Откровение 4 глава

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Увидел я после этого открытую в небе дверь, и снова донесся до меня голос громкий, звучавший как труба, который я слышал раньше. «Взойди сюда, — сказал он. — Я покажу тебе, что произойдет после того, что уже увидел ты ».
2 И тотчас объял меня Дух — увидел я, что на небе стоит престол и на нем Кто-то сидит.
3 Лик Его сиял,1 как драгоценные камни, как бриллиант2 и сердолик; престол окружала яркая, как изумруд, радуга.3
4 Я видел, что вокруг этого престола стояли и еще двадцать четыре престола, на которых восседали старцы, облаченные в белые одежды, с золотыми венцами на головах.
5 От престола исходили молнии, доносились рокот и раскаты грома,4 горели у престола семь ярких факелов, семь духов Божьих,
6 и простиралось перед ним нечто, подобное морю стеклянному или кристаллу.
Прямо у самого престола, вокруг него,5 были четыре живых существа со множеством глаз и спереди, и сзади.
7 Первое из них льву было подобно, второе походило на тельца, лицо третьего напоминало человеческое, четвертое существо похоже было на летящего орла.
8 У каждого из этих существ было по шесть крыльев и всюду-всюду, даже под крыльями, множество глаз.6 И восклицают они беспрестанно, днем и ночью:

«Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель,
Тот, Кто был, Кто есть, Кто грядет!»

9 Всякий раз, когда воздавали они так славу и честь Сидящему на престоле и возносили Ему, Живущему во веки веков, благодарение,
10 все двадцать четыре старца падали ниц пред Сидящим на престоле и поклонялись Живущему во веки веков. Они слагали венцы свои перед престолом, говоря:
11

«Тебе, Господь, Бог наш,7
и слава, и честь, и власть по праву,
ведь Ты сотворил всё
и по Твоей воле существует всё созданное Тобой».8

Новой Женевской Библии

4:1−5:14 Сцена поклонения Богу как Царю неба и земли. Его престол окружен ангелами, служащими Ему (3Цар 22:19; Иов 1:6; Иов 2:1; Пс 88:7−8; Иез, гл. 1; Дан 7:9−10). Его владычество утверждается в творении (4:11), проявляется в развитии истории (6:1 — 22:5), завершается в Агнце Божием Иисусе Христе (5:1−14; 22:1).

Откровение — это книга, рассказывающая о Боге и о Его величии. Центром таинственных путей истории и духовной борьбы является Сам Бог. Вся вселенная предназначена быть исполненной славой (21:22−23) и благостью Божиими (22:1−5), хвалой Ему (5:13). Отсюда следует, что в этом видении в миниатюре открываются предначертания завершения истории мира (Мф 6:10).

Среди искушений и гонений наилучшей помощью для народа Божия служит откровение Бога и Его славы. Его могущество — гарантия конечной победы, Его справедливость — залог защиты праведного, Его благость и величие — гарантия блаженства и покоя. Кровь Агнца же свидетельствует, что искупление уже совершилось.

В Ветхом Завете скиния (Исх, гл. 25−40) и храм (3Цар, гл. 5−7; 2Пар, гл. 2−4) были образами небесных обителей и престола Божия (Исх 25:40; Евр 8:5−6; Евр 9:1−14). Скорее всего, Иоанн созерцал небесный первообраз, а не его земную копию.

4:1 взойди сюда. Чтобы получить особые откровения, Моисей взошел на гору Синай (Исх 19:3, 20), апостол Павел был восхищен на небо (2Кор 12:2).

покажу... чему надлежит быть после сего. См. ком. к 1:19.

4:2 был в духе. См. ком. к 1:10.

престол стоял на небе. Царственное владычество Бога — главная тема всего Откровения.

на престоле был Сидящий. Явление Бога, как сидящего на престоле, описано без особых подробностей. Это свидетельствует о том, что величие Божие превосходит всякую возможность постичь его. См. ком. к 1:12−20.

4:4 двадцать четыре старца. Духовные сущности, служащие Богу, которые здесь названы старцами за свою мудрость. Как особо приближенные к Божиему престолу, они должны отражать Божию мудрость, которая ассоциируется со старостью (Дан 7:9). Слово «старец» также указывает на аналогию с пресвитерами церкви, совершающими свое служение на земле; поэтому некоторые толкователи высказывают мнение, что здесь старцы олицетворяют собой Церковь.

4:5 молнии и громы и гласы. Таким образом проявляется сила Божия, аналогично Его явлению Израилю на горе Синай (Исх 19:16−19).

семь светильников. См. Зах 4:2, 6; ком. к 1:2. Семеричный свет Святого Духа — это тот изначальный свет, подобием которого был светильник, имевший семь ветвей, описанный в книге Исход (25:31−40). Сходство с текстом 1:12 указывает на то, что семь церквей, как истинный храм Божий, должны излучать свет, отражающий присутствие в Церкви Самого Бога Святым Духом.

семь духов Божиих. Т.е. Святой Дух (см. ком. к 1:4).

4:6 море стеклянное. См. 15:2; Исх 24:10. Этот образ вызывает различные ассоциации. Параллельное место (15:2) напоминает о водах Чермного моря. Поражение фараона и разверзшиеся воды — прообраз конечной Божией победы над злом (Ис 51:9−11). Если так, то стеклянное море изображает воды, покорившиеся силе Божией. Возможно также, что это море — небесный прототип моря, находившегося в храме Соломоновом (3Цар 7:23−25). Самому стилю книги Откровение свойственно соединять в единое целое многие ветхозаветные образы.

четыре животных. Эти небесные служители Божии напоминают о животных или херувимах из гл. 1 и 10 Книги пророка Иезекииля и о серафимах в видениях пророка Исаии (гл. 6).

4:11 Ты сотворил. Славословия и образы, описанные в 4:1−11, сосредоточены на идее творения и тем самым утверждают Божие владычество над вселенной (ком. к 1:8).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: Сидящий (Своим) видом подобен.
3  [2] — Или: яшма.
3  [3] — Или: сияющий ореол.
5  [4] — Букв.: голоса/звуки и громы; то же в 8:5; 11:19; 16:18.
6  [5] — Или: в центре, вокруг престола.
8  [6] — Букв.: вокруг и изнутри они полны глаз.
11  [7] — Некот. рукописи опускают: Бог наш.
11  [8] — Букв .: достоин Ты… принять славу, и честь, и силу/власть, потому что Ты сотворил всё и по Твоей воле (всё) было и создано.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.