«Ты вправе взять6 свиток и снять все печати с него:
в жертву Ты был принесен
и кровью Своей для Бога людей искупил,
людей всех колен, всех языков, народов, племен.
Сделал Ты их царством7 святых,
священниками Бога нашего,
дабы царствовать им8 на земле».
«Достоин Агнец закланный принять власть,11
богатство, мудрость!
Ему — могущество и честь, хвала12 и слава!»
«Сидящему на престоле и Агнцу —
хвала и честь, слава и могущество
во веки веков!»
5:1−14 Четвертая и пятая главы книги Откровение являются двумя частями одного величественного видения славы Божией (см. ком. к 4:1 — 5:14). С первого стиха пятой главы начинается вторая часть этого видения, основная идея которой сосредоточивается на искуплении и воссоздании (5:1−14). Божии цели искупления и владычества могут быть осуществлены только через Того, Кто единственно достоин славы — Иисуса Христа. Он одновременно представлен как грозный лев из колена Иудина, сражающийся с врагами Божиими (19:11−21; 17:14), и как кроткий Агнец, приобретший Свой народ ценой Своей искупительной жертвы (5:9−10). Только Бог в Своей полноте триединства может исполнить эти величественные замыслы.
Здесь присутствуют Отец — «Сидящий на престоле» (5:1, 7), Сын — «Агнец» (5:6−7) и Дух Божий, образом которого являются рога и очи Агнца (5:6; ком. к 1:4).
Свиток может представлять собой сразу несколько реальностей: завет Божий, Его закон, Его обетования, Его замысел и Его волю. Параллель с книгой Даниила (12:4) указывает на вероятность того, что свиток — это небесная книга, содержащая описание Божиего замысла и предназначения мира. Снятие печатей с книги означает исполнение того, что было замыслено Богом. Евангелист Иоанн плачет (5:4), ибо горячо желает исполнения замыслов Божиих (Мф 6:10). Благодаря искупительной жертве Христа, великое множество людей получило искупление (5:9); цели Исхода и изначального господствующего положения человека как владыки над тварным миром, наконец, достигнуты (5:10). Все творение будет преисполнено хвалой Богу и Агнцу (5:11−14).
5:1−14 Первый цикл судов, которые подводят ко Второму пришествию Христа.
5:1 видел... книгу, написанную внутри и отвне. Книга («свиток») — Божий замысел истории вселенной (см. ком. к 5:1−14).
5:6 Агнец как бы закланный. Здесь употреблено выражение «как бы», потому что, хотя Агнец Божий Христос был действительно заклан, теперь Он жив во веки веков (1:18). Божии определения могут осуществиться в истории только на основании принесенной Христом жертвы и Его воскресения.
семь рогов. Рога в слове Божием часто олицетворяют силу и могущество (Пс 88:18; Пс 91:11; Дан 7:8; Дан 8:3). В данном случае имеется в виду сила вечной жизни Христа, исполненной Духом Божиим (Ин 3:34; Рим 8:11; 1Кор 15:45).
семь духов Божиих. См. ком. к 1:4.
5:9 из всякого колена и языка, и народа и племени. Исполнение обетования, данного Богом Аврааму о благословении в семени его всех народов (21:24−27; 7:9−17; Ис 60:1−5; Быт 12:3; Быт 22:18).
5:10 соделал... царями и священниками. См. ком. к 1:6.
5:11−14 Славословие, вначале звучавшее в непосредственной близости к престолу, теперь распространяется шире и должно наполнить всю вселенную.