К Евреям 4 глава

Послание к Евреям
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Но пока остается в силе обещание Его даровать нам покой Свой,1 да убоится думать кто бы то ни был из вас, что он опоздал уже получить обещанное.
2 Ведь нам была возвещена Благая Весть, как и тем, которые вышли из Египта, но им она пользы не принесла, ибо внимали они ей без веры.2
3 Мы же, уверовавшие, входим в покой Его, о котором сказал Он когда-то, имея тех в виду:

«Я поклялся во гневе Своем:
Не войдут они в покой Мой“»,3


но не потому, что покоя еще не было, нет, он был предложен от сотворения мира, когда Бог закончил дела Свои.4
4 Ведь в Писании сказано где-то так о седьмом дне: «В седьмой день Бог пребывал в покое, завершив все дела Свои».5
5 А то, что в Писании же читаем: «Не войдут они в покой Мой», —
6 это касается тех, кто слышал когда-то Благую Весть, но не обрел6 покоя из-за неверия7 своего. Иным же еще предстоит войти в этот покой.
7 Для них Бог снова определил некий день — «ныне», как и сказал об этом через Давида многие годы спустя в том месте Писания, которое уже упоминалось выше:

«Ныне, когда уже слышите голос Его,
не будьте строптивы».8

8 В самом деле, если бы уже даровал Иисус Навин покой всем исшедшим из Египта, Бог не говорил бы потом о другом дне.
9 Так что сохраняется еще для народа Божьего возможность обрести покой субботний.
10 А всякий, кто обрел покой Его, уже может отдыхать от дел своих, как и Бог — от Своих.
11 Постараемся же войти в покой тот, чтобы не лишиться кому из нас возможности сей, как то было с отцами нашими из-за их неверия.9
12 Слово Божие живо и действенно. Острее оно любого обоюдоострого меча: вскрывает оно истинную природу души и духа человека, проникая,10 как говорится, до суставов его и до мозга костей, и может судить обо всех намерениях и помыслах сердца.
13 Ни одно творение не останется сокрыто для Бога: всё обнажено и всё открыто взору Его. Ему дадим отчет.
14 У нас есть великий Первосвященник, через все небеса прошедший, — Иисус, Сын Божий. Будем же твердо держаться исповедания нашего.
15 Первосвященник, Коего имеем мы, не из тех, кто не знает сострадания к нам в слабостях наших; нет, Он ведь и Сам был искушен во всем, подобно нам (правда, не согрешил Он при этом ).
16 Потому без страха приступаем к самому престолу благодати, чтобы принять милость Божию и обрести благодать Его в помощь всякий раз, когда мы нуждаемся в ней.11

Новой Женевской Библии

4:1 будем опасаться. Опасаться не того, что могут сделать люди, но отпадения от Бога и обольщения грехом.

4:2 нам оно возвещено. Возвещено слово Божие, но если израильтяне не могли слышать его, как и созерцать Бога, то Христос возвестил слово Благой Вести так, чтобы Его слышали все.

4:3−5 Основная тема данных стихов — «покой» Божий, который берет свое начало от седьмого дня творения (ст. 4, см. Быт 2:2). Автор послания понимает обещание физической земли как обетование вхождения в покой Божий (3:11), но только верующие могут войти в него (ст. 3).

4:7 «ныне». Читающие послание должны осознавать, что они живут в период времени, названный словом «ныне» (3:13), поэтому им необходимо внимать обетованиям и бодрствовать. Приглашение войти в покой, переданное через Давида, распространяется на новое поколение, которое ныне должно откликнуться на слово Божие.

4:8 Согласно другому толкованию (ср. ст. 3−5), физическая земля — Ханаан — никак не может подразумеваться под обетованным покоем Божиим. Когда Давид писал свои псалмы, Израиль уже долгие годы жил в земле ханаанской. Если обретение обетованной земли исполнилось еще во времена Иисуса Навина, то слова Давида в таком контексте лишаются всякого смысла. Однако надежда патриархов была связана не с ханаанской страной, а с небесной (11:6). Подобные аргументы из Ветхого Завета приведены автором и в 7:11; 8:7.

4:9 еще остается субботство. Окончательное празднование субботы (вхождение в покой Божий) ожидает народ Божий в будущем.

4:10 успокоился от дел своих. См. Откр 14:13.

4:12 до разделения души и духа. Некоторые толкователи в этом стихе видят подтверждение теории трихотомического состава человека, предполагающего наличие тела, души и духа. Однако контекст не дает оснований для таких утверждений. В этом стихе речь идет не об «архитектонике» человека, а о силе проникновения в человека слова Божиего и производимой им работы.

4:14 прошедшего небеса. Христос воскрес, вознесся и воссел одесную Бога (8:1), исполняя служение нашего великого и предвечного Первосвященника (7:26; 9:11, 24).

Сына Божия. См. ком. к 1:5.

4:15 искушен во всем. Христос был искушаем, подобно нам, но не поддался искушению. См. статью «Безгрешность Иисуса».

4:16 приступаем с дерзновением. Имея Первосвященником Иисуса Христа, верующие могут смело «приступать» (обращаться) к Богу, ибо им во Христе и благодаря Ему дарована благодать — прощение грехов, искупленных жертвой Христовой, и мир с Богом, достигнутый ходатайством Первосвященника.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: войти в покой Его.
2  [2] — Букв.: не принесло пользы слово услышанное, не соединенное с верой (в некот. рукописях: не растворенное верой) слышавших.
3  [3] — Пс 95 (94):11; то же в ст. 5.
3  [4] — Букв.: (в тот покой), хотя дела Его были совершены от основания мира.
4  [5] — Быт 2:2 (LXX).
6  [6] — Букв.: не вошел.
6  [7] — Или: непокорности.
7  [8] — Пс 95 (94):11.
11  [9] — Букв.: чтобы кто не пал по примеру неверия/непокорности.
12  [10] — Букв.: проникая до разделения души и духа. См. в Словаре Душа.
16  [11] — Букв.: найти благодать для своевременной помощи.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.