1 Царств 2 глава

Первая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Анна молилась и говорила:

«Ликует о ГОСПОДЕ сердце мое,
вознес ГОСПОДЬ рог мой,1 силой меня наделив.
Уста широко открываю в торжестве над врагами!
Радуюсь, что Ты избавил меня!

2

Ты, ГОСПОДИ, един свят,
нет подобного Тебе!
Нет твердыни, равной Богу нашему!

3

Не множьте гордых речей,
да не выходят из уст ваших слова дерзкие!
ГОСПОДЬ — Бог всеведущий,
людские дела — на весах у Него.

4

Ломаются луки могучих воинов,
а бессильные обретают силу;

5

прежде сытые работают за кусок хлеба,
а голодавшие теперь в том нужды не имеют;2
бесплодная семерых родила,
а многодетная — увядает.

6

От ГОСПОДА — и смерть, и жизнь;
Он низводит в Шеол, Он же из него выводит!

7

От ГОСПОДА — нищета и богатство,
унижение и почет.

8

Из праха поднимет Он бедняка,
из пепла — нищего,
среди князей усадит их,
в наследство даст славный престол.
У ГОСПОДА — устои3 земли,
на них утвердил Он вселенную!

9

Поступь верных Ему укрепит ГОСПОДЬ,
а неверные4 сгинут во мгле:
не своею мощью силен человек!

10

Сокрушит ГОСПОДЬ противников Своих,
обрушит на них гром с небес.
Он будет вершить суд на земле от края и до края!
Да ниспошлет Он силы царю Своему,
рог помазанника5 Своего да вознесет!»

11 Элкана пошел домой в Раму, а мальчик остался служить ГОСПОДУ при священнике Илии.
12 Сыновья Илия были нечестивцами и знать не хотели ни ГОСПОДА,
13 ни священнического долга перед народом.6 Когда кто-нибудь приносил жертву, то, пока мясо еще готовилось, приходил слуга священника с трезубой вилкой,
14 опускал ее в котел, в кастрюлю, в сковороду или горшок, и всё, что попадалось на вилку, священник забирал себе. Так обходились они со всеми израильтянами, приходившими в Силом.
15 И еще до того как сожгут на жертвеннике жир, подходил слуга священника к приносящему жертву и требовал: «Дай священнику мяса на жаркое, вареного он не возьмет, а только сырое».
16 И когда человек отвечал: «Пусть сначала сожгут жир, а потом забирай, что пожелаешь», — тот возражал: «Нет, отдавай сейчас, а если не дашь — возьму силой!»
17 Очень велик был грех этих юношей перед ГОСПОДОМ: с презрением относились они к святыне, жертвоприношению ГОСПОДУ!
18 Самуил служил ГОСПОДУ — был он еще совсем мальчиком и носил льняной эфод.
19 Верхнюю одежду на него шила ему мать, принося ее каждый раз, когда они с мужем приходили для ежегодной жертвы ГОСПОДУ.
20 Илий благословлял Элкану и его жену: «Пусть даст тебе ГОСПОДЬ потомство от этой женщины вместо этого сына, которого вы передали ГОСПОДУ!»7 Затем они возвращались к себе домой.
21 ГОСПОДЬ не оставил Анну: она зачала и родила еще трех сыновей и двух дочерей, а мальчик Самуил рос пред ГОСПОДОМ.8
22 Илий был уже очень стар. Он слышал обо всём, что творят его сыновья, как поступают с израильтянами, как предаются блуду с женщинами, прислуживающими у входа в Шатер Откровения.
23 И спросил их Илий: «Что это вы творите? Слышу я от народа слова о ваших дурных делах.
24 Нет, сыновья мои, недобрые вести я слышу, а ведь их слышит и весь народ ГОСПОДЕНЬ.
25 Если человек согрешит против человека, то Бог может за него заступиться, а если человек согрешит против ГОСПОДА, кто за него вступится?» Но не слушали они предостережений отца, потому что в воле ГОСПОДНЕЙ было предать их смерти.
26 А мальчик Самуил подрастал, и был он угоден и ГОСПОДУ, и людям.
27 Пришел к Илию человек Божий и передал ему, что говорит ГОСПОДЬ: «Разве не открылся Я твоим праотцам,9 когда они были еще в Египте, в рабстве10 у фараона?
28 Из всех колен Израилевых Я избрал твой род себе в священники, чтобы они восходили к Моему жертвеннику, чтобы воскуряли благовония, чтобы носили эфод передо Мной, и все жертвоприношения11 сынов Израилевых Я поручил роду отца твоего.
29 Что же вы попираете12 жертвы и дары, назначенные Мной для Святилища? Ты чтишь своих сыновей превыше Меня, вы жиреете от лучших приношений народа Моего, Израиля!
30 Поэтому так говорит ГОСПОДЬ: „Я воистину обещал, что род твой, род предков твоих, вечно будет предстоять Мне“. Но теперь ГОСПОДЬ изрек: „Не быть тому вовек! Тех, кто чтит Меня, буду чтить и Я, но те, кто относится ко Мне с презрением, будут посрамлены.
31 Настают времена, когда истощу Я твою силу, силу твоего отеческого рода, и никто в нем не будет доживать до старости.
32 С досадою и завистью в глазах ты будешь смотреть на ниспосланные Израилю блага,13 но никогда впредь не будет в роду твоем старца.
33 Впрочем, не отторгну твоих потомков от жертвенника Моего — глазам твоим на муку, душе на страдание. Но все, кто родится в твоем роду, будут умирать во цвете лет.14
34 Вот знамение тебе, которое коснется обоих сыновей твоих, Хофни и Финееса: в один день умрут оба.
35 А Я взращу Себе священника верного, по сердцу будут Мне его дела, по душе, род его Я укреплю, и будет он всегда предстоять помазаннику Моему“.
36 И тот, кто останется в твоем роду, придет к нему с поклоном ради крупицы серебра, ради хлебной лепешки и скажет: „Прошу, поставь меня хоть на какое-нибудь священническое служение, чтобы был у меня кусок хлеба“».

Новой Женевской Библии

2:1−10 Молитва Анны о даровании ей сына была услышана Господом, и она, исполнив данный ею обет, возносит Ему ликующую песнь благодарения. Воспевая в ней всемогущество Божие и Его милость к смиренным духом, Анна открывает основные темы книг Царств. Темы всемогущества Божиего, Его милости и спасительной помощи Своему народу снова звучат в конце Второй книги Царств (гл. 22) в благодарственной песне Давида. Эти две песни, таким образом, представляют собой своего рода поэтическое обрамление первых двух книг Царств. Однако тематическая преемственность не ограничивается пределами этих книг и даже пределами ВЗ — новозаветная благодарственная песнь Марии («Величит душа Моя Господа», Лк 1:46−55) продолжает хвалу, воспетую Анной: обе песни начинаются ликующими словами о Боге Спасителе (ст. 1; Лк 1:46−48), в обеих превозносятся единство и святость Божий (ст. 2; Лк 1:49−50), порицается надменная гордыня (ст. 3; Лк 1:51), отмечается переменчивость человеческих судеб, объясняемая их зависимостью от всесильного Божественного вмешательства в их ход (ст. 4−8; Лк 1:52−53), а также постоянная забота Господа о тех, кто хранит Ему верность (ст. 9; Лк 1:54−55). В последнем стихе своей песни Анна говорит о том, что, хотя человек и бессилен перед Богом, Сам Бог укрепит и придаст силы Своему царю, Своему помазаннику (ст. 9 и 10). Подобно большинству древнееврейских псалмов, благодарственная песнь Анны составлена таким образом, что абстрактные выражения в ней явно преобладают над конкретными деталями, — благодаря этому, как и псалмы, она не привязана жестко к одному какому-то случаю, но могла исполняться в самых разных ситуациях.

2:1 молилась Анна. В тексте не содержится никаких указаний на то, была ли благодарственная песнь сочинена самой Анной, или же она просто применила к своему случаю уже существовавший псалом.

рог. Метафора со значением чести, славы, хвалы. В 2Цар 22:3 Давид, восхваляя Господа, говорит о Нем: «щит мой, рог спасения моего».

2:2 нет твердыни. Это слово обозначает силу и всевластие Божии и передает идею уверенности, безопасности и спасения всех, кто полагается на Него.

2:3 Господь есть Бог ведения. Очевидно, в данном случае речь идет о «ведении» Богом истинной природы человеческих поступков (Нав 22:22; Пс 43:22; Пс 93:11), но одновременно может подразумеваться и Его абсолютная власть унизить или возвысить человека (ср. ст. 7).

2:5 рождает семь раз. Анна родила только шестерых детей (ст. 21). Число «семь» воплощает в себе идеал полноты и завершенности (Руфь 4:15).

2:6 Господь... низводит в преисподнюю и возводит. Ср. Втор 32:39 и Пс 29:4.

2:9 не силою крепок человек. Успех человеку приносят не его личные сила и отвага, а сопутствование ему Господнего благоволения. Наиболее зримый пример этого — избрание Богом Давида, младшего из сыновей Иессея (гл. 16) и победа Давида над гигантом из войска филистимлян (гл. 17) и др.

2:10 царю Своему. Упоминание о царе Господнем предрекает центральное для первых двух книг Царств событие — установление в Израиле монархической формы правления, подразумевая тем самым, что идея царской власти, при условии правильного понимания ее природы, не несет в себе ничего плохого. О том, что Израиль рано или поздно будет иметь над собой царя, неоднократно говорится в Пятикнижии (напр., Быт 49:10; Чис 24:7, 17−19; Втор 17:14−20).

помазанника Своего. Священное помазание в древнем Израиле свершали над священниками (Исх 30:22−33), но в конце концов титул «помазанника Божиего» или просто «помазанника» закрепился за царями. Помазание означало освящение и наделение полномочиями на божественное служение. Кроме того, помазание обещало вставшему на божественное служение помощь свыше для достойного исполнения его. «Помазанник Божий» — наиболее часто употребляемый в книгах Царств (напр., 1Цар 2:35; 1Цар 12:3, 5; 1Цар 16:6; 1Цар 24:6) и Псалтири (напр., Пс 2:2 и 17:51) царский титул. В данном стихе — первый случай такого употребления, хотя представление о помазании царя засвидетельствовано уже в притче Иофама (Суд 9:8, 15). Транслитерацией древнееврейского слова, обозначающего «помазанник», является вошедшее в европейские языки слово «мессия». То же значение имеет и греческое Христос.

2:12 не знали. В древнееврейском тексте здесь использовано то же слово, что и в 3:7, благодаря чему возникает противопоставление сыновей Илия юному Самуилу.

2:13 долга священников. См. Лев 7:28−36; Втор 18:3.

2:15 прежде, нежели сожигали тук. Со времени приношения Авелем «от первородных стада своего и от тука их» (Быт 4:4) тук, т.е. жир, считался лучшей частью жертвенного животного. В качестве лучшей части он, естественным образом, предназначался Богу. Священникам предписывалось сжигать тук на жертвеннике, производя этим приятное Господу благоухание (Лев 3:16; Лев 7:31). Употреблять же его в пищу, как и кровь, строжайше воспрещалось (Лев 3:17; ср. 7:33; Иез 39:19; Иез 44:7, 15); о тех, кто вздумал бы нарушить этот запрет, сказано: «истребится душа та из народа своего» (Лев 7:25).

2:18 Отрок же Самуил. Злоупотреблениям сыновей Илия противопоставляете благочестивое служение как Самуила, так и самого престарелого Илия, должным образом благословляющего Елкану и его жену (ст. 20).

льняной ефод. Своего рода передник, бывший частью облачения священника при исполнении им обязанностей в храме (ср. 22:18). Ефод, в частности, был на царе Давиде во время торжественного перенесения ковчега завета в Иерусалим (2Цар 6:14; см. ком. к 2:28).

2:19 Верхнюю одежду. Поверх льняного ефода священники надевали особого рода верхнюю одежду, в ношении которой также заключался некий сакральный смысл. Данное место — не единственное в книге упоминание об одежде Самуила. Так, например, когда Саул отрывает кусок одежды пророка, тот объясняет это происшествие как знамение того, что Господь отторгнет от Саула его царство (15:27−28). В 28:14 Саул узнает Самуила, когда ему сообщают о «престарелом муже, одетом в длинную одежду» (см. ком. к 19:24).

2:20 даст тебе Господь... ты отдал Господу. Эти слова Илия перекликаются со словами Анны (1:27−28). Оба слова имеют основу, от которой образовано им «Саул» (см. Введение: Характерные особенности и темы).

2:21 возрастал у Господа. Это же древнееврейское выражение, использовано в ст. 26 в составе фразы: «в благоволение у Господа и у людей».

2:22 слышал все. Илий знал, но бездействовал.

спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания. Сакральная проституция однозначно возбранялась Господом (Втор 23:17−18), но несмотря на это продолжала практиковаться представительницами коренного населения Ханаана, из-за чего израильтяне постоянно рисковали навлечь на себя гнев Божий (3Цар 14:23−24; 3Цар 15:12; 4Цар 23:7; Ос 4:14).

2:25 помолятся о нем Богу. Когда речь идет о заступничестве за согрешившего против ближнего своего, тогда оно может способствовать прощению провинившегося, но у согрешившего против самого Бога на прощение нет никакой надежды (за исключением отдельных экстраординарных ситуаций вроде описанной в Исх 32:7−14). Грехи сыновей Илия были обращены в первую очередь именно против Бога (ст. 17), и поэтому они были заведомо обречены.

Господь решил уже предать их смерти. Это утверждение всевластия Божиего не противоречит положению о свободе человеческой воли и о сопряженной с этой свободой ответственностью. Классическим для Библии примером взаимодействия Божиего всевластия и человеческой свободы воли являются неоднократные упоминания в книге Исход об ожесточении сердца фараона. Для ситуации с дурными людьми верным, по всей видимости, является следующий принцип: если человек грешит последовательно, при этом целиком осознавая свою греховность, Бог рано или поздно лишает его способности перемениться (Нав 11:20; Рим 1:24, 26, 28).

2:26 приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей. Слово «возраст», значение которого не ограничивается здесь физическим взрослением, прообразует тему, позже получающую развитие в противопоставлении Саула и Давида (см. ком. к 9:2). Данная фраза, помимо прочего, привлекла внимание евангелиста Луки (2:52), посчитавшего ее подходящей для описания взросления Христа (ср. Притч 3:4).

2:27 человек Божий. Это словосочетание используется, как правило, наравне со словом «пророк» (см., напр., 9:8−11; 3Цар 13:15−18; 4Цар 5:8; 4Цар 6:10−12), или даже вместо слова «посланник (ангел)» (Суд 13:3−6).

дому отца твоего... в Египте. Генеалогии Илия в ВЗ не приводится, однако из ст. 28 можно заключить, что он являлся потомком Аарона. То обстоятельство, что Бог открыл Себя предкам Илия и из всех колен Израиля именно их избрал в священники еще во времена египетского рабства, т.е. оказал им величайшее благодеяние еще до исхода и до откровения на горе Синай, лишний раз подчеркивает, сколь неблагодарным проявил себя дом Илиев во времена пророка Самуила.

2:28 чтобы носил ефод. Упоминаемый здесь «ефод» следует отличать от льняного ефода, о котором говорится в ст. 18, поскольку в данном случае речь идет о первосвященническом ефоде (Исх 28:4−30). К последнему крепился «судный наперсник» (Исх 28:15−30) с уримом и туммимом, служивший для определения, какова в том или ином случае была Божия воля.

И не дал ли Я. Как в ВЗ (напр., Чис 18:8; Втор 18:1), так и в НЗ (напр., 1Кор 9:13−14; 1Тим 5:17−18) неоднократно говорится о том, что Бог заботится о материальном благосостоянии Своих служителей.

2:29 предпочитаешь Мне сыновей своих. Хотя наиболее тяжкие проступки лежат на душе сыновей Илия, а не на его собственной, сам Илий в полной мере достоин порицания. Будучи отцом и умудренным опытом священником, он имел в своем распоряжении и иные средства, кроме слов, чтобы влиять на сыновей (см. ст. 23−25). Его неспособность заставить их исправиться и понимается теперь как предпочтение сыновей Господу (ст. 30).

2:30 вовек. В данном контексте это слово имеет значение не «вечно», а «долго». будут посрамлены. Те, кто предпочитает Господа (см. ком. к 2:29), будут, в свою очередь, предпочтены Им. Те же, кто «бесславят» Его, будут Им «посрамлены» (букв.: «признаны легковесными»).

2:31 не будет старца в доме твоем. Истребление дома Илиева начинается с гибели обоих его сыновей (4:11) и его собственной смерти (4:18). Продолжает его устроенная Саулом резня священников в Номве (22:17−19). Последним же ударом явится отстранение Соломоном первосвященника Авиафара от храмового служения (3Цар 2:26−27).

2:32 бедствие жилища Моего. Древнееврейский текст ст. 32 труден для прочтения, и к тому же ст. 31 и 32 отсутствуют как в Септуагинте, так и в Свитках Мертвого моря. Если все-таки перевод «бедствие жилища Моего» верен, то можно говорить о том, что эти слова являются указанием на захват ковчега филистимлянами (4:1−11) и на разрушение дома Божиего в Силоме (Иер 7:13−14).

2:34 знамение. Пророческие слова часто получали подтверждения в виде знамений (ср. 10:7, 9; 3Цар 13:3, 5; 4Цар 19:29; 4Цар 20:8−9).

2:35 священника верного. Верный священник — это тот, кто сердцем пребывает в согласии с волей Божией, а умом — с замыслом Его, во всех ситуациях поступая соответствующим образом. Такую верность (букв.: «прочность», «твердость») священника Бог наградит, сделав его основателем верного («твердого») дома. Есть основания предположить, что предреченное Господом сбывается в Самуиле, в действительности же оно в полной мере исполнилось в Садоке, священствовавшем при Давиде вместе с Авиафаром (2Цар 8:17), а затем возвысившемся в царствование Соломона (см. ком. к 2:31; 3Цар 2:35). Потомки Садока были первосвященниками в храме Соломона, и оставались таковыми в храме, восстановленном после вавилонского плена.

пред помазанником Моим. Это второе, после слов Анны, указание на скорое установление в Израиле института царской власти (см. ком. к ст. 10).

2:36 из-за... куска хлеба... пропитание. В обвинительных речах пророков, как правило, указывалось на наказание, соответствовавшее каждому конкретному преступлению. В данном случае, безусловно, имеется в виду чревоугодие сыновей Или (см. ст. 12−17 и особ. ст. 29: «утучняли себя»).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Рог — символ могущества и силы; ср. ст. 10.
5  [2] — Так по друг. чтению, букв.: перестают (работать).
8  [3] — Букв.: столбы.
9  [4] — Или: нечестивые.
10  [5] — Здесь, как и в ст. 36, речь идет о будущей монархии и царе как помазаннике Божьем.
13  [6] — Друг. возм. пер.: по обыкновению священники так обходились с народом.
20  [7] — Или: выпросили у Господа.
21  [8] — Букв.: с Господом, ср. Исх 34:28, Втор 18:13.
27  [9] — Букв.: дому отца твоего.
27  [10] — Букв.: в доме, в знач. под властью.
28  [11] — Или: все сжигаемые огнем жертвоприношения.
29  [12] — Или: так жадно смотрите на
32  [13] — Так по друг. чтению. Масоретский текст: ты увидишь бедствие Святилища Моего, и пусть будет благо Израилю.
33  [14] — Букв.: мужами. Друг. возм. пер.: но всех, кто родятся в твоем роду, поразит меч.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.