К Евреям 8 глава

Послание к Евреям
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Главное же здесь то, что теперь у нас такой Первосвященник, Который воссел справа от престола Владыки Небесного,1
2 и служение совершает Он во Святилище истинном,2 которое Сам Господь поставил, не человек.
3 Всякий первосвященник для того и призван, чтобы приносить дары и жертвы, потому и Первосвященнику, о Котором мы говорим, тоже необходимо было нечто иметь, что мог бы Он принести.
4 Если бы Он на земле оставался, то просто не стал бы священником, потому что здесь и так есть священники, которые приносят дары, как то Закон велит.
5 Они служат во Святилище, которое есть подобие, тень небесного. Моисей потому и был предупрежден, когда собирался устроить Святилище. «Смотри, — было сказано ему, — сделай всё точно по образу и подобию того, что было показано тебе на горе».3
6 Служение же, которое Иисусу было дано, всё ранее бывшее превосходит, как и тот завет новый, который при Его содействии установлен4 и на лучших основан обещаниях.
7 Если бы достаточен5 был первый завет, не было бы нужды в другом.
8 Но Бог, укоряя народ Свой, говорил:

«Вот наступают дни, — говорит Господь, —
когда Свои отношения с домом Израиля и домом Иуды
представлю Я в новом завете.6

9

Не в таком, — продолжает Господь, —
какой давал Я отцам их в тот день,
когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской.
Они завет тот7 нарушили, и Я оставил их.

10

Вот какой завет, — говорит Господь,
определит Мои отношения с домом Израиля после дней тех:
в мысли их вложу законы Мои
и в сердца их впишу.
И буду их Богом, а они будут народом Моим.

11

И не будет тогда никакой нужды
учить ближнего8 своего и брата своего,
говоря им: „Познайте Господа“.
Ведь все они от мала до велика и без того будут знать Меня,

12

потому что все злодеяния их прощу им;
грехи их не вспомню более».9

13 Говоря о новом завете, Бог, в сущности, заявляет, что первый устарел. А устаревшее и пережившее себя10 обречено исчезнуть.

Новой Женевской Библии

8:1−2 Служение Первосвященника «навеки совершенного» связано со священнодействием «в святилище и скинии истинной», воздвигнутой Богом.

8:3 имел, что принести. Иисус принес в жертву Самого Себя: Свою кровь (9:12) и тело (10:10).

8:4 не был бы и священником. На земле Иисус не мог бы быть священником в силу закона Моисеева (7:13). Священническое служение Иисуса, таким образом, осуществляется по иным законам, не земным, а небесным.

8:5 образу и тени. Скрижали, врученные Моисею, содержали лишь смутное отражение будущего служения Иисуса. И скрижали, и установления о богослужении служили одной цели — они указывали на Иисуса.

8:6 Новый завет является лучшим, ибо он заключен с клятвой (7:22), а также потому, что он содержит лучшие обетования (ст. 8−12). По обеим причинам, служение новому завету — «превосходнейшее».

ходатай. Посредник — лицо, представляющее обе договаривающиеся стороны. Моисей охарактеризован как посредник (ходатай) закона (Гал 3:19−20). Сущность посредничества Христа заключается в том, что Он предложил Себя как искупительную жертву за грех (9:14−15; 12:24; 1Тим 2:5−6).

8:7−13 Обетование нового завета в Иер 31:31−34 — объединяющая тема стихов 8:7−10.18, в которых слово, переведенное как «завет», встречается четырнадцать раз. Для сравнения отметим, что оно еще трижды встречается в Послании к Евреям (7:22; 12:24; 13:20) и шестнадцать раз в остальных книгах Нового Завета.

8:7 Божие обетование нового завета, сделанное через Иеремию, свидетельствует, что прежний завет не был окончательным.

8:9 не пребыли в том завете. Одна из причин, обусловившая необходимость нового завета, в том, что народ «не пребывал» в прежнем завете, т.е. нарушал его и закон, сопутствовавший завету.

8:10 вложу законы Мои в мысли их. В отличие от освящения, предусмотренного законом, смерть Христа очищает совесть (9:9−14), поэтому мы в состоянии исполнять волю Божию (держать Его законы в мыслях своих).

8:11 все... будут знать Меня. Закон запрещал всем, кроме первосвященника, входить в Святая Святых (присутствие Бога). При новом завете все могут через Иисуса Христа приходить к Богу (10:19−22).

8:12 грехов их... не воспомяну. В отличие от постоянно повторяющихся жертвоприношений, предусмотренных законом как ежегодное напоминание о грехе (10:3), жертва Иисуса принесла прощение грехов и освящение и совершилась раз и навсегда (10:10, 13, 18).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: Величества в небесах.
2  [2] — Букв.: (как) служитель Святилища и Скинии истинной.
5  [3] — Исх 25:40.
6  [4] — Букв.: Он — Посредник завета.
7  [5] — Букв.: без недостатка/безупречный.
8  [6] — Здесь и далее, в ст. 9, 10, а также в 10:16, в оригинале говорится, что завет будет учрежден. В Новом Завете под словом «завет» подразумевается такой договор, или соглашение, при котором условия выдвигаются только одной стороной, а именно, Богом, да и сама инициатива завета исходит от Него.
9  [7] — Букв.: Мой.
11  [8] — Букв.: гражданина/соотечественника.
12  [9] — Иер 31:31−34.
13  [10] — Или: обветшалое.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.