1 Царств 15 глава

Первая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Самуил сказал Саулу: «Меня ГОСПОДЬ направил помазать тебя в цари над народом Его, Израилем. Так прислушайся теперь к словам ГОСПОДНИМ!
2 Вот что говорит ГОСПОДЬ Воинств: „Я припомню Амалеку то, что он сделал Израилю: встал у него на пути, когда тот шел из Египта.
3 Иди и разгроми Амалека, уничтожь, предав заклятию, всё, что у него есть. Не щади никого, предай смерти мужчин и женщин, детей и младенцев, быков и овец, верблюдов и ослов!“»
4 Саул собрал войско и выстроил в Телаиме двести тысяч пеших израильтян и десять тысяч иудеев.
5 Подойдя к городу амалекитян, Саул устроил в долине засаду.
6 Он объявил кенеям:1 «Уходите отсюда, покиньте амалекитян, чтобы я не истребил вас вместе с ними. Ведь вы по-доброму поступили с израильтянами, когда те шли из Египта».
И кенеи оставили город, ушли от амалекитян.
7 Саул нанес Амалеку поражение на всем пути от Хавилы до Шура на границе с Египтом.
8 Царя амалекского Агага он захватил живым, а весь его народ, предав заклятию, перебил мечом.
9 Но плененного Агага Саул и его подданные пощадили, как пощадили и ягнят и лучший, откормленный скот из отар и стад.2 Всё ценное они истреблять не стали, а уничтожили лишь худшее, никчемное.
10 И было Самуилу слово ГОСПОДНЕ:
11 «Напрасно Я поставил царем Саула,3 он отступился от Меня и слов Моих не исполнил». Самуил был сильно расстроен и всю ночь взывал к ГОСПОДУ.
12 А рано утром Самуил вышел навстречу Саулу. Тем временем Самуилу рассказали: «Саул ходил в селение Кармил,4 чтобы поставить там себе памятник, а на обратном пути спустился в Гилгал».
13 Когда Самуил пришел к Саулу, тот сказал ему: «Да пребудет с тобой благословение ГОСПОДНЕ! Я исполнил слово ГОСПОДА».
14 «Тогда что за блеяние овец и мычание коров я слышу?» — возразил Самуил.
15 Саул ответил: «Мы забрали их у амалекитян; народ пощадил лучший скот в отарах и стадах, чтобы принести в жертву ГОСПОДУ, Богу твоему, а прочий мы перебили, предав заклятию».
16 «Погоди, — сказал ему Самуил, — я возвещу тебе, что мне сказал ГОСПОДЬ этой ночью». «Говори!» — ответил Саул.
17 И сказал Самуил: «Хотя ты и был незначителен в собственных глазах, разве не стал ты во главе колен Израилевых? Разве ГОСПОДЬ не помазал тебя в цари над Израилем?
18 ГОСПОДЬ отправил тебя в поход, повелел пойти и истребить, предав заклятию, нечестивых амалекитян, воевать с ними, пока не будут они уничтожены.
19 Отчего ты не послушался ГОСПОДА, бросился грабить и сотворил то, что было злом в глазах ГОСПОДА?»
20 Саул ответил Самуилу: «Я послушался ГОСПОДА и выступил в поход, пошел туда, куда направил меня ГОСПОДЬ. Я привел Агага, царя амалекского, а амалекитян истребил.
21 Народ же взял из добычи овец и коров, лучшее из заклятого, чтобы принести жертву ГОСПОДУ, Богу твоему, в Гилгале».
22 Самуил сказал:

«Разве всесожжения и жертвы ГОСПОДУ приятнее
повиновения голосу Его?5
Нет, послушание лучше жертвы,
лучше повиноваться ГОСПОДУ,
чем воскурять бараний жир!

23

Ведь непокорство — такой же грех, как ворожба,
а своеволие — такое же зло, что и идолопоклонство.
Ты отверг слово ГОСПОДНЕ —
и ГОСПОДЬ отверг тебя, отрешил от царства».

24 Саул ответил Самуилу: «Да, я согрешил и преступил повеление ГОСПОДНЕ и твой запрет.6 Я устрашился народа, потому и послушался его.
25 Но теперь, прошу, прости мой грех, вернемся вместе, и я поклонюсь ГОСПОДУ».
26 Самуил сказал Саулу: «Нет, я не вернусь с тобой, потому что ты отверг слово ГОСПОДНЕ, и ГОСПОДЬ отверг тебя, отрешил от царства Израильского».
27 Самуил повернулся, чтобы идти прочь, но тот ухватил его за полу одежды и оторвал ее.
28 А Самуил сказал ему: «Сегодня ГОСПОДЬ так вырвал у тебя царство Израильское, чтобы отдать ближнему твоему, тому, кто лучше тебя.
29 Не может обмануть Дарующий победу Израилю и раскаяться, ведь Он не человек, чтобы раскаиваться».
30 Саул ответил: «Я согрешил, но прошу, уважь меня перед старейшинами и всем народом Израиля, вернемся вместе, и я поклонюсь ГОСПОДУ, Богу твоему».
31 Тогда Самуил вернулся вслед за Саулом, и Саул поклонился ГОСПОДУ.
32 Самуил сказал: «Приведите мне Агага, царя амалекского!» Агаг подошел к нему на дрожащих ногах,7 сказав про себя: «Наверно, миновал горький час моей смерти?»8
33 Но Самуил сказал:

«Твой меч отбирал у женщин сынов —
и у женщины, матери твоей, сына отберут!»


И Самуил изрубил Агага перед ГОСПОДОМ в Гилгале.
34 Затем Самуил отправился в Раму, а Саул вернулся к себе домой, в Гиву Саулову.
35 С тех пор Самуил не виделся с Саулом до дня своей смерти, но скорбел о Сауле, а ГОСПОДЬ сожалел, что поставил Саула царем над Израилем.

Новой Женевской Библии

15:1−35 Саул не повинуется Божиему повелению. За это он во второй раз, и окончательно, отвергается Богом от царства.

15:1 теперь послушай гласа Господа. Слова «слушать» и «глас», неоднократно повторяемые на протяжении данной главы (ст. 14, 19−20, 22, 24), являются для нее ключевыми. Посредством этих двух слов здесь передается идея о необходимости послушания Господу.

15:2 Амалик. Согласно Быт 36:12, 16, амаликитяне — потомки Исава. Это кочевники, обитавшие в северных районах Синайского полуострова и часто вступавшие в столкновения с Израилем. См. Суд 3:13; Суд 6:3−5, 33; Суд 7:12; Суд 10:12.

что сделал Амалик Израилю. См. Исх 17:8−13; Чис 14:43, 45.

15:3 истреби все. Это выражение означает полное посвящение чего-либо или кого-либо Господу; в военное время посвящение производилось посредством уничтожения (см. ст. 8:9, 15, 18, 20−21; Исх 17:14−16; Втор 25:17−19).

от мужа до жены, от отрока до грудного младенца. См. ком. к 22:19.

15:4 в Телаиме. Телаим, по всей видимости, тот же город, что и названный в числе городов колена Иудина Телем (Нав 15:24). В Септуагинте в данном стихе говорите не о Телаиме, а о Галгале, в котором, по мнению некоторых исследователей, и произошла описанная в ст. 1−3 встреча Саула с Самуилом.

15:6 Кинеянам. В Чис 24:20−22 кинеяне упоминаются в одном ряду с амаликитянами (см. также Быт 15:19; Суд 1:16).

ибо вы оказали благосклонность всем Израильтянам. Возможно, этими словами подразумевается тот факт, что поставить судей над Израилем Моисею посоветовал его тесть-кинеянин (Суд 1:16). См. Исх, гл. 18.

15:7 от Хавилы до окрестностей Сура. См. Быт 25:18. О Суре (27:8) говорите как о городе, расположенном в самой удаленной от Иудеи части владений амаликитян — почти на границе с Египтом. Местонахождение Хавилы точно не установлено.

15:8 Агага. Это может быть как титул, так и личное имя царя амаликитян (см. Чис 24:7).

а народ весь истребил. В данном случае имеются в виду те амаликитяне, которые попали к Саулу вместе с Агагом.

15:9 Но Саул и народ пощадили... и не хотели истребить. Этот поступок находился в прямом противоречии с Божиим повелением (ст. 3). Нежелание израильтян уничтожать все лучшее из добычи можно объяснить стремлением извлечь из победы материальную выгоду (грех Ахана также заключался в попытке утаить и присвоить себе то из добычи, что было «заклято», т.е. подлежало уничтожению, Нав 7:1).

15:11 жалею. См. ком. к ст. 29.

он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. В данных словах следует видеть суровое осуждение Саула и отвержение его от царства.

опечалился Самуил. Точнее: «разгневался Самуил». Хотя прямо в тексте об этом и не сказано, Самуил, судя по всему, не только разгневался на Саула за его последние неразумные поступки, но и глубоко огорчился.

взывал к Господу целую ночь. Самуил взывал к Господу, горько сетуя на Саула, но также, возможно, и ходатайствуя пред Ним за недостойного царя. Очевидно, что отвержение Саула огорчало пророка (ст. 35; 16:1).

15:12 Кармил. Поселение к югу от Хеврона (25:2; Нав 15:55). Оно не имеет отношения к одноименному горному массиву на севере Израиля.

поставил себе памятник. Ближайшей параллелью этому поступку является воздвижение памятника самому себе Авессаломом (2Цар 18:18). Авессалом этот свой поступок объясняет желанием «чтобы сохранилась память имени» его (ср. Быт 14:4).

15:17 не малым ли ты был в глазах твоих. Хотя Саул и чувствовал себя во многом зависимым от народа, Самуил сурово осуждает его попытку приуменьшить собственную долю ответственности в произошедшем после победы над амаликитянами.

когда сделался главою колен Израилевых. «Глава», если он не принимает на себя ответственности за своих подчиненных и их поступки, не может считаться подлинным главой. По мысли Самуила, коль скоро «Господь помазал тебя царем» и «послал тебя... в путь» (ст. 18), не может быть и речи о том, чтобы перекладывать ответственность на народ.

15:20−21 Самуил уже полностью опроверг оправдания Саула, но тот продолжает упорно держаться за них. Саул также пользуется случаем, чтобы объяснить щекотливый вопрос сохранения жизни Агагу утверждениями о том, что, вступив в битву с амаликитянами, он дважды исполнил Божие повеление.

15:22 всесожжения. См. ком. к 10:8.

Послушание лучше жертвы. Самуил однозначно не посчитал достойным оправданием слова Саула о том, что скот амаликитян был захвачен для принесения его в жертву. Теперь же он, по видимости, принимает это оправдание, но лишь для того, чтобы подчеркнуть, что ритуальное действо, за которым не стоит чистосердечное смирение, теряет всякий смысл. См. Ис 1:10−17; Иер 6:19, 20; Иер 7:21−26; Ос 6:6; Ам 5:21−24; Мих 6:6−8; ср. Пс 50:18−19; Притч 15:8; Притч 21:3, 27.

15:23 противление то же, что идолопоклонство. Самуил поясняет логику сказанного им в ст. 22. Если непослушание слову Божиему является по сути противлением Ему (12:15), а противление, в свою очередь, приравнивается к идолопоклонству и волшебству (и то и другое предполагает отвержение Господа), то ничем иным как идолопоклонством оказывается и принесение жертв царем, ослушавшимся Бога.

за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя. Сообщая о Божием приговоре Саулу, Самуил делает это так, чтобы ни у кого не осталось никаких сомнений в справедливости этого приговора. Определенное Саулу наказание полностью соответствует его вине. Проступок Саула, о котором говорится в гл. 13, лишил его надежд стать основателем царской династии (13:14); из-за последнего непослушания он в глазах Господа перестает быть царем Израиля.

15:24−25 Саул наконец начинает признавать свою ответственность за произошедшее после победы над амаликитянами («согрешил я»), но, тем не менее, продолжает обвинять народ в том, что он принудил его к этому («я боялся народа и послушал голоса их»). На первый взгляд, исповедание Саулом своего греха кажется вполне достаточным и соответствующим случаю. Однако признание им собственной вины выглядит скорее не знаком готовности вступить на путь примирения с Господом, а попыткой избежать гибели за непослушание (12:25). Другую, более искреннюю исповедь Саул приносит в ст. 30.

15:26 не ворочусь я с тобою. Пророк не считает исповедь Саула чистосердечной (см. ст. 30 и ком.).

15:27 Саул ухватился за край одежды его и разодрал ее. См. ком. к 2:19.

15:28 отторг Господь царство Израильское. Саул оторвал часть одежды Самуила. Самуил же теперь представляет этот эпизод как символизирующий то, что Господь «отторг» (т.е. «оторвал») царство у Саула. См. 3Цар 11:29−33; ср. 19:24, а также поступок Давида (24:−,5).

15:29 не скажет неправды и не раскается. Смысл данного стиха, как и Чис 23:19, в том, что если Господь решил что-то окончательно, то, в отличие от человека, Его нельзя убедить переменить это решение.

Верный Израилев. Титул Господа.

15:30 почти меня ныне пред старейшинами. Саулу было важнее не примириться с Господом, а получить почести перед лицом старейшин народа моего. За это он обещает Самуилу поклониться Господу, Богу твоему.

15:31 возвратился Самуил за Саулом. Перемене Самуилом своего прежнего решения (ст. 26) можно предложить несколько объяснений: 1) Самуил решил последовать за Саулом, поскольку услышал от него чистосердечное исповедание в грехе; 2) после сказанного (ст. 28 и 29) уже нет опасности, что Саул мог счесть тот или иной поступок Самуила знаком смягчения Божиего приговора; 3) Самуил намеревался окончательно разобраться с Агагом.

поклонился Саул Господу. Древнееврейское слово, которое переведено здесь как «поклонился», означает скорее внешнее проявление почитания (ср. 20:41), и поэтому за поклонением Саула вполне может не быть никакого чистосердечного движения.

15:32 конечно горечь смерти миновалась. В Септуагинте: «Неужто смерть так горька?»

15:35 печалился Самуил о Сауле. См. ком. к ст. 11.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
6  [1] — См. Суд 1:16.
9  [2] — Или: животных, которые остались после жертвоприношения первенцев.
11  [3] — Или: сожалею Я, что поставил царем Саула.
12  [4] — Имеется в виду не горная гряда Кармил (евр. Кармель), но селение на земле колена Иуды, недалеко от Хеврона.
22  [5] — Букв.: голосу Господа.
24  [6] — Букв.: твои слова.
32  [7] — Или: в оковах; друг. возм. пер.: бодро.
32  [8] — Или: как же горька смерть!
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.