Откровение 5 глава

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 В правой руке у Сидящего на престоле увидел я исписанный с обеих сторон и запечатанный семью печатями свиток.1
2 Тут же увидел я ангела могущественного. Он громко вопрошал: «Кто достоин снять печати эти и раскрыть свиток?»
3 Никто, однако, ни на небе, ни на земле, ни под землей не мог раскрыть свиток и посмотреть в него.
4 И от того, что не был найден достойный раскрыть2 этот свиток и посмотреть в него, опечалился я и горько заплакал.
5 Тогда один из старцев утешил меня: «Не плачь, вот Лев из колена Иуды, Потомок3 Давида. Он одержал победу и может снять эти семь печатей и раскрыть свиток».
6 После этих слов его увидел я Агнца со следами заклания,4 вместе с четырьмя живыми существами стоял Он между престолом и старцами. Семь рогов было у Него и семь глаз, иначе сказать, [семь] духов Божьих, посланных по всей земле.
7 Он подошел и взял из правой руки Сидящего на престоле свиток.
8 Когда взял Агнец свиток, четыре живых существа и двадцать четыре старца пали перед Ним (у каждого из них была кифара и золотые чаши, полные фимиама — молитв народа Божия),5
9 и запели они новую песнь:

«Ты вправе взять6 свиток и снять все печати с него:
в жертву Ты был принесен
и кровью Своей для Бога людей искупил,
людей всех колен, всех языков, народов, племен.

10

Сделал Ты их царством7 святых,
священниками Бога нашего,
дабы царствовать им8 на земле».

11 Видел я тогда и слышал хор9 ангелов, окружавших престол (было их тьмы тем и тысячи тысяч), и тех живых существ, и старцев.
12 Ликуя, пел этот могучий хор:10

«Достоин Агнец закланный принять власть,11
богатство, мудрость!
Ему — могущество и честь, хвала12 и слава!»

13 И услышал я, как всякое творение на небе и на земле, под землей и в море — все живые существа во Вселенной13 — вторили:

«Сидящему на престоле и Агнцу —
хвала и честь, слава и могущество
во веки веков!»

14 И в ответ четыре живых существа провозгласили: «Аминь», а старцы пали ниц и поклонились [[Живущему во веки веков]].14

Новой Женевской Библии

5:1−14 Четвертая и пятая главы книги Откровение являются двумя частями одного величественного видения славы Божией (см. ком. к 4:1 — 5:14). С первого стиха пятой главы начинается вторая часть этого видения, основная идея которой сосредоточивается на искуплении и воссоздании (5:1−14). Божии цели искупления и владычества могут быть осуществлены только через Того, Кто единственно достоин славы — Иисуса Христа. Он одновременно представлен как грозный лев из колена Иудина, сражающийся с врагами Божиими (19:11−21; 17:14), и как кроткий Агнец, приобретший Свой народ ценой Своей искупительной жертвы (5:9−10). Только Бог в Своей полноте триединства может исполнить эти величественные замыслы.

Здесь присутствуют Отец — «Сидящий на престоле» (5:1, 7), Сын — «Агнец» (5:6−7) и Дух Божий, образом которого являются рога и очи Агнца (5:6; ком. к 1:4).

Свиток может представлять собой сразу несколько реальностей: завет Божий, Его закон, Его обетования, Его замысел и Его волю. Параллель с книгой Даниила (12:4) указывает на вероятность того, что свиток — это небесная книга, содержащая описание Божиего замысла и предназначения мира. Снятие печатей с книги означает исполнение того, что было замыслено Богом. Евангелист Иоанн плачет (5:4), ибо горячо желает исполнения замыслов Божиих (Мф 6:10). Благодаря искупительной жертве Христа, великое множество людей получило искупление (5:9); цели Исхода и изначального господствующего положения человека как владыки над тварным миром, наконец, достигнуты (5:10). Все творение будет преисполнено хвалой Богу и Агнцу (5:11−14).

5:1−14 Первый цикл судов, которые подводят ко Второму пришествию Христа.

5:1 видел... книгу, написанную внутри и отвне. Книга («свиток») — Божий замысел истории вселенной (см. ком. к 5:1−14).

5:6 Агнец как бы закланный. Здесь употреблено выражение «как бы», потому что, хотя Агнец Божий Христос был действительно заклан, теперь Он жив во веки веков (1:18). Божии определения могут осуществиться в истории только на основании принесенной Христом жертвы и Его воскресения.

семь рогов. Рога в слове Божием часто олицетворяют силу и могущество (Пс 88:18; Пс 91:11; Дан 7:8; Дан 8:3). В данном случае имеется в виду сила вечной жизни Христа, исполненной Духом Божиим (Ин 3:34; Рим 8:11; 1Кор 15:45).

семь духов Божиих. См. ком. к 1:4.

5:9 из всякого колена и языка, и народа и племени. Исполнение обетования, данного Богом Аврааму о благословении в семени его всех народов (21:24−27; 7:9−17; Ис 60:1−5; Быт 12:3; Быт 22:18).

5:10 соделал... царями и священниками. См. ком. к 1:6.

5:11−14 Славословие, вначале звучавшее в непосредственной близости к престолу, теперь распространяется шире и должно наполнить всю вселенную.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: книгу; то же в ст. 2−5 и 7−9.
4  [2] — Некот. рукописи добавляют: и читать.
5  [3] — Букв.: Корень; образно в евр. отпрыск, потомок. См. в Словаре Колена Израиля.
6  [4] — Букв.: Агнца, словно закланного.
8  [5] — Букв.: святых.
9  [6] — Букв.: достоин Ты взять.
10  [7] — В некот. рукописях: нас царями.
10  [8] — В некот. рукописях: нам.
11  [9] — Букв.: голос многих.
12  [10] — Букв.: говорил голосом громким.
12  [11] — Греч. дюнамис — сила, власть, способность к действию.
12  [12] — Или: благословение; то же в ст. 13.
13  [13] — Букв.: и всё, что в них.
14  [14] — Так в TR.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.