4 Царств 19 глава

Четвертая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Синодальный перевод (СВ)

 
 

Услышав эти слова, царь Езекия разодрал на себе одежды и, облачившись в рубище, пошел в Храм ГОСПОДЕНЬ.1
 
Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои, и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень.

А смотрителя дворца Эльякима с писцом Шевной и со старшими священниками он отправил в рубищах к пророку Исайе, сыну Амоца.
 
И послал Елиакима, начальника дворца, и Севну, писца, и старших священников, покрытых вретищами, к Исаии, пророку, сыну Амоса.

Передали они Исайе: «Настал этот день — день беды, кары и позора! Пришло время младенцам на свет появиться, но нет у матерей сил родить!
 
И они сказали ему: «Так говорит Езекия: „День скорби и наказания и посрамления — день этот; ибо дошли младенцы до отверстия утробы материнской, а силы нет родить.

Может быть, ГОСПОДЬ, Бог твой, услышит слова главного советника, которого владыка его, ассирийский царь, послал поносить Бога Живого, и ГОСПОДЬ, Бог твой, воздаст за те слова, которые Он слышал! Помолись же о тех, кто еще остался в живых».
 
Может быть, услышит Господь, Бог твой, все слова рабсака, которого послал царь ассирийский, господин его, хулить Бога живого и поносить словами, какие слышал Господь, Бог твой. Принеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых“».

Когда слуги царя Езекии пришли к Исайе,
 
И пришли слуги царя Езекии к Исаии,

он сказал им: «Передайте владыке своему, что говорит ГОСПОДЬ: „Да не пугают тебя услышанные тобой слова, которыми поносили Меня слуги царя ассирийского.
 
и сказал им Исаия: «Так скажите господину вашему — так говорит Господь: „Не бойся слов, которые ты слышал, которыми поносили Меня слуги царя ассирийского.

Я нашлю на него дух, который овладеет им, он получит весть и вернется в свою страну, а там падет от меча по воле Моей“».2
 
Вот Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его“».

Главный советник3 вернулся к ассирийскому царю, когда тот осаждал Ливну, — вернулся, поскольку ему сообщили, что царь уже покинул Лахиш.
 
И возвратился рабсак, и нашел царя ассирийского воюющим против Ливны, ибо он слышал, что тот отошел от Лахиса.

А царю сообщили, что на него идет войной Тирхака, царь Куша. Царь снова послал гонцов к Езекии.
 
И услышал он о Тиргаке, царе эфиопском; ему сказали: «Вот, он вышел сразиться с тобой». И снова послал он послов к Езекии сказать:

Вот что он велел передать иудейскому царю Езекии: «Да не обманет тебя Бог твой, на Которого ты надеешься, обещая тебе, что, мол, не будет Иерусалим предан в руки ассирийского царя.
 
«Так скажите Езекии, царю иудейскому: „Пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь, думая: не будет отдан Иерусалим в руки царя ассирийского.

Ведь ты сам слышал, что сделали ассирийские цари с другими странами: предали они их заклятию, на уничтожение обрекли. А ты надеешься уцелеть?
 
Ведь ты слышал, что сделали цари ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие, — и ты ли уцелеешь?

Уберегли ли боги те народы, что были уничтожены предками моими, — Гозан, Харан и Рецеф или сыновей Эдена, что жили в Телассаре?
 
Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их? Спасли ли Гозан, и Харран, и Рецеф, и сынов Едена, что в Фалассаре?

Где теперь царь Хамата и царь Арпада, где цари города Сефарваима, Хены или Иввы?»
 
Где царь Емафа, и царь Арпада, и царь города Сепарваима, Ены и Иввы?“»

Взял Езекия это послание из рук гонцов, прочитал его и пошел с ним в Храм ГОСПОДЕНЬ. Развернул Езекия свиток тот перед ГОСПОДОМ.
 
И взял Езекия письмо из руки послов, и прочитал его, и пошел в дом Господень, и развернул его Езекия перед лицом Господним,

И так молился Езекия пред ГОСПОДОМ: «ГОСПОДИ, Боже Израиля, над херувимами восседающий! Ты Бог, Ты один над всеми царствами земли, Ты сотворил небо и землю!
 
и молился Езекия пред лицом Господним и говорил: «Господи, Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю.

Внемли, ГОСПОДИ, и услышь, открой, Господи, глаза Свои и посмотри! Услышь слова Синаххериба, который послал своих людей поносить Тебя, Бога Живого.
 
Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Тебя, Бога живого!

Ведь и вправду, ГОСПОДИ, обратили в развалины цари ассирийские все страны и земли их опустошили,
 
Правда, о Господи, цари ассирийские разорили народы и земли их

побросали богов их в огонь и так уничтожили их. (Но ведь то не боги были, а творение рук человеческих — лишь дерево и камень.)
 
и побросали богов их в огонь; но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень; потому и истребили их.

Но Ты, ГОСПОДИ, Боже наш, спаси нас от рук его — и узнают все царства на земле, что один Ты — ГОСПОДЬ Бог».
 
И ныне, Господи, Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один».

А Исайя, сын Амоца, послал передать Езекии такие слова ГОСПОДА, Бога Израиля: «Я услышал, как ты взывал ко Мне о Синаххерибе, ассирийском царе,
 
И послал Исаия, сын Амоса, к Езекии сказать: «Так говорит Господь, Бог Израилев: „То, о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя ассирийского, Я услышал“.

и вот что изрек о нем ГОСПОДЬ: „Смеется над тобой, презирает тебя дева, дочь Сиона,4 качает головой тебе вслед дочь Иерусалима!
 
Вот слово, которое изрек Господь о нем: „Презрит тебя, посмеется над тобой девствующая дочь Сиона; вслед тебе покачает головой дочь Иерусалима.

Кого поносил ты, Кого хулил, на Кого голос возвысил, на Кого смотрел свысока? На Святого Бога Израиля!
 
Кого ты порицал и поносил? И на кого ты возвысил голос и поднял так высоко глаза свои? На Святого Израилева!

Через посланцев своих ты Владыку поносил, хвастался: „Множеством колесниц я покорил горы, добрался до дальних отрогов Ливана, срубил высокие его кедры и лучшие кипарисы, дошел до удаленных обителей, до цветущего его леса;
 
Через послов твоих ты порицал Господа и сказал: "Со множеством колесниц моих я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его, и пришел на самое крайнее пристанище его, в рощу сада его;

копал я колодцы в чужой стране и воду из них пил, стопами ног своих осушал все египетские реки“.5
 
и откапывал я и пил воду чужую, и осушу ступнями ног моих все реки египетские".

Разве не слышал ты, что издавна Я это сотворил, издревле замыслил, а ныне свершил? Потому ты и обращаешь городские твердыни в груды развалин.
 
Разве ты не слышал, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь укрепленные города, превращая в груды развалин?

Бессильны жители их, в замешательстве они и в смятении, уподобились траве полевой, зелени, траве, что растет на крышах6 и засыхает прежде, чем даст колос.
 
И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде. Они стали как трава на поле и нежная зелень, как порост на кровлях и опаленный хлеб, прежде нежели выколосился.

На месте ли ты стоишь, уходишь ли, возвращаешься — всё это Я знаю, как знаю и то, что ты весь в ярости против Меня.
 
Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я все знаю; знаю и дерзость твою против Меня.

За гнев твой против Меня, за дерзость, что достигла слуха Моего, — продену тебе кольцо в нос, в рот тебе вложу удила и отправлю тебя назад той же дорогой“.
 
За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой и возвращу тебя назад той же дорогой, которой пришел ты“.

А тебе, Езекия, будет такое знамение: в этот год ешьте только то, что само родится, и на следующий — самородный хлеб, а на третий год сейте и жните, разбивайте вновь виноградники и плоды с них ешьте.
 
И вот тебе, Езекия, знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и в другой год — самородное, а на третий год сейте и жните, и сажайте виноградные сады и ешьте плоды их.

Снова пустит тогда уцелевший остаток рода Иуды глубоко свои корни — и крона его принесет плоды обильные.
 
И уцелевшее в доме Иудином, оставшееся пустит опять корень внизу и принесет плод вверху,

Ведь из Иерусалима выйдет остаток, с горы Сион — уцелевшие. Безраздельной любовью к народу Своему 7 ГОСПОДЬ Воинств свершит это.
 
ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное — от горы Сион. Ревность Господа Саваофа сделает это.

Потому говорит ГОСПОДЬ о царе ассирийском: „Не войти ему в город сей, стрелами не достать, со щитами не приблизиться, вала у стен его не насыпать.
 
Поэтому так говорит Господь о царе ассирийском: „Не войдет он в этот город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала.

Какой дорогой пришел он, той и возвратится, а в город этот ему не войти, — так говорит ГОСПОДЬ, —
 
Той же дорогой, которой пришел, возвратится, и в город этот не войдет, — говорит Господь. —

ибо Я сохраню этот город, сберегу его ради Себя и ради слуги Моего Давида“».
 
Я буду охранять город этот, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего“».

В ту же ночь всё и произошло: выступил ангел ГОСПОДЕНЬ и сразил в ассирийском стане сто восемьдесят пять тысяч человек — к рассвету всюду лежали трупы!
 
И случилось в ту ночь: пошел ангел Господень и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые.

Тогда Синаххериб, ассирийский царь, отступил и возвратился в Ниневию, где и остался.
 
И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь ассирийский, и жил в Ниневии.

Однажды, когда он совершал поклонение в капище своего бога Нисроха, его сыновья Адраммелех и Сарэцер сразили его мечом,8 а сами бежали в страну Урарту. После него воцарился его сын Асархаддон.
 
И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Эта глава с небольшими изменениями повторяется в Ис 37.
7  [2] — Или (ближе к букв.): там Я устрою так, чтобы он пал от меча.
8  [3] — Или: Рав-Шаке.
21  [4] — Дева, дочь Сиона — поэтическое обозначение Иерусалима (см. также Плач 2:13).
24  [5] — Здесь ассирийский царь воображает себя божеством и приписывает себе сверхъестественную силу и способность осушать реки, проходя по их руслу.
26  [6] — В друг. рукописях: как трава на земляных террасах.
31  [7] — Или: ревностью.
37  [8] — Вероятная дата убийства Синаххериба — 681 г. до Р.Х.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.