Притчи 21 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Синодальный перевод (СВ)

 
 

Ручьям подобно сердце царя в руке ГОСПОДА: куда пожелает Он, туда его и направит.
 
Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его.

Все пути человека прямы в его глазах, но ГОСПОДЬ испытует сердца.1
 
Всякий путь человека прям в глазах его, но Господь взвешивает сердца.

Поступки справедливые и праведные желаннее для ГОСПОДА, чем жертва.
 
Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.

Надменные взгляды и сердца гордые сеют плевелы греха на ниве2 нечестивцев.3
 
Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех.

Замыслы человека усердного принесут достаток,4 а тот, кто всё наспех делает, впадет в нужду.
 
Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.

Богатство, добытое лживым языком, — лишь уносимый ветром пар,5 ловушка смерти.6
 
Приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти.

Сметет7 нечестивцев само их злодейство, потому что они отказываются поступать справедливо.
 
Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.

Извилист путь человека порочного,8 а кто душою чист — тот поступает честно.9
 
Превратен путь человека развращенного, а кто чист, того действие прямо.

Лучше на самом краю крыши ютиться,10 чем жить в просторном доме со сварливой женой.11
 
Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливой женой в просторном доме.

Нечестивец страстно желает зла и ближнего своего не пощадит.
 
Душа нечестивого желает зла, не найдет милости в глазах его и друг его.

Наказывают бесстыдного человека — простак мудрее становится; когда же мудрого вразумляют — он обретает знание.12
 
Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.

Праведный следит за домом нечестивца, на беду нечестивцев обрекает.13
 
Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастье.

Кто к мольбам бедняков глух — сам однажды позовет на помощь, да никто не отзовется.
 
Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить — и не будет услышан.

Тайный дар успокоит гнев, взятка из-под полы лютую ярость погасит.
 
Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху — сильную ярость.

Когда торжествует справедливость, праведник радуется, а злодей приходит в смятение.14
 
Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло.

Кто с пути разумного сбился, лишь в кругу мертвецов15 обретет покой.
 
Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.

Любишь веселиться — в нужду попадешь; тому, кто вино и пиры16 любит, богатым не бывать.
 
Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.

Выкуп за праведника — нечестивец, за честного — лжец.17
 
Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного — лукавый.

Лучше в пустыне жить, чем вместе со сварливой18 и злобной женой.
 
Лучше жить в земле пустынной, нежели с женой сварливой и сердитой.

Запасется мудрый и сокровищем желанным, и оливковым маслом, а глупец всё проест.19
 
Вожделенное сокровище и тук — в доме мудрого; а глупый человек расточает их.

Кто стремится к праведности и неизменной любви — обретет и жизнь, и праведность, и славу.20
 
Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.

Мудрый человек выступит против целого города воинов, и разрушит твердыню, на которую они полагались.
 
Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись.

Кто в чистоте хранит уста свои и язык, тот сохранит себя от бед.
 
Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

Вот каков кощунник: дерзок он, надменен и полон необузданной гордыни.
 
Надменный злодей — кощунник имя ему — действует в пылу гордости.

Погубит лентяя его собственная прихоть, потому что руками не хочет трудиться.
 
Алчность ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать;

Каждый день снедает его прихоть, а праведник раздает, не скупясь.21
 
всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.

Жертвы нечестивцев — мерзость для Господа, а принесенные со злым умыслом22 — и подавно.
 
Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.

Лжесвидетель сгинет,23 а тот, кто внимательно выслушает свидетелей, выиграет тяжбу.24
 
Лжесвидетель погибнет, а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.

У нечестивца глаза25 бесстыжие, человек же честный думает, как ему поступить.26
 
Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.

Бессильны пред ГОСПОДОМ27 и мудрость, и разум, и совет.
 
Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.

Готовят коня ко дню битвы, но победа28 — от ГОСПОДА.
 
Коня готовят на день битвы, но победа — от Господа.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: взвешивает сердца. Этот стих почти дословно повторяет 16:2.
4  [2] — Или: целине.
4  [3] — Друг. возм. пер.: а светильник нечестивцев — грех.
5  [4] — Друг. возм. пер.: усердный заботится о достатке.
6  [5] — Друг. возм. пер.: это только морок.
6  [6] — Так по друг. чтению, кот. поддерживает LXX; масоретский текст: мимолетное дыхание (или: уносимый пар) стремящихся к смерти. Ср. Пс 1:4.
7  [7] — Или: поймает (в ловушку); ср. 5:22.
8  [8] — Смысл оригинала неясен.
8  [9] — Или: прямо; здесь противопоставление «извилистого» пути и «прямых» (т. е. «справедливых», «честных») поступков.
9  [10] — Крыши ближневосточных жилищ были плоскими и могли использоваться, в частности, как место ночлега; см., напр., 1Цар 9:25.
9  [11] — Стих дословно повторяется в 25:24.
11  [12] — Ср. подобное высказывание в 19:25.
12  [13] — LXX: праведник понимает (что на) сердце нечестивых людей, и из-за своих злодеяний они ненавистны ему. Друг. возм. пер.: праведный (Бог) следит за домом нечестивого; Он подвергнет нечестивого гибели.
15  [14] — Или: когда восстанавливается справедливость, это радость для праведника, а злодею — погибель; ср. 10:29.
16  [15] — См. примеч. к 2:18.
17  [16] — Букв.: вино и оливковое масло; оливковое масло употреблялось для умащений, а также в качестве косметического средства и было атрибутом пиров и праздников, ср. 27:9, а также Пс 103:15; Ам 6:6.
18  [17] — Зло, которое нечестивец замышлял против праведника, постигнет его самого, ср. 11:8.
19  [18] — Друг. чтение: вздорной.
20  [19] — Или: растратит.
21  [20] — Или: хвалу.
26  [21] — Друг. возм. пер.: каждый день лентяй снедаем жадным желаньем, а праведник раздает не скупясь. Стихи 25 и 26 связывает между собой одно ключевое слово — «прихоть» (или: алчность, неуемное желанье), присутствующее в обеих пословицах.
27  [22] — Или: из худых побуждений.
28  [23] — Ср. 19:5,9.
28  [24] — Букв.: но тот, кто слушает, будет вовеки (или: успешно) говорить.
29  [25] — Букв.: лицо; другой возм. пер.: у нечестивца (ни один мускул не дрогнет) на лице, честный (же не сделает шага, прежде чем) всё не взвесит.
29  [26] — Или: а честный обдумывает свои пути. Так по друг. чтению, масоретский текст: твердо следует по своему пути.
30  [27] — Друг. чтение: вопреки Господу.
31  [28] — Или: спасение.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.