1 Царств 8 глава

Первая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Когда Самуил состарился, он своих сыновей поставил судьями1 в Израиле.
2 Старшего звали Йоэль, младшего — Авия, были они судьями в Беэр-Шеве.
3 Но не пошли они по стопам отца, а погнались за наживой, стали брать подношения и извращать правосудие.
4 Все старейшины Израиля собрались и пришли к Самуилу в Раму.
5 Они сказали ему: «Ты уже стар, а твои сыновья не идут по твоим стопам. Поставь над нами царя, чтобы он нами правил, как это есть у других народов».
6 Но слова старейшин: «Поставь над нами царя, чтобы он нами правил» — не понравились Самуилу,2 и он стал молиться ГОСПОДУ.
7 ГОСПОДЬ сказал Самуилу: «Прислушайся к голосу народа, ко всему, что они тебе говорят. Ведь не тебя они отвергли, а Меня — чтобы Мне над ними не царствовать.
8 Так они поступали всегда: и когда Я выводил их из Египта, и когда они, отвернувшись от Меня, служили чужим богам, — так поступают и с тобой.
9 Поэтому прислушайся к их просьбе, только сразу объяви им, как именно царь станет править ими».
10 Самуил пересказал все слова ГОСПОДНИ народу, просившему у него царя.
11 Он сказал: «Вот как царь станет править вами: заберет ваших сыновей, одних поставит на свои колесницы, других назначит в конницу, третьих пустит бежать перед колесницами;
12 поставит начальников над тысячами воинов и над полусотнями. Будут ваши сыновья пахать на него и убирать его урожай, делать военное оружие и упряжь для его колесниц.
13 А дочерей ваших он заберет готовить снадобья, варить пищу и печь хлеб.
14 Лучшие ваши поля, виноградники и оливковые рощи заберет он у вас и раздаст своим слугам;
15 от вашего зерна и винограда будет брать десятую часть и отдавать своим царедворцам3 и слугам.
16 Ваших лучших слуг и служанок и даже ослов он заберет себе на службу.
17 Вы будете отдавать ему десятую часть своих стад и сами станете его слугами!
18 Но в тот день, когда вы поднимете плач из-за царя, которого для себя избрали, не ответит вам ГОСПОДЬ».
19 Народ не стал слушать Самуила и сказал: «Нет, пусть над нами будет царь!
20 Мы будем жить, как другие народы: царь станет править нами, поведет нас в военные походы, первым пойдет за нас в бой!»
21 Самуил выслушал речи народа и пересказал их ГОСПОДУ.
22 ГОСПОДЬ ответил Самуилу: «Прислушайся к их словам, поставь им царя». Тогда Самуил сказал израильтянам: «Идите каждый в свой город».

Новой Женевской Библии

8:5 поставь над нами царя. Справедливые сами по себе (см. ст. 1−3) причины, которыми старейшины обосновывали необходимость поставить над Израилем царя, оказались лишь предлогом; на самом деле израильтянами двигало желание стать «как прочие народы» (ср. заключительные слова данного стиха и ст. 20).

чтобы он судил нас. Другое возможное прочтение: «чтобы он вел нас».

8:7 не тебя они отвергли. Услышав слова старейшин о том, что нужен царь, который бы судил народ Израиля (см. ком. к ст. 5), Самуил счел, что они выступали лично против него (ст. 6). Однако, как указал ему Господь, за выступлением старейшин стояло гораздо большее нечестие.

отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Греховность требования старейшин связана не с идеей воплощаемой человеком царской власти как таковой, ибо, как известно, приход земного царя на престол Израиля предвосхищался еще задолго до описываемого момента (см. ком. к 2:10), но с тем, что, высказывая такое требование, старейшины нарушали заветные отношения с Богом (см. Чис 23:21; Втор 33:5 и ком.). Как явствует из слов Самого Господа, приводимых в данном стихе и в следующем за ним, старейшины Израиля согрешили тем, что пожелали вместо Царя Господа иметь царем себе подобного (10:17−19; 12:12−20).

8:10 народу, просящему у него царя. Уже во второй раз в Первой книге Царств встречается ситуация, когда о человеке «просят». В ответ на первую просьбу (просьбу Анны) был дан Самуил. На вторую же будет дан Саул.

8:11 вот какие будут права царя. Злоупотребления, о которых говорится в ст. 11−17, имели место у соседних с Израилем народов.

к колесницам. См. 2Цар 8:4; 2Цар 15:1; 3Цар 4:26; 3Цар 10:26−29.

будут они бегать пред колесницами его. Ср. как поступали Авессалом (2Цар 15:1) и Адония (3Цар 1:5).

8:12−14 тысяченачальниками и пятидесятниками... поля ваши и виноградные и масличные сады ваши. См. ком. к 22:7.

8:15−17 возьмет десятую часть. Требуя себе десятую часть урожая, царь либо присвоит то, что принадлежит Богу (см. Лев 27:30−32; Втор 14:22, 28), либо возложит на плечи народа груз новых податей.

8:18 не будет Господь отвечать вам. Исходя из последствий описанных здесь событий, предпочтение Израилем земного царя Господу в религиозном смысле равнозначно отвержению Господа во имя поклонения ложным богам (Суд 10:10−14).

8:20 как прочие народы. См. ком. к ст. 5.

вести войны наши. Данные слова явно противопоставлены выражению «войны Господни» (18:17; 25:28).

8:22 послушай голоса их, и поставь им царя. Господь не противодействует свободному волеизъявлению Своего народа. По милости Своей Он готов дать народу царя и благословить его, но этот царь будет не таким, каким он представляется народу (см. ком. к 10:1, 7). Поскольку в данной ситуации воцарение земного царя сопряжено с изменой Богу, Израилю предстоит пострадать в его правление так же, как страдали под своими царями прочие народы.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: правителями.
6  [2] — Букв.: были злом в глазах Самуила.
15  [3] — Или: евнухам.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.