Библия » Сравнение переводов

1 Царств 26 глава

Первая книга Царств

Под редакцией Кулаковых

1 Жители Зифа пришли к Саулу в Гиву и сказали: «Давид скрывается на холме Хахила, возле Ешимона!»
2 Саул с отборным войском из трех тысяч израильтян выступил в поход в пустыню Зиф на поиски Давида.
3 Саул расположился станом на холме Хахила возле Ешимона, у дороги. Давид, скрываясь в пустыне, узнал, что Саул разыскивает его там,
4 и, отправив лазутчиков, выяснил, что тот действительно близко.
5 Тогда Давид отправился к месту расположения стана Саула высмотреть, где ночуют Саул и военачальник Авнер, сын Нера. Саул ночевал посреди стана, а войско расположилось вокруг него.
6 Давид обратился к Ахимелеху-хетту и к Авишаю, сыну Церуи и брату Йоава: «Кто пойдет со мной в стан к Саулу?» «Я пойду!» – отозвался Авишай.
7 Давид с Авишаем отправились ночью прямо в стан Саула. Сам царь ночевал посреди стана, его копье было воткнуто в землю у изголовья, а всё войско во главе с Авнером расположилось вокруг него.
8 Авишай сказал Давиду: «Ныне предал Бог твоего врага тебе в руки! Позволь мне пригвоздить его копьем к земле – одним ударом, и второго не понадобится».
9 Давид ответил Авишаю: «Не убивай его! Кто может безнаказанно поднять руку на помазанника ГОСПОДНЕГО?»
10 И добавил: «Жив ГОСПОДЬ! Пусть ГОСПОДЬ поразит его, или сам он умрет в свой срок, или пойдет на войну и погибнет,
11 а меня упаси ГОСПОДЬ поднять руку на помазанника ГОСПОДНЕГО. Подай мне копье, что у него в изголовье, и сосуд с водой и пойдем отсюда».
12 Давид забрал копье и сосуд с водой, стоявшие у Саула в изголовье, и они пошли прочь. Никто их не видел, и не знал о них, и даже не проснулся – все спали, потому что напал на них крепкий сон от ГОСПОДА.
13 Давид перебрался на противоположный склон и поднялся на вершину холма – между ним и станом Саула было немалое расстояние.
14 Давид воззвал к войску и к Авнеру, сыну Нера: «Ответь мне, Авнер!» «Кто ты, – отозвался Авнер, – что будишь царя?»
15 Крикнул Давид Авнеру: «Разве ты не мужчина? Да и кто равен тебе в Израиле? Что же ты не охраняешь владыки своего, царя? Приходил тут один безродный1 погубить царя, твоего владыку!
16 Разве это хорошо?! Жив ГОСПОДЬ, вы достойны смерти за то, что не охраняли своего владыки2 – помазанника ГОСПОДНЕГО! Посмотри теперь, где копье и сосуд с водой, что стояли у него в изголовье?»
17 Саул узнал Давида по голосу и спросил: «Не тебя ли я слышу, сын мой Давид?» Давид ответил: «Да, меня, владыка мой царь!»
18 И добавил: «Зачем владыка мой гоняется за слугой своим? Что я сделал тебе плохого?
19 Пусть выслушает теперь владыка мой царь слугу своего: если ГОСПОДЬ тебя послал, настроив против меня, то да будет Ему угодна эта жертва, но если люди тому причиной, то прокляты они пред ГОСПОДОМ! Именно они сегодня лишают меня доли в наследии ГОСПОДНЕМ, отправляют служить другим богам.
20 Да не прольется кровь моя на землю здесь, вдали от ГОСПОДА! Вышел царь Израиля в поход на поиски одной-единственной блохи, гоняется по горам, будто за куропаткой».
21 Саул ответил: «Согрешил я! Вернись, сын мой Давид, и впредь я не причиню тебе зла. Драгоценной ты счел сегодня мою жизнь, а я был безумцем, как глубоко я заблуждался!»
22 Давид сказал: «Вот копье царя, пусть придет сюда один из царских слуг и заберет его.
23 А ГОСПОДЬ пусть воздаст каждому по вере и правде его: сегодня ГОСПОДЬ предал тебя в мои руки, но я не пожелал поднять руку на помазанника ГОСПОДНЕГО.
24 И как я сегодня счел драгоценной твою жизнь, так пусть будет сочтена драгоценной моя жизнь в глазах ГОСПОДА, и пусть Он избавит меня от всякой беды».
25 Саул отвечал Давиду: «Благословен ты, сын мой Давид! Многое ты еще свершишь, во многом преуспеешь!» И пошел Давид своим путем, а Саул вернулся к себе.

Новой Женевской Библии

26:1 Пришли Зифеи... к Саулу. См. ком. к 23,19.

26:6 Ахимелеху. Ахимелех Хеттеянин, нигде более в тексте Библии не упоминаемый, не сопровождает Давида в его тайном набеге на стан Саула, и в этой связи обращение к нему Давида вызывает определенное недоумение. Возможно, повествователь включает эту деталь в качестве напоминания об убийстве Саулом другого Ахимелеха в гл. 22, подчеркивая тем самым милосердие Давида по отношению к своему противнику.

Хеттеянину. Впервые в Библии о хеттеянах (хеттах) упоминается в Быт. 10,15. Однако нет уверенности, что при всех упоминаниях о хеттеянах речь каждый раз идет об одном и том же народе.

26:9 ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным? См. 24,7 и ком.

26:10 пусть поразит его Господь. Слова Давида свидетельствуют о его убежденности в неотвратимости Божиего возмездия, еще более окрепшей после того, как Господь покарал Навала (гл. 25).

26:12 ибо сон от Господа напал на них. Это обстоятельство является еще одним указанием на то, что Давид выжил в борьбе с Саулом и в конечном итоге достиг успеха потому, что весь его жизненный путь находился под непрестанным наблюдением Господа и был направлен Им (см. 30,2.19).

26:19 ступай, служи богам чужим. В данном случае Давид говорит не о своих богословских убеждениях, а о позиции предполагаемых оппонентов.

26:20 одну блоху. См. ком. к 24,15.

за куропаткою по горам. Сравнение Давида с куропаткой станет понятней, если принять во внимание, что в древнееврейском языке это слово имело значение "кликунья", напоминая о том, как Давид взывал к народу с вершины горы (ст. 13,14).

26:21 согрешил я; возвратись. Реакция Давида на признание Саулом своей вины и его приглашение вернуться указывает на то, что он испытывал серьезные сомнения относительно искренности царя (ст. 22). Ср. ответ Самуила на подобное приглашение Саула (15,24-26).

26:25 благословен ты, сын мой Давид. Настроение Саула неустойчиво. Давид, понимая это, не верит ни его исповеданию грехов, ни его благословению, предпочитая сохранять безопасную дистанцию (27,1). См. ком. к 24,21.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.