Иеремия 46 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Синодальный перевод (СВ)

 
 

Вот слово ГОСПОДНЕ о народах, которое было пророку Иеремии.
 
Слово Господне, которое было к Иеремии, пророку, о народах языческих:

«О Египте слово это: о войске фараона Нехо,1 царя египетского, стоявшем у реки Евфрат в Каркемише и разбитом Навуходоносором, царем вавилонским, в четвертый год правления Иоакима, сына Иосии, царя иудейского:
 
o Египте, о войске фараона Нехао, царя египетского, которое было при реке Евфрате, в Кархемисе, и которое поразил Навуходоносор, царь вавилонский, в четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя иудейского:

„Берите щиты свои малые и большие,2 выходите на битву, пешие.
 
«Готовьте щиты и копья и вступайте в сражение;

Коней седлайте, все по коням, всадники. Шлемы надев, стройтесь в ряды, копья точите, наденьте доспехи.
 
седлайте коней и садитесь, всадники, и становитесь в шлемах; точите копья, облекайтесь в броню.

Но что же Я вижу?3 — говорит ГОСПОДЬ. — Самые смелые воины их убиты, а другие отступают в смятении, бросились в бегство, бегут не оглядываясь, ужас объял всех.
 
Почему же, вижу Я, они оробели и обратились назад? И сильные их поражены и бегут не оглядываясь. Отовсюду ужас, — говорит Господь. —

Право, не убежит быстрый, не спасется могучий. На севере, у реки Евфрат, споткнулись они и упали.
 
Не убежит быстроногий, и не спасется сильный: на севере, у реки Евфрат, они споткнутся и падут.

Кто это, подобно Нилу, вздымается, подобно потокам бурлящих вод?
 
Кто это поднимается, как река, и, как потоки, волнуются воды его?

Это Египет, подобно Нилу, вздымается, сродни потокам бурлящих вод. Говорит он: „Поднимусь, покрою землю, уничтожу города и живущих в них!“
 
Египет поднимается, как река, и, как потоки, взволновались воды его, и говорит: „Поднимусь и покрою землю, погублю город и жителей его“.

Неситесь, кони! Безумно мчитесь, колесницы! Пусть выйдут вперед смелые воины — эфиопы и ливийцы, щитоносцы и лидийцы,4 лучники, натягивающие тетиву!“
 
Садитесь на коней, и мчитесь, колесницы, и выступайте, сильные эфиопы и ливийцы, вооруженные щитом, и лидийцы, держащие луки и натягивающие их.

То день Владыки, ГОСПОДА Воинств! Воздаст Он врагам Своим в день возмездия.5 Будет меч пожирать их, насытится и упьется их кровью. Это заклание жертвенное совершит Владыка, ГОСПОДЬ Воинств, в земле северной, у реки Евфрат.
 
Ибо день этот у Господа Бога Саваофа есть день отмщения, чтобы отомстить врагам Его. И меч будет пожирать, и насытится, и упьется кровью их; ибо это Господу Богу Саваофу будет жертвоприношение в земле северной, при реке Евфрат.

В Гилад отправляйся,6 принеси бальзам, дева, дочь египетская! Но напрасно ты лечишь раны, исцеления тебе не будет!
 
Пойди в Галаад и возьми бальзама, дева, дочь Египта; напрасно ты будешь умножать врачевание, нет для тебя исцеления.

Услышали народы о твоем позоре, плач твой наполнил землю. Воин споткнулся о воина, и оба разом упали».
 
Услышали народы о посрамлении твоем, и вопль твой наполнил землю; ибо сильный столкнулся с сильным, и оба вместе пали».

Вот слово, которое изрек ГОСПОДЬ пророку Иеремии, о нашествии Навуходоносора, царя вавилонского, на Египет, чтобы уничтожить египтян.7
 
Слово, которое сказал Господь пророку Иеремии о нашествии Навуходоносора, царя вавилонского, чтобы поразить землю египетскую:

«Провозгласите в Египте и возвестите в Мигдоле, возвестите в Мемфисе и Тахпанхесе: „Встаньте и изготовьтесь к битве, ибо пожрет меч всё вокруг вас!“
 
«Возвестите в Египте, и дайте знать в Магдоле, и дайте знать в Нофе и Тафнисе. Скажите: „Становись и готовься, ибо меч пожирает окрестности твои“».

Почему священный бык твой повержен? Не устоял он8 — опрокинул его ГОСПОДЬ.
 
Отчего сильный твой опрокинут? Не устоял, потому что Господь погнал его.

Он многих ослабил, стали они спотыкаться, падают один на другого и говорят друг другу: „Поднимайтесь! Вернемся к народу нашему, на родину нашу от меча беспощадного“.
 
Он умножил падающих, даже падали один на другого и говорили: «Вставай и возвратимся к народу нашему, в родную нашу землю от губительного меча».

Назовите фараона, царя египетского, таким именем: „Хвастун, упустивший время“.9
 
А там кричат: «Фараон, царь Египта, смутился; он пропустил условленное время».

„Клянусь Собой,10 — говорит Царь, имя Его — ГОСПОДЬ Воинств, — и тем, что Фавор стоит среди гор, а Кармил — у моря, он обязательно придет“.
 
«Живу Я! — говорит Царь, Которого имя Господь Саваоф. — Как Фавор среди гор и как Кармил при море, так верно придет он.

Собери пожитки, к плену готовься, жительница Египта, ибо Мемфис руинами станет, будет разрушен и необитаем.
 
Готовь себе нужное для переселения, дочь — жительница Египта, ибо Ноф будет опустошен, разорен, останется без жителя.

Египет — красивая корова, но летит на нее овод с севера.
 
Египет — прекрасная телица, но погибель от севера идет, идет.

Даже наемники в ее рядах подобны холеным быкам. Но и они повернули обратно, бросились в бегство, не устояли, ибо грядет день их страданий, время расплаты.
 
И наемники его среди него, как откормленные тельцы, — и сами обратились назад, побежали все, не устояли, потому что пришел на них день погибели их, время посещения их.

Египет шипит, как змея, которая ускользает,11 ибо спешат враги ее с войском, идут на нее с топорами, подобно дровосекам.
 
Голос его несется, как змеиный; они идут с войском, придут на него с топорами, как дровосеки.

Порубят леса ее, — это слово ГОСПОДНЕ, — ибо они непроходимы, ведь воинов у них больше, чем саранчи, нет им числа.
 
Вырубят лес его, — говорит Господь, — ибо они несметны: их более, нежели саранчи, и нет числа им.

Посрамлена дочь Египта, отдана народу северному».
 
Посрамлена дочь Египта, предана в руки народа северного».

ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля, говорит: «Я воздам Амону Фивскому,12 фараону и Египту, богам и царям его, фараону и уповающим на него.
 
Господь Саваоф, Бог Израилев, говорит: «Вот, Я посещу Аммона, который в Но, и фараона, и Египет, и богов его, и царей его, фараона и надеющихся на него;

Я отдам их в руки тех, кто жаждет их смерти, в руки Навуходоносора, царя вавилонского, и слуг его. Позднее возродится Египет, станет обитаем, как в прежние дни. Таково слово ГОСПОДНЕ.
 
и предам их в руки ищущих души их, и в руки Навуходоносора, царя вавилонского, и в руки рабов его; но после того будет он населен, как в прежние дни», — говорит Господь.

Ты же не бойся, слуга Мой Иаков, не страшись, Израиль! Знай, Я приду на помощь к тебе в той далекой земле и спасу тебя вместе с потомством твоим из изгнания. Вернется Иаков и обретет покой, жить будет в мире, который никто не нарушит.
 
«Ты же не бойся, раб мой Иаков, и не страшись, Израиль, ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и семя твое — из земли плена их. И возвратится Иаков, и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его.

Не бойся, слуга Мой Иаков, — это слово ГОСПОДНЕ, — ибо с тобой Я. Уничтожу Я все народы, среди которых рассеял тебя. Тебя же Я не уничтожу, но поступлю с тобой по справедливости, безнаказанным не оставлю».
 
Не бойся, раб Мой Иаков, — говорит Господь, — ибо Я с тобой: Я истреблю все народы, к которым Я изгнал тебя, а тебя не истреблю, а только накажу тебя в меру; ненаказанным же не оставлю тебя».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Нехо — фараон XXVI династии Древнего Египта Ухемибр Нехо II (609−595 гг. до Р. Х.), был побежден Навуходоносором в 605 г. под Каркемишем, но не утратил своего могущества в Египте, хотя и потерял свои позиции на территориях, подвластных Вавилону.
3  [2] — Речь идет о щитах овальной или прямоугольной формы, которые закрывают всего человека (евр. цинна), и малых круглых щитах, защищавших только торс (евр. маген). О размерах этих двух видов щитов можно судить по весу, приведенному в 3Цар 10:16,17.
5  [3] — Букв.: почему Я увидел это.
9  [4] — Из перечисленных здесь народов состояла наемническая армия Египта. Евр. Куш, Пут и Луд соотнесены соотв. с Эфиопией, Ливией и Лидией.
10  [5] — По предположению исследователей, это воздаяние Господа за убийство фараоном Нехо Иосии, пленение Иоахаза и тяжелую подать, возложенную на Иудею в 609 г. до Р. Х. (4Цар 23:29,33−35).
11  [6] — Букв.: поднимись в Гилад.
13  [7] — Букв.: землю египетскую.
15  [8] — Друг. древн. пер.: сильный воин / сильные воины; LXX: бежал Апис; масоретский текст (букв.): почему он был унесен, твой бык не устоял? Священный бык Апис — покровитель Мемфиса.
17  [9] — Или (ближе к букв.): много шума, а время ушло.
18  [10] — Или: как верно то, что Я жив
22  [11] — Возможно, имеется в виду кобра, которая была одним из символов царской власти и изображение которой украшало голову фараона.
25  [12] — Амон — бог Солнца.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.