3 Царств 22 глава

Третья книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Синодальный перевод (СВ)

 
 

Три года арамеи и израильтяне не воевали друг с другом.
 
Прожили три года, и не было войны между Сирией и Израилем.

На третий год Иосафат, царь иудейский, отправился к царю израильскому.
 
На третий год Иосафат, царь иудейский, пошел к царю израильскому.

Царь израильский сказал тогда своим слугам: «Знаете ли вы, что Рамот в Гиладе — наш? А мы ничего не делаем, чтобы отобрать его у царя арамейского».
 
И сказал царь израильский слугам своим: «Знаете ли, что Рамоф галаадский наш? А мы так долго молчим и не берем его из руки царя сирийского».

И спросил он Иосафата: «Пойдешь ли ты со мной на Рамот Гиладский?» Иосафат ответил царю израильскому: «Куда ты — туда и я, куда твой народ — туда и мой, куда твои кони — туда и мои».
 
И сказал он Иосафату: «Пойдешь ли ты со мной на войну против Рамофа галаадского?» И сказал Иосафат царю израильскому: «Как ты, так и я; как твой народ, так и мой народ; как твои кони, так и мои кони».

Но Иосафат сказал царю израильскому: «Прежде всего вопроси ГОСПОДА».
 
И сказал Иосафат царю израильскому: «Спроси сегодня, что скажет Господь».

Собрал царь израильский четырехсот пророков и спросил их: «Выступать ли мне в поход на Рамот Гиладский или не делать этого?» Они отвечали: «Выступай, Владыка предаст его в руки царя».
 
И собрал царь израильский пророков около четырехсот человек и сказал им: «Идти ли мне войной на Рамоф галаадский или нет?» Они сказали: «Иди, Господь предаст его в руки царя».

Но Иосафат спросил: «Нет ли здесь еще пророка ГОСПОДНЕГО? Мы вопросим Господа через него».
 
И сказал Иосафат: «Нет ли здесь еще пророка Господнего, чтобы нам вопросить через него Господа?»

Отвечал царь израильский Иосафату: «Есть еще один, он также может вопросить ГОСПОДА, — только мне он не по нраву: не пророчествует он обо мне доброго, а только дурное. Это Михей, сын Имлы». На это Иосафат возразил: «Не подобает царю говорить такое!»
 
И сказал царь израильский Иосафату: «Есть еще один человек, через которого можно вопросить Господа, но я не люблю его, ибо он не пророчествует обо мне доброго, а только худое, — это Михей, сын Иемвлая». И сказал Иосафат: «Не говори, царь, так».

Тогда царь израильский подозвал одного царедворца1 и велел ему скорее привести Михея, сына Имлы.
 
И позвал царь израильский одного евнуха и сказал: «Сходи поскорее за Михеем, сыном Иемвлая».

Царь израильский и Иосафат, царь иудейский, сидели каждый на своем престоле возле гумна у ворот Самарии, одетые в свои царские облачения, а все пророки пророчествовали перед ними.
 
Царь израильский и Иосафат, царь иудейский, сидели каждый на седалище своем, одетые в царские одежды, на площади у ворот Самарии, и все пророки пророчествовали перед ними.

Цидкия, сын Кенааны, надел себе на голову железные рога и говорил: «Так говорит ГОСПОДЬ: „Этими рогами ты будешь сражаться с арамеями,2 пока не уничтожишь их!“»
 
И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога, и сказал: «Так говорит Господь: „Этими избодешь сирийцев до истребления их“».

И все пророки повторяли то же самое: «Выступай на Рамот Гиладский, и будет у тебя победа! Предаст его ГОСПОДЬ в руки царя!»
 
И все пророки пророчествовали то же, говоря: «Иди на Рамоф галаадский, будет успех, Господь предаст его в руку царя».

Гонец, которому велели привести Михея, сказал ему: «Пророки единодушны в добрых предзнаменованиях царю. Хоть бы и ты выступил с ними заодно, чтобы и твое слово оказалось добрым!»
 
Посланный, который пошел позвать Михея, говорил ему: «Вот, речи пророков единогласно предвещают царю доброе; пусть бы и твое слово было согласно со словом каждого из них; изреки и ты доброе».

Михей ответил: «Жив ГОСПОДЬ — что откроет мне ГОСПОДЬ мой, то я и стану говорить».
 
И сказал Михей: «Жив Господь! Я изреку то, что скажет мне Господь».

Пришел Михей к царю, и тот спросил его: «Михей, идти ли мне войной на Рамот Гиладский или не идти?» Михей ответил: «Идите, будет у вас победа! Враги будут отданы в руки царя!»
 
И пришел он к царю. Царь сказал ему: «Михей! Идти ли нам войной на Рамоф галаадский или нет?» И сказал тот ему: «Иди, будет успех, Господь предаст его в руку царя».

Царь сказал ему: «Сколько раз заставлять тебя клясться, чтобы ты говорил мне только правду во имя ГОСПОДА?»
 
И сказал ему царь: «Еще и еще заклинаю тебя, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа».

Тогда Михей сказал: «Видел я всех израильтян рассеянными по горам, словно овцы, что остались без пастыря. И сказал ГОСПОДЬ: лишились они своего предводителя,3 отпусти их по домам с миром».
 
И сказал он: «Я вижу всех израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря. И сказал Господь: „Нет у них начальника, пусть возвращаются с миром каждый в свой дом“».

Царь израильский сказал Иосафату: «Говорил я тебе, что не пророчествует он обо мне доброго, а только дурное».
 
И сказал царь израильский Иосафату: «Не говорил ли я тебе, что он не пророчествует обо мне доброго, а только худое?»

А Михей продолжал: «Выслушай слово ГОСПОДНЕ! Я видел ГОСПОДА, сидящего на престоле, и стояло пред Ним всё Воинство небесное по правую и по левую руку.
 
И сказал Михей: «Выслушай слово Господа. Я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его;

Спросил их ГОСПОДЬ: „Кто введет в заблуждение Ахава, чтобы он выступил на Рамот Гиладский и погиб там?“ И один из стоявших пред Ним отвечал Ему так, а другой иначе,
 
и сказал Господь: „Кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе галаадском?“ И один говорил так, другой говорил иначе.

и тогда вышел вперед один из духов, встал пред ГОСПОДОМ и сказал: „Я введу его в заблуждение“. Спросил его ГОСПОДЬ: „Как?“
 
И выступил один дух, стал перед лицом Господа и сказал: „Я склоню его“. И сказал ему Господь: „Чем?“

Тот ответил: „Я отправлюсь к нему и стану ложным духом в устах всех его пророков“. И тогда ГОСПОДЬ сказал: „Да, ты сможешь ввести его в заблуждение. Иди, так и сделай!“
 
Он сказал: „Я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его“. Господь сказал: „Ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так“.

Теперь посмотри вокруг, Сам ГОСПОДЬ вложил ложный дух в уста всех твоих пророков. Беду предрекает тебе ГОСПОДЬ!»
 
И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех этих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе».

Тогда подошел Седекия, сын Кенааны, и ударил Михея по щеке со словами: «Разве Дух ГОСПОДЕНЬ меня уже оставил, чтобы с тобой говорить?»4
 
И подошел Седекия, сын Хенааны, и, ударив Михея по щеке, сказал: «Как, неужели от меня отошел Дух Господень, чтобы говорить в тебе?»

Михей ответил: «Поймешь тогда,5 когда будешь искать укромное место, чтобы спрятаться».
 
И сказал Михей: «Вот ты увидишь это в тот день, когда будешь бегать из одной комнаты в другую, чтобы укрыться».

Сказал тогда царь израильский: «Возьмите Михея и отведите к градоначальнику Амону и к царскому сыну Иоасу.
 
И сказал царь израильский: «Возьмите Михея и отведите его к Амону, градоначальнику, и к Иоасу, сыну царя,

Передайте им, что царь велит держать его под стражей и посадить на хлеб и воду,6 пока я не вернусь с миром».
 
и скажите — так говорит царь: „Посадите этого в темницу и кормите его скудно хлебом и скудно водой, доколе я не возвращусь в мире“».

Михей ответил: «Если ты и вправду вернешься с миром, то не ГОСПОДЬ говорил через меня». И добавил: «Попомните мои слова, народы!»7
 
И сказал Михей: «Если возвратишься в мире, то не Господь говорил через меня». И сказал: «Слушай, весь народ!»

Царь израильский и Иосафат, царь иудейский, выступили в поход на Рамот Гиладский.
 
И пошел царь израильский и Иосафат, царь иудейский, к Рамофу галаадскому.

Царь израильский сказал Иосафату: «Я выйду на бой под видом простого воина, а ты будь в своих царских облачениях». И царь израильский переоделся перед сражением.
 
И сказал царь израильский Иосафату: «Я переоденусь и вступлю в сражение, а ты надень твои царские одежды». И переоделся царь израильский и вступил в сражение.

А царь арамейский велел своим тридцати двум начальникам колесничного войска: «Не ищите боя ни с малым, ни с великим, а только с одним царем израильским».
 
Сирийский царь повелел начальникам колесниц, которых у него было тридцать два, сказав: «Не сражайтесь ни с малым, ни с великим, а только с одним царем израильским».

И когда начальники колесничного войска увидели Иосафата, то решили, что он и есть царь израильский, и устремились к нему, чтобы схватить его. Иосафат закричал,
 
Начальники колесниц, увидев Иосафата, подумали: «Верно, это царь израильский», и поворотили на него, чтобы сразиться с ним. И закричал Иосафат.

и начальники колесниц увидели, что это не израильский царь, и повернули прочь.
 
Начальники колесниц, видя, что это не израильский царь, поворотили от него.

Но один из воинов8 выстрелил из лука и, сам того не ведая, ранил царя израильского стрелой, попавшей между доспехами. Царь сказал своему вознице: «Поверни колесницу, вывези меня из боя — я ранен».
 
А один человек случайно натянул лук и ранил царя израильского сквозь швы лат. И сказал он своему вознице: «Повороти назад и вывези меня из войска, ибо я ранен».

Но жаркая была в тот день битва, и держали царя израильского весь день в колеснице, подпирая его, напротив арамейского войска, — и к вечеру он умер. А кровь из его раны залила днище колесницы.
 
Но сражение в тот день усилилось, и царь стоял на колеснице против сирийцев, и вечером умер, и кровь из раны лилась в колесницу.

Когда зашло солнце, пронесся клич по всему войску: «Идите все по своим городам, по своим землям!»
 
И провозглашено было по всему стану при захождении солнца: «Каждый иди в свой город, каждый — в свою землю!»

Мертвого царя отвезли в Самарию и похоронили там.
 
И умер царь, и привезен был в Самарию, и похоронили царя в Самарии.

А колесницу вымыли в пруду около Самарии, и псы слизывали его кровь, и блудницы там мылись, по слову ГОСПОДА, которое Он изрек.
 
И обмыли колесницу на пруде самарийском, и псы лизали кровь его, и омывались блудницы, по слову Господа, которое Он изрек.

Прочее об Ахаве и обо всех событиях его жизни: и о строительстве дворца из слоновой кости, и обо всех городах, что он строил, — записано в летописи царей израильских.
 
Прочие дела Ахава, все, что он делал, и дом из слоновой кости, который он построил, и все города, которые он строил, описаны в летописи царей израильских.

Ахав отошел к праотцам, а после него воцарился его сын Охозия.
 
И почил Ахав с отцами своими, и воцарился Охозия, сын его, вместо него.

Иосафат, сын Асы, воцарился в Иудее в четвертый год царствования Ахава в Израиле.
 
Иосафат, сын Асы, воцарился над Иудеей в четвертый год Ахава, царя израильского.

Иосафат взошел на престол в возрасте тридцати пяти лет и двадцать пять лет правил в Иерусалиме. Его мать звали Азува, она была дочерью Шилхи.
 
Тридцати пяти лет был Иосафат, когда воцарился, и двадцать пять лет царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Азува, дочь Салаиля.

Он следовал по пути отца своего Асы и не отступал от него, творя то, что праведно в глазах ГОСПОДА. Только капища на холмах разрушены не были, и народ еще приносил жертвы и воскурял в этих капищах.
 
Он ходил во всем путем отца своего Асы, не сходил с него, делая угодное пред очами Господними. Только высоты не были отменены; народ еще совершал жертвы и курения на высотах.

Иосафат заключил мир с царем израильским.
 
Иосафат заключил мир с царем израильским.

Что до прочих деяний Иосафата, его доблестных подвигов и военных походов, то не описаны ли они в летописи царей иудейских?
 
Прочие дела Иосафата, и подвиги его, какие он совершил, и как он воевал описаны в летописи царей иудейских.

Тех немногих из продающих тело свое в капищах, кто уцелел при жизни отца его Асы, он уничтожил.
 
И остаток блудников, которые остались во дни отца его Асы, он истребил с земли.

В Эдоме тогда не было царя, там правил царский наместник.
 
В Идумее тогда не было царя; был наместник царский.

Иосафат построил прочные корабли,9 чтобы ходить в Офир за золотом, но они не дошли туда, а разбились в Эцьон-Гевере.
 
Иосафат сделал корабли на море, чтобы ходить в Офир за золотом; но они не дошли, ибо разбились в Ецион-Гавере.

Тогда Охозия, сын Ахава, предложил Иосафату: «Пусть мои слуги отправятся на кораблях вместе с твоими», — но Иосафат не захотел.
 
Тогда сказал Охозия, сын Ахава, Иосафату: «Пусть мои слуги пойдут с твоими слугами на кораблях». Но Иосафат не согласился.

Иосафат отошел к праотцам и был похоронен в родовой гробнице в Городе Давидовом. После него взошел на престол его сын Иорам.
 
И почил Иосафат с отцами своими, и был погребен с отцами своими в городе Давида, отца своего. И воцарился Иорам, сын его, вместо него.

Охозия, сын Ахава, воцарился над Израилем в Самарии в семнадцатый год царствования Иосафата в Иудее. Он правил в Израиле два года,
 
Охозия, сын Ахава, воцарился над Израилем в Самарии, в семнадцатый год Иосафата, царя иудейского, и царствовал над Израилем два года,

творил он то, что было злом в глазах ГОСПОДА, и следовал по пути отца своего и матери и по пути Иеровоама, сына Невата, вовлекая Израиль во грех.
 
и делал неугодное пред очами Господа, и ходил путем отца своего, и путем матери своей, и путем Иеровоама, сына Навата, который ввел Израиля в грех:

Он служил Ваалу и поклонялся ему, вызывая гнев ГОСПОДА, Бога Израилева, поступая так же, как и его отец Ахав.
 
он служил Ваалу и поклонялся ему и прогневал Господа, Бога Израилева, всем тем, что делал отец его.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
9  [1] — Или: евнуха.
11  [2] — Или: бодать арамеев.
17  [3] — Букв.: господина / владыки.
24  [4] — Или: как же это так, что Дух Господень
25  [5] — Букв.: увидишь в тот день.
27  [6] — Или: давать ему немного хлеба и немного воды; букв.: хлеб притеснения и воду притеснения, т. е. столько хлеба и воды, сколько доступно в осажденном городе.
28  [7] — Букв.: слушайте, все народы.
34  [8] — Букв.: один человек.
48  [9] — Букв.: Таршишские корабли.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.