Судьи 8 глава

Книга Судей израилевых
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Ефремляне были в негодовании и упрекали Гедеона: «Почему ты с нами так поступил? Почему не позвал нас, когда пошел войной на мидьянитян?»
2 А Гедеон ответил им: «Что я такого свершил в сравнении с вами? Ведь даже те последние гроздья, которые подбирал Ефрем, лучше, чем весь урожай винограда у Авиэзера!
3 Это в ваши руки Бог предал мадиамских князей Орева и Зеэва. А что же такое удалось свершить мне в сравнении с вами?» И их негодование утихло, когда он дал им такой ответ.
4 И Гедеон в сопровождении трехсот своих воинов добрался до Иордана и перешел его, но погоня изнурила их.
5 И Гедеон попросил жителей Суккота: «Прошу вас, дайте моим людям лепешек: мы совсем обессилели, пока гнались за Зевахом и Цалмунной, царями мидьянскими».
6 На это знатные люди Суккота ответили ему: «Разве Зевах и Цалмунна уже у тебя в руках? С чего это мы будем давать хлеб твоему войску?»
7 И тогда Гедеон сказал им: «Вот предаст Господь в мои руки Зеваха и Цалмунну — и пущу я вас в обмолот: пройдусь по вашим спинам терновником пустынным и колючками!»
8 Оттуда он отправился в Пенуэль и там повторил свою просьбу, но жители Пенуэля отвечали то же, что и жители Суккота.
9 Тогда он и им пообещал: «Когда вернусь с победой,1 то разрушу вашу башню!»
10 А Зевах и Цалмунна стояли лагерем в Каркоре, и с ними пятнадцать тысяч воинов — всё, что осталось от войска восточных племен (пали у них в бою сто двадцать тысяч воинов).2
11 Отправился Гедеон тропами кочевников на восток от Новаха и Йогбохи и напал на мидьянитян, когда никто в лагере не ожидал этого.
12 Зевах и Цалмунна бежали, но он погнался за ними и захватил обоих царей мидьянских — Зеваха и Цалмунну, а весь их лагерь привел в замешательство.
13 С войны Гедеон, сын Йоаша, возвращался по Харесским отрогам.
14 Там он захватил и допросил молодого жителя Суккота, и тот написал ему имена знатных людей и старейшин Суккота — всего семьдесят семь человек.
15 Пришел Гедеон к жителям Суккота и объявил: «Вот Зевах и Цалмунна — а вы насмехались надо мной, говоря, что, мол, пока Зевах и Цалмунна не будут у меня в руках, вам не за что давать хлеб моим изнуренным воинам».
16 Он взял старейшин этого селения, велел принести терновник пустынный и колючки и наказал ими людей Суккота.
17 А в Пенуэле он разрушил башню и перебил жителей селения.
18 Зеваха и Цалмунну Гедеон спросил: «Как выглядели те, кого вы убили на Фаворе?» Те ответили: «Они были похожи на тебя, выглядели как царские сыновья».
19 Гедеон сказал: «Это были мои братья, сыновья моей матери. Жив ГОСПОДЬ! Если бы вы сохранили им жизнь, то и я бы не стал вас убивать».
20 И он сказал своему первенцу Етеру: «Иди убей их!» Но юноша даже не обнажил меча — он был совсем молод и потому оробел.
21 На это Зевах и Цалмунна сказали Гедеону: «Подойди и убей нас сам — не всякому это по силам!»3 Гедеон подошел, убил Зеваха и Цалмунну и забрал себе медальоны-полумесяцы4 с их верблюдов.
22 Израильтяне сказали Гедеону: «Правь нами и передай правление сыну и внуку своему, ведь ты избавил нас от мидьянитян!»
23 Гедеон же ответил им: «Ни я, ни сын мой не будем править вами. Сам ГОСПОДЬ будет править вами!»
24 И добавил: «Вот какая у меня к вам просьба: дайте мне каждый из своей добычи по серьге».5побежденных было много золотых серег, как принято у измаильтян.)
25 Израильтяне охотно согласились, расстелили накидку, и каждый бросал туда по серьге из своей добычи.
26 Все серьги, которые Гедеон получил,6 весили тысячу семьсот шекелей золота — и это не считая полумесяцев, подвесок и пурпурных одежд, которые были на мидьянских царях, и не считая цепочек, что были на шее их верблюдов.
27 Из всего этого Гедеон сделал эфод7 и поместил его в родном селении, в Офре. Совратился из-за этого эфода в идолопоклонство весь Израиль, и Гедеону и его роду он стал западней.
28 Мидьянитяне склонились перед израильтянами и не смели более поднять головы. Во дни Гедеона прекратились войны в этой стране, сорок лет был мир.
29 После этого Еруббааль, сын Йоаша, отправился в Офру и жил там в своем доме.
30 У Гедеона родилось семьдесят сыновей, потому что у него было много жен.
31 И его наложница в Шехеме тоже родила ему сына, которого он назвал Авимелех.
32 Гедеон, сын Йоаша, умер в глубокой старости и был похоронен в гробнице своего отца Йоаша в Офре Авиэзеровой.
33 Когда Гедеон умер, израильтяне снова стали блудить, почитая ваалов; сделали они себе богом Баал-Берита.
34 Не помнили уже израильтяне о ГОСПОДЕ, Боге своем, Который избавил их от всех окрестных врагов.
35 Не отплатили они роду Еруббааля, то есть Гедеона, добром за всё, что сделал тот для Израиля.

Новой Женевской Библии

8:1−3 Этот конфликт между ефремлянами и Гедеоном подобен конфликту, который произошел между ними и Иеффаем (см. 12:1−6).

8:4−21 Гедеон не ладил с жителями Сокхофа (Суккофа) и Пенуэла и в конечном счете наказал и тех, и других за то, что они не помогли ему в борьбе с мадианитянами.

8:22 владей нами. Гедеон настолько преуспел в роли судьи, что народ предложил ему стать царем. Гедеон отказался, заявив, что Израилем правит Сам Господь (ст. 23). Саул, оказавшись в аналогичной ситуации (6:15; 1Цар 9:21), на такое же предложение ответил иначе (1Цар 9:22 — 11:15).

8:23 На первый взгляд этот стих, подобно 1Цар 8:7−9, говорит о том, что Израилю не следовало устанавливать монархию. Проблема, однако, не в самой монархии, но в том, какого царя искали израильтяне.

8:24 дайте мне... по серьге. Хотя Гедеон отверг предложенную ему царскую власть, действовал он подобно царю (ст. 25−26, 30).

8:27 ефод. Истинным назначением ефода было приближение первосвященника к Господу(1Цар 23:9−11; 1Цар 30:7−8).

блудно. Гедеон, самый достойный из судей, предшествовавших Самуилу, оказался неспособен руководить народом в духе верности завету (2:16 и ком.).

сетью Гедеону и всему дому его. См. ком. к 2:3. Гедеону всегда недоставало твердости духа при исполнении воли Господа. Как и его отец, он в конечном счете впал в язычество.

8:31 Авимелех. Примечательно, что сын Гедеона от наложницы, жившей в Сихеме, звался Авимелехом, что, вопреки заявлениям самого Гедеона (ст. 23−24), означало «мой отец-царь».

8:33 — 9:57 История Авимелеха показывает, каким несчастьем для страны может обернуться правление недостойного царя. Авимелех, угнетавший народ и нарушавший завет, являл собой полную противоположность спасителю Израиля. История его воцарения вплотную подводит к вопросу о том, каким же должен быть царь Израиля (9:2, 8−20, 28−29). В свете этого весьма примечательным является то, что в жизни Авимелеха и Саула были очень похожие эпизоды (9:23, 54 и ком.). Такое сходство служит отрицательной характеристикой Саулу и его правлению, т.к. дает понять, что он был царем, подобным Авимелеху. Смысл этой истории в том, что Иевосфей, сын Саула, является не лучшим царем, чем Авимелех, сын Гедеона.

8:33 Ваалверифа. Имя языческого бога буквально означает «Ваал, господь завета». Он противопоставляется, таким образом, Господу Богу — истинному Богу завета (см. 9:4 и ком.).

8:34 не вспомнили. Память о спасительных чудесах Божиих была первейшим условием верности завету (2:10 и ком.; 2:12).

8:35 не сделали милости. См. 9:5, 16−19.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
9  [1] — Букв.: в мире.
10  [2] — Букв.: обнажавших меч.
21  [3] — Букв.: каков муж, такова сила его.
21  [4] — Ср. Ис 3:18.
24  [5] — Букв.: по кольцу — имеется в виду кольцо для уха (серьга) или для носа; то же в ст. 25, 26.
26  [6] — Букв.: он попросил.
27  [7] — Эфод — тканный золотом передник или верхняя короткая риза первосвященника; здесь это, скорее, некий культовый предмет или даже статуя, изготовленная, возможно, по инициативе самого Гедеона и установленная в Офре (ср. Исх 32:2−4).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.