Судьи 4 глава

Книга Судей израилевых
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Эхуд умер, и снова израильтяне стали творить зло пред ГОСПОДОМ.
2 Тогда ГОСПОДЬ предал их в руки Явина, царя ханаанского, что правил в Хацоре. Военачальником его был Сисера, живший в Харошет-Хаггойиме.
3 Было у Явина девятьсот колесниц, окованных железом, и он двадцать лет жестоко угнетал израильтян. И возопили израильтяне о помощи к ГОСПОДУ.
4 Судьей в Израиле в ту пору была пророчица Девора, жена Лаппидота.
5 Израильтяне приходили к ней за судом, и она разбирала их тяжбы, сидя под пальмой Деворы, между Рамой и Бет-Элем, на Ефремовом нагорье.
6 Она отправила вестника к Вараку, сыну Авиноама, что из Кедеша в земле Неффалима, с таким вопросом: «Не повелел ли тебе ГОСПОДЬ, Бог Израилев: „Взойди на гору Фавор и с собой возьми десять тысяч воинов из колен Неффалима и Завулона,
7 а Я приведу к потоку Кишон Сисеру, военачальника Явина, и предам его в твои руки со всеми его колесницами и воинами“?»
8 Варак ответил ей: «Если ты пойдешь вместе со мной, то пойду и я, а если нет, то и я не пойду».1
9 Она ответила ему на это: «Я пойду вместе с тобой, но тогда не тебе принесет славу этот поход, в который ты выступаешь, — предаст ГОСПОДЬ Сисеру в руки женщины». И Девора отправилась с Вараком в Кедеш.
10 Варак призвал в Кедеш воинов из колена Завулона и Неффалима, и десять тысяч воинов выступили с ним. Девора тоже отправилась с ним.
11 Тогда же Хевер-кеней, отделившийся от рода Каина (потомков из рода Ховава, шурина Моисея), разбил свой стан у дуба, что в Цаананниме, возле Кедеша.
12 И возвестили Сисере, что Варак, сын Авиноама, взошел на гору Фавор.
13 Собрал Сисера все свои колесницы — девятьсот колесниц, окованных железом, — и отправился с войском из Харошет-Хаггойима к потоку Кишон.
14 А Девора сказала Вараку: «Выступай, потому что сегодня предаст ГОСПОДЬ Сисеру в твои руки! Не Сам ли ГОСПОДЬ идет впереди?» Варак спустился с горы Фавор, и с ним десять тысяч воинов.
15 А ГОСПОДЬ острием меча поверг в смятение Сисеру, со всеми его колесницами и войском, при наступлении Варака.2 И бросил Сисера колесницу и бежал пешим.
16 Варак гнал его со всеми его колесницами и войском до самого Харошет-Хаггойима, и пало всё его войско от меча — ни один не спасся.
17 Сам Сисера прибежал к шатру Яэли, жены Хевера-кенея: между Явином, царем Хацора, и домом Хевера-кенея был мир.
18 Вышла Яэль навстречу Сисере со словами: «Сюда, господин мой, сюда, ко мне, не бойся!» Сисера вошел3 к ней в шатер, и она спрятала его под покрывалом.
19 Он попросил ее: «Дай мне немного воды. Мне хочется пить!» Она развязала мех с молоком, напоила его и опять укрыла.
20 И Сисера сказал ей: «Встань у входа в шатер и, если подойдут и спросят, нет ли здесь кого, отвечай: „Нет никого“».
21 А Яэль, жена Хевера, взяла молот и колышек, из тех, что служат для установки шатра, крадучись подошла к Сисере ( когда он задремал, изнуренный) и вогнала колышек ему в висок, пригвоздив голову к земле, — и он умер.
22 Когда Яэль увидела Варака, что гнался за Сисерой, она вышла ему навстречу и сказала: «Пойдем, я покажу тебе того, кого ты ищешь!» Он вошел в шатер и увидел, что Сисера лежит мертвый с колышком в виске.
23 В тот день посрамил4 ГОСПОДЬ Явина, царя ханаанского, перед израильтянами.
24 А израильтяне стали всё чаще одолевать Явина, царя ханаанского, пока не уничтожили его и его подданных.

Новой Женевской Библии

4:2 Иавина. Потомок того Иавина, который упоминается в Нав 11:1−9.

4:4 Девора пророчица, жена Лапидофова. Букв.: «женщина, пророчица, жена Лапидофа». Здесь особо подчеркивается тот факт, что вождем Израиля стала женщина (см. ком. к ст. 9). Пророчица Девора вводится в повествование, когда рассказчик (по аналогии с предыдущими случаями) должен сообщить, что Бог послал народу спасителя (2:16; 6:8 и ком.).

4:6 на гору Фавор. Колебания, проявленные Вараком перед тем как взойти на гору Фавор (север Ездрилонской долины), вполне объяснимы с военной точки зрения: девятьсот колесниц Сисары легко могли окружить гору, не оставив воинам Варака никакой возможности для отступления. В то же время, неуверенность Варака, сомневавшегося в успехе предстоящего сражения, характеризует его как человека, не имевшего достаточно веры и не отличавшегося крепостью духа.

4:7 к потоку Киссону. Ручей Киссон протекал у подножия горы Фавор и на большую часть года полностью пересыхал (см. ком. к ст. 15).

4:8 если... пойдешь. Варак не имел веры в слово Божие. С его точки зрения, такая военная операция была чрезвычайно опасной (см. ком. к ст. 6), и потому он искал поддержки у пророчицы Деворы, предлагая ей вместе с ним отправиться в поход на врага. То, что Бог поручил ему, мужчине, Варак хотел возложить на плечи женщины.

4:9 не тебе уже будет слава. Варак будет наказан за свое маловерие (ст. 8).

но в руки женщины предаст Господь Сисару. Тот факт, что вражеский полководец будет отдан «в руки» другого человека, само по себе лишает Варака славы победителя. Но то, что этим человеком окажется женщина, по понятиям того времени будет означать для него полное бесчестие. Бог венчает славой того, кто ходит верой, а не видением (2Кор 5:7).

4:10 Завулонян и Неффалимлян. См. 5:13−18.

4:13 к потоку Киссону. См. ст. 7:15.

4:14 Господь предаст Сисару. Девора еще раз подтверждает истинность переданного через нее слова Божия.

4:15 Господь привел в замешательство. О том, каким образом Господь привел в замешательство колесницы Сисары и «все ополчение его», сообщается в песне Деворы (5:4−5, 20−21).

4:18−21 См. 5:24−27.

4:21 вонзила кол. В повествовании не дается объяснения поступку Иаили. В библейские времена женщины не участвовали в боевых действиях; умереть от руки женщины считалось великим позором (9:35−54). Смысл этого рассказа заключается в том, чтобы показать, что подвиг был совершен женщиной, и тем самым осудить поведение Варака (ст. 9).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
8  [1] — В LXX добавлено: ибо я не знаю, в какой день будет мне сопутствовать ангел Господень.
15  [2] — Букв.: перед лицом Варака.
18  [3] — Букв.: завернул.
23  [4] — Или: смирил / покорил.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.