По Иоанну 7 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Синодальный перевод (СВ)

 
 

Потом Иисус ходил по всей Галилее, а в Иудею не шел, потому что вожди ее замышляли убить Его.
 
После этого Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что иудеи искали убить Его.

Но в канун иудейского праздника Кущей
 
Приближался праздник иудейский — поставление кущей.

братья Иисуса сказали Ему: «Ты должен оставить эти места и отправиться в Иудею, чтобы и там ученики Твои увидели дела, Тобой творимые.
 
Тогда братья Его сказали Ему: «Выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь.

Ведь ни один человек не скрывает того, что делает, если хочет, чтобы люди узнали о нем. Ты такие дела творишь, почему же не явишь Себя всему миру?»
 
Ибо никто не делает чего-либо втайне, ища сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру».

(Даже братья Его не верили в Него.)
 
Ибо и братья Его не веровали в Него.

Иисус возразил: «Не пришел еще час Мой. Это вам любое время годится,
 
На это Иисус сказал им: «Мое время еще не настало, а для вас всегда время.

ибо мир не может вас ненавидеть. А Меня ненавидит он, потому что Я говорю,1 что дела его злы.
 
Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы.

Ступайте на праздник, а Я на него не иду,2 потому что время Мое не настало».
 
Вы пойдите на праздник этот, а Я не пойду на этот праздник, потому что Мое время еще не исполнилось».

Так Он им сказал и остался в Галилее.
 
Сказав им это, остался в Галилее.

Но когда ушли братья Его, Иисус всё же отправился на праздник, но тайно,3
 
Но когда пошли братья Его, тогда и Он пошел на праздник — не явно, а как бы тайно.

ибо власти иудейские уже разыскивали Его там. «Где Тот?» — с презрением спрашивали они.
 
Иудеи же искали Его на празднике и говорили: «Где Он?»

В народе тоже много было толков о Нем. «Он хороший Человек », — говорили шепотом одни. «Нет! — возражали другие. — Он вводит народ в заблуждение».
 
И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили — нет, но обольщает народ.

Никто, впрочем, не говорил о Нем открыто из страха перед иудейскими властями.
 
Впрочем, никто не говорил о Нем явно, боясь иудеев.

Праздник уже прошел наполовину, когда Иисус появился в Храме и стал учить.
 
Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил.

«Откуда Он так знает Писание?4 — удивлялись иудеи. — Ведь Он не учился у раввинов ».
 
И дивились иудеи, говоря: «Как Он знает Писания, не учившись?»

Им ответил Сам Иисус: «Учение Мое — не от Меня, но от Того, кто послал Меня.
 
Иисус, отвечая им, сказал: «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня;

Кто готов исполнять волю Божию, тот узнает, от Бога ли это учение, или от Себя Я говорю.
 
кто хочет творить волю Его, тот узнает об этом учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.

Кто от себя говорит, для себя ищет славы. А кто о славе пославшего его заботится, тот искренен и нет у него обмана.5
 
Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен и нет неправды в Нем.

Не дал ли Моисей Закон вам? Но никто из вас не поступает по Закону. Почему же Меня убить хотите?»
 
Не дал ли вам Моисей закон? И никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?»

Из толпы закричали: «В Тебя, верно, бес вселился! Кто хочет Тебя убить?»
 
Народ сказал в ответ: «Не бес ли в Тебе? Кто ищет убить Тебя?»

«Я сделал одно дело в субботу, и вы до сих пор из-за этого никак в себя не придете,6 — ответил им Иисус. —
 
Иисус, продолжая речь, сказал им: «Одно дело сделал Я, и все вы дивитесь.

Моисей наказал вам совершать обрезание7 (это идет, впрочем, не от Моисея даже, а от патриархов), и вы, не задумываясь, совершаете его даже в субботу.
 
Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека.

Почему же вам можно, во исполнение Закона Моисеева, в субботу обрезать ребенка, имея дело лишь с одной частью тела, а на Меня вы негодуете за исцеление всего человека в этот день?
 
Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?

Перестаньте судить о вещах поверхностно, судите, наконец, судом праведным!»
 
Не судите по наружности, но судите судом праведным».

Иные из жителей Иерусалима, услышав такое, стали спрашивать: «Не Тот ли это, Кого хотят убить?
 
Тут некоторые из иерусалимлян говорили: «Не Тот ли это, Которого ищут убить?

Смотрите, впрочем: вот Он открыто проповедует, и Ему не запрещают! Неужели власти решили, что Он и вправду Мессия?
 
Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему. Не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос?

Но мы ведь знаем, откуда пришел Он. Когда же придет Мессия, никто не будет знать, откуда Он».
 
Но мы знаем Его, откуда Он; когда же придет Христос, никто не будет знать, откуда Он».

Тогда Иисус, всё еще остававшийся в Храме, где учил Он, воскликнул: «Так вы знаете Меня и знаете, откуда Я?! Но Я не Сам по Себе пришел; есть Тот, Кто послал Меня, и это — истинный8 Бог. Но вы не знаете Его,
 
Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: «И знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.

а Я знаю, потому что Я — от Него, это Он послал Меня».
 
Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня».

Иные из толпы хотели схватить Его, но ни один человек не осмелился поднять на Него руку, потому что не пришел еще час Его.
 
И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руку, потому что еще не пришел час Его.

А многие и поверили в Него. Такие говорили: «Неужели Мессия, приди Он теперь, большие бы совершил знамения,9 чем те, что сотворил Этот Человек? »
 
Многие же из народа уверовали в Него и говорили: «Когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?»

Толки народа о Нем дошли до фарисеев, и они вместе с первосвященниками10 велели храмовой страже схватить Его.
 
Услышали фарисеи такие толки о Нем в народе, и послали фарисеи и первосвященники служителей схватить Его.

Тогда сказал Иисус: «Недолго уже с вами Мне быть, уйду Я скоро к Тому, Кто послал Меня.
 
Иисус же сказал им: «Еще недолго быть Мне с вами и пойду к Пославшему Меня;

Будете искать Меня, но не найдете [Меня]; и не сможете прийти туда, где буду Я».
 
будете искать Меня и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете прийти».

Стали рассуждать тогда иудеи: «Куда собирается уйти Он, чтобы не нашли мы Его? Не к тем ли из наших, что среди греков живут в рассеянии? Или греков задумал учить?
 
При этом иудеи говорили между собой: «Куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? Не хочет ли Он идти в эллинское рассеяние и учить эллинов?

Что Он имел в виду, когда говорил: „Искать Меня будете, но не найдете [Меня], туда, где буду Я, не сможете прийти“?»
 
Что значат эти слова, которые Он сказал: „Будете искать Меня и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете прийти“?»

В последний, самый великий день праздника Иисус стал среди Его окружавшей толпы и провозгласил: «Кто жаждет, ко Мне пусть придет и пьет!
 
В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей.

У верующего в Меня, сказано в Писании, реки живой воды потекут из сердца».11
 
Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой».

Он говорил о Духе Святом, Которого получат поверившие в Него. Но Дух еще не был дан, потому что слава Иисуса не была еще явлена миру.
 
Это сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен.

Иные из толпы, услышав слова Его, сказали: «Воистину Он пророк».
 
Многие из народа, услышав эти слова, говорили: «Он точно пророк».

Другие говорили даже: «Это Мессия». Некоторые, однако, возражали: «Разве может Мессия прийти из Галилеи?
 
Другие говорили: «Это Христос». А иные говорили: «Разве из Галилеи Христос придет?

Не говорится ли в Писании, что потомком Давида12 будет Мессия, что из Вифлеема придет Он, из селения, где жил Давид?»
 
Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?»

И раскололась толпа из-за противоречивых мнений о Нем.
 
Итак, произошла о Нем распря в народе.

Некоторые вознамерились было схватить Его, но никто всё же не поднял руку на Него.
 
Некоторые из них хотели схватить Его, но никто не наложил на Него рук.

Когда вернулись стражники к первосвященникам и фарисеям, те спросили их: «Что же не привели вы Его?»
 
Итак, служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и эти сказали им: «Почему вы не привели Его?»

« Никто еще и никогда не говорил так, как Этот Человек», — отвечали те.
 
Служители отвечали: «Никогда человек не говорил так, как Сей Человек».

«Неужели, — оборвали их фарисеи, — и вы дали обмануть себя?
 
Фарисеи сказали им: «Неужели и вы прельстились?

Поверил ли в Него хоть один из старейшин13 или фарисеев?
 
Уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев?

А что до черни,14 ничего не понимающей в Законе, — проклята она».
 
Но этот народ невежда в законе, проклят он».

Тут подал голос некто Никодим, один из тех фарисеев, что прежде15 приходил к Иисусу:
 
Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:

«Разрешает ли Закон наш осуждать человека, не выслушав сначала его и не разобравшись в том, что он сделал?»
 
«Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?»

«Ты что, тоже из Галилеи? — сказали ему в ответ. — Исследуй Писание и увидишь, что Пророк не придет из Галилеи». [[
 
На это сказали ему: «И ты не из Галилеи ли? Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк».

И разошлись все по домам.
 
И разошлись все по домам.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Букв.: свидетельствую о нем.
8  [2] — В некот. рукописях: еще не иду.
10  [3] — Букв.: пошел не открыто, а [как бы] тайно.
15  [4] — Или: откуда у Него все эти знания?
18  [5] — Букв.: тот истинен/правдив и нет в нем неправды/неправедности.
21  [6] — Букв.: все удивляетесь. Имеется в виду совершенное в субботу исцеление параличного. См. Ин 5:5−9.
22  [7] — См. в Словаре Обрезание.
28  [8] — Или: и Он верен; или: и на Него можно положиться.
31  [9] — Или: больше знамений.
32  [10] — См. в Словаре Первосвященник.
38  [11] — Букв.: из чрева. Неясно, какое место Писания имеется в виду, ср. Притч 18:4; Ис 12:3; Ис 58:11; Иез 47:1; Зах 14:8.
42  [12] — См. в Словаре Давид.
48  [13] — Или: из начальников.
49  [14] — Букв.: но толпа эта.
50  [15] — В некот. рукописях: ночью.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.