Под редакцией Кулаковых
1 Саул подговаривал своего сына Ионафана и слуг убить Давида, но Ионафан, сын его, дорожил Давидом.
2 Поэтому Ионафан сообщил Давиду: «Отец мой Саул замышляет убить тебя — постарайся поутру спрятаться в укромном месте.
3 А я выйду и встану рядом с отцом в поле, где будешь ты, заговорю с ним о тебе и посмотрю, что выйдет, а потом перескажу тебе».
4 Ионафан стал говорить своему отцу Саулу добрые слова о Давиде. Он сказал ему: «Да не согрешит царь против слуги своего, против Давида, ведь он не согрешил против тебя, и всё, что он ни делал, было тебе только во благо.
5 Он подвергал опасности душу свою, когда сразил филистимлянина, и ГОСПОДЬ тогда даровал всему Израилю великую победу — ты видел это и радовался. Почему же теперь ты хочешь пролить невинную кровь, ни за что ни про что убить Давида?»
6 Выслушал Саул речь Ионафана и поклялся: «Жив ГОСПОДЬ! Не убью я его».
7 Ионафан подозвал Давида и пересказал ему всё это, а затем привел его к Саулу, и он, как прежде,1 оставался при царе и служил ему.
8 Вскоре вновь случилась война, Давид отправился сражаться с филистимлянами, нанес им великое поражение, и они бежали от него.
9 Однажды злой дух по воле ГОСПОДА опять нашел на Саула, когда тот сидел в своем доме с копьем в руке, а Давид играл на лире.
10 Саул вновь попытался пригвоздить Давида копьем к стене, но тот отскочил от Саула, и копье вонзилось в стену. Той же ночью Давид бежал.
11 Саул послал гонцов к дому Давида, чтобы они подстерегли его и поутру убили. Но Михаль, жена Давида, предупредила его: «Если сегодня ночью ты не спасешься бегством, то завтра тебя убьют».
12 Михаль спустила Давида через окно, и так он бежал и спасся.
13 Затем она взяла изваяние идола и, положив его на постель, укрыла одеждой, а голову обернула козьей шерстью.
14 Когда Саул отправил гонцов схватить Давида, она сказала: «Муж2 болен».
15 Саул опять отправил гонцов за Давидом, велев: «Доставьте его ко мне прямо на постели, и я убью его».
16 Вошли гонцы — и видят: лежит в постели идол с козьей шерстью на голове.
17 Тогда Саул спросил Михаль: «Что же ты обманула меня, дала бежать моему врагу?» А Михаль ответила Саулу: «Давид сказал: если не отпущу, он убьет меня».
18 Так Давид спасся бегством, пришел в Раму к Самуилу и рассказал ему всё, что делал с ним Саул. Они с Самуилом ушли в Найот и поселились там.
19 Когда Саулу донесли, что Давид в Найоте, близ Рамы,
20 Саул послал гонцов, чтобы схватить Давида. Но когда они увидели толпу пророчествующих3 пророков во главе с Самуилом, то сошел на гонцов Саула Дух Божий, и они тоже стали пророчествовать.4
21 Рассказали об этом Саулу, и он отправил других гонцов, но те тоже стали пророчествовать; послал Саул третьих — и с ними случилось то же самое.
22 Тогда он сам отправился в Раму, и, дойдя до большого колодца в Сеху, спросил, где Самуил и Давид. «В Найоте близ Рамы», — ответили ему.
23 И когда он сам подходил к Найоту, что близ Рамы, на него тоже сошел Дух Божий, — так он и шел, пророчествуя в исступлении, пока не добрался до Найота, что близ Рамы.
24 Он даже сбросил одежды — и так и пребывал в исступлении перед Самуилом, лежа нагим весь тот день и следующую ночь. Потому и вошло в поговорку: «Неужели и Саул среди пророков?»
Новой Женевской Библии
19:1 говорил Саул Ионафану, сыну своему, и всем слугам своим, чтобы умертвить Давида. Все прежние тайные попытки Саула избавиться от Давида окончились неудачей (гл. 18). Теперь он переходит к открытым действиям.
19:4 говорил Ионафан доброе о Давиде. Доброе расположение к Давиду Ионафана находится в резком контрасте с ненавистью к Давиду Саула. Это — один момент последовательного противопоставления сына отцу. Ионафан испытывает расположение к Давиду, потому что сознательно принимает уготованное Богом будущее (см. ком. к 18:4, 28; 23:17).
19:6 послушал. Саул уже неоднократно произносил клятвы (14:24, 39, 44−45); по опыту предыдущих можно заключить, что и эту он вряд ли намерен исполнить.
19:9 злой дух. См. ком. к 16:14.
19:12 спустила... Давида из окна. Ср. Нав 2:15; Деян 9:25.
и убежал и спасся. С этого момента Давиду долгое время предстояло постоянно скрываться от Саула.
19:13 взяла статую. Древнееврейское слово, которое передано здесь словом «статуя», переводится и как «домашнее божество».
19:14 он болен. Мелхола дважды (см. ст. 17) прибегает к обману из опасения за свою жизнь. Как следует из последующих поступков Саула (напр., 20:32−33), опасения ее были оправданными (см. ком. к 16:2).
19:17 он сказал мне. См. ком. к ст. 14.
19:18 в Раму. См. ком. к 1:1.
в Навафе. Это слово встречается только в связи с Рамой и может являться не географическим названием, а обозначать «лагерь» или «поселение» (ср. место, где жили пророки, 4Цар 6:1, 2).
19:20 сонм пророков пророчествующих. См. ком. к 10:5.
19:22 до большого источника, что в Сефе. О Сефе нигде больше в Библии не упоминается, однако есть основания предполагать, что это поселение располагалось севернее Рамы. В Септуагинте это место переведено следующим образом: «до источника у гумна, что на лысом холме».
19:23 и на него сошел Дух Божий. До настоящего момента замыслам Саула против Давида препятствовали Ионафан, Мелхола и Самуил. Теперь же царю мешает Сам Бог, ниспосылая на него Духа, который повергает Саула в неистовство (ст. 24).
19:24 И снял и он одежды свои. Одежды часто несут тот или иной символический смысл (см. ком. к 2:19). В свое время Ионафан по доброй воле отдал свою одежду Давиду (18:4), Саул же разоблачается, сам того не желая, под воздействием Духа Божиего (см. ком. к ст. 23).
неужели и Саул во пророках. См. 10:11 и ком. В данном случае это исключено. Саул не «во пророках» (в истинном смысле слова), но иногда, под воздействием Духа Божиего, становится таковым (10:6, 9).