с адресатами послания.

13:20 Пастыря овец великого. Т.е. Иисуса Христа (Ин 10:11; 1Пет 2:24−25).

Кровию завета вечного. Новый завет является вечным и неизменным заветом, основанным на крови вечного и неизменного Господа Иисуса Христа, Который, единожды принеся Себя в жертву искупления, освятил верующих Своей кровью и освободил от уз смерти, поскольку «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим 6:9).

13:21 к исполнению воли Его. Бог дает нам все необходимое для нашего возрастания в праведности (2Пет 1:3), Он всегда готов помочь нам в наших нуждах и укрепить нас во время искушений, чтобы мы исполняли волю Его. Бог укрепляет нас в нашей любви к Нему и к ближним, поскольку в этом есть Его воля, исполнить которую Он и помогает.

13:24 Приветствуют вас Италийские. См. Введение: Время и обстоятельства написания.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: пусть пребывает.
3  [2] — Букв.: поскольку и сами вы в теле (находитесь).
4  [3] — Букв.: всеми; или: во всем.
5  [4] — Втор 31:6.
6  [5] — Пс 118 (117):6, 7 (LXX).
7  [6] — Или: руководителей; то же в ст. 17 и 24.
7  [7] — Букв.: взирая на конец (в знач. конечный итог) их жизни.
12  [8] — Букв.: вне врат.
14  [9] — Букв.: к будущему стремимся/ищем.
15  [10] — Букв.: будем всегда приносить через Него жертву хвалы, то есть плод уст.
16  [11] — Или: не забывайте благотворительности и общения.
17  [12] — Или: о душах ваших.
17  [13] — Букв.: чтобы они это делали с радостью, а не стеная.
21  [14] — Или: да приготовит вас ко всякому доброму делу.
21  [15] — В некот. рукописях: в вас.
21  [16] — См. в Словаре Аминь.
22  [17] — Или: терпеливо выслушайте.
24  [18] — Букв.: всех святых.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.