Судьи 10 глава

Книга Судей израилевых
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 После смерти Авимелеха пришел к власти1 Тола, сын Пуа, внук Додо из колена Иссахара, и стал избавителем Израиля. Жил он в Шамире на Ефремовом нагорье.
2 Был он судьей Израиля, правил им двадцать три года; а когда умер, его похоронили в Шамире.
3 После него пришел к власти Яир из Гилада и был судьей Израиля двадцать два года.
4 Было у него тридцать сыновей, которые ездили на тридцати ослах, и было у них тридцать селений. Их и поныне называют Селеньями Яира,2 что в Гиладе.
5 Когда Яир умер, его похоронили в Камоне.
6 Снова стали израильтяне творить зло перед ГОСПОДОМ, служить ваалам и астартам, богам сирийским, сидонским, моавским, аммонским, филистимским, а от ГОСПОДА отступили, не служили Ему.
7 Разгневался ГОСПОДЬ на израильтян и предал их в руки филистимлян и аммонитян.
8 В тот год они разбили израильтян и подчинили их себе3 на восемнадцать лет — всех израильтян, что были по ту сторону Иордана, в аморейской стране, то есть в Гиладе.
9 Аммонитяне переправились через Иордан, чтобы воевать с коленами Иуды, Вениамина и с родом Ефрема. И израильтян вновь постигли тяжкие беды.
10 Возопили израильтяне к ГОСПОДУ о помощи: «Согрешили мы пред Тобой, отступили от Бога нашего и стали служить ваалам».
11 Ответил ГОСПОДЬ Израилю: « Не Я ли избавлял вас от египтян, от амореев, аммонитян, филистимлян,
12 сидонян, амалекитян, и от Маона, когда вы взывали ко Мне? Все они прежде притесняли вас, но Я избавлял вас от них.
13 А вы отступили от Меня и стали служить другим богам — не стану Я впредь избавлять вас!
14 Идите взывайте о помощи к тем богам, которых вы себе избрали, пусть они и спасают вас в час беды».
15 И взмолились израильтяне ГОСПОДУ: «Согрешили мы; поступи с нами, как угодно Тебе, но, молим Тебя, спаси нас ныне!»
16 Отвергли они чужих богов и стали служить ГОСПОДУ — и Он более уже не мог смотреть на страдания Израиля.
17 Аммонитяне вышли в поход и стали лагерем в Гиладе; вышли и израильтяне и стали лагерем в Мицпе.
18 Народ и правители Гилада рассуждали меж собой: «Кто поведет нас в бой с аммонитянами, тот и станет главой всех обитателей Гилада».

Новой Женевской Библии

10:1−5 Об этих двух судьях — Фоле и Иаире — сообщается кратко, без подробностей, и не по схеме, которая характерна для других историй о судьях (см. Введение: Характерные особенности и темы). Так же кратко рассказывается и о четырех других малых судьях (3:31; 12:8−15).

10:1 Фола. В Священном Писании более нигде не упоминается.

10:3 Иаир. Как и Фола, в Священном Писании больше не упоминается.

10:4 ездивших на тридцати двух молодых ослах. Тридцать два сына, тридцать два осла и тридцать два города во владении — все это символы богатства и власти (5:10).

10:6 — 12:7 Ср. 1Цар 12:11. Число идолов, которым поклонялись израильтяне, множилось (Суд 10:6), внутренний хаос в стране становился все более угрожающим (12:1−7). Иеффай обеспечил только шесть лет мирной жизни (12:7) вместо мира для целого поколения, как другие судьи (3:11, 30; 5:31; 8:28). Он принес в жертву свою собственную дочь.

Между Иеффаем, с одной стороны, и Гедеоном, Авимелехом и Саулом, с другой, существуют явные параллели: Иеффай и Гедеон были известны как могучие воины (6:12; 11:1), и каждый из них вступил в столкновение с ефремлянами (8:1−3; 12:1−6). Как и Авимелех, сын рабыни, Иеффай был изгоем — сыном блудницы (8:31; 9:18; 11:1−2); и тот, и другой окружили себя «праздными и своевольными людьми» (9:4; 11:3). Иеффай и Саул получили власть в городе Массифе (11:11; Цар. 10:17), каждый из них столкнулся с аммонитянами как своими первыми противниками (11:12−29; 1Цар 11:1−11); и тот, и другой поклялись принести в жертву своего первенца (11:30−40; 1Цар 14:24−45).

10:6 богам. В предыдущих рассказах упоминались только «ваалы» и «астарты» (2:11, 13; 3:7). Количество упоминаемых здесь языческих богов указывает на то, что идолопоклонничество все разрушительнее сказывалось на Израиле.

10:10−16 Это единственный случай в Книге Судей израилевых, когда израильтяне каются в своих грехах (1Цар 12:10). В своих обращениях к Господу они только взывали о помощи, и Он каждый раз помогал им (10:10; 2:18; 3:9). И на этот раз Бог видел, что покаяние израильтян было только внешним, но тем не менее Он вновь спасает их (ср. Втор 32:15−38).

10:10 оставили Бога нашего и служили Ваалам. См. ст. 6.

10:13 не буду уже. См. Чис 33:55−56; Втор 8:19−20; Втор 31:16−17; Нав 23:13; Суд 2:3.

10:14 взывайте к богам, которых вы избрали. См. Втор 32:37−38.

10:15 избавь нас. Истинным мотивом покаяния израильтян было не стремление служить Господу, а желание спастись от угнетения.

10:16 не потерпела... страдания Израилева. Бог спас израильтян, несмотря на неискренность их покаяния (ср. Лк 18:1−8).

10:17 в Массифе. См. 11:11; 20:1.

Судьи Израилевы.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: поднялся / был поставлен.
4  [2] — Евр. Хаввот-Яир.
8  [3] — Букв.: сокрушили / угнетали.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.