«Аллилуйя!
Спасение, слава и сила — у Бога нашего,
потому что истинны и праведны суды Его:
осудил Он великую блудницу,
что растлевала землю блудом своим,
и взыскал с нее за кровь слуг Своих».
«Аллилуйя!
Во веки веков восходит дым от огня,
пожирающего этот город».2
«Аминь! Аллилуйя!»
«Славьте Бога нашего все слуги Его,
все, от мала до велика, кто благоговеет перед Ним!»
«Аллилуйя,
ибо Господь Бог [наш] Вседержитель воцарился!
Возрадуемся и возликуем!
Воздадим Богу славу, ибо венчается4 ныне Агнец —
приготовилась уже невеста5 Его.
В тончайший лен, чистый и сияющий, облачена она Богом».6
(Эта белая льняная ткань — праведные дела народа Божия.)7
19:1−10 Торжество непорочной невесты Агнца противопоставляется уничтожению развращенной лжецеркви (Вавилона).
19:1 аллилуйя! Хвалите Бога!
19:2 праведны. Оправданный Богом.
19:4 двадцать четыре старца и четыре животных. См. ком. к 4:4, 6.
19:7 брак Агнца. Т.е. тесная связь, любовь и радость, царящие в отношения между Христом и Его народом. Брак — это осуществление изложенных в Писании обетований.
19:9 брачную вечерю. Вечеря Господня; в отличие от той, что предшествовала Его страданиям, это празднование полного воссоединения Христа и христиан.
19:10 свидетельство Иисусово... есть дух пророчества. Ангел выступает как сослужитель пророков (22:9). Иоанну был дан дух пророчества (22:6); он принимает свидетельство, даруемое ему Иисусом Христом (1:2; 6:9), и передает его Церкви (1:2). Служение Иоанна приравнивается к служению ангелов.
19:11−21 Эта последняя война — кульминация всех войн, которые вел Господь за Свой народ (Исх 15:2; Втор, гл. 20; Авв 3:8−15; Ис 59:16−18; Иез, гл. 38−39; Зах 12:1−9; Зах 14:3−5); она венчает победу, одержанную Христом на кресте (5:9−10; 12:10−11; Ин 12:31; Кол 2:15).
Этот фрагмент описывает шестой цикл судов, ведущих ко Второму пришествию (см. Введение: Характерные особенности и темы). В этом, как и в других, более поздних циклах, образы все больше сосредоточиваются на Втором пришествии Христа и на том, какие события непосредственно предваряют его. В этом цикле фактически все события являются частью Второго пришествия. Но в них — и это типично для книги Откровение — в полной мере проявляются принципы духовной борьбы, которые были действенны на всем протяжении истории Церкви (1Ин 5:4−5; Еф 6:10−20). В конце истории Иисус Христос открывается как вечно сущий Бог (22:13; Евр 13:8).
19:11 отверстое небо. В отличие от фрагмента 4:1, явление Бога с небес теперь открывается не только тайновидцу Иоанну, но и всему человечеству.
19:17 на великую вечерю. См. Иез 39:4, 17−20.
19:19 зверя. См. ком. к 13:1−10.
воинства их, собранные. См. ком. к 16:14.
19:20 озеро огненное. Это — ад, последнее обиталище нечестивых (20:10, 14−15; 21:8; Ис 66:24). Образ огня в слове Божием часто ассоциируется с окончательным осуждением (Иоиль 2:3). См. статью «Ад».