Судьи 18 глава

Книга Судей израилевых
Под редакцией Кулаковых → Синодальный перевод (СВ)

 
 

В то время не было царя в Израиле. И колено Дана искало в то время себе удел, где бы им поселиться, потому что у них до сих пор не было своего места наследия среди земель, что достались коленам Израилевым.1
 
В те дни не было царя у Израиля; и в те дни колено Даново искало себе удела, где бы поселиться, потому что дотоле не выпало ему полного удела между коленами Израилевыми.

Люди из колена Данова послали на Ефремово нагорье из Цоры и Эштаола пятерых могучих воинов из числа своих сородичей, из своих семейств, на разведку, чтобы они осмотрели ту землю. Им было велено: «Ступайте и осмотрите ту землю!» Они пришли на Ефремово нагорье, в дом Михи, и заночевали там.
 
И послали сыны Дановы от племени своего пять человек, мужей сильных, из Цоры и Естаола, чтобы осмотреть землю и вызнать о ней, и сказали им: «Пойдите выведайте о земле». Они пришли на гору Ефремову к дому Михи и ночевали там.

Около дома Михи они увидели юношу и по речи распознали в нем левита,2 подошли к нему и спросили: «Кто привел тебя сюда? Что ты здесь делаешь? Зачем ты здесь?»
 
Находясь у дома Михи, узнали они голос молодого левита, и зашли туда, и спрашивали его: «Кто тебя привел сюда? Что ты здесь делаешь и зачем ты здесь?»

Он рассказал им, что сделал для него Миха, как нанял его и сделал своим священником.
 
Он сказал им: «То и то сделал для меня Миха, нанял меня, и я у него священником».

Они попросили его: «Узнай у Бога, успешен ли будет путь наш, в который мы отправились».
 
Они сказали ему: «Вопроси Бога, чтобы знать нам, успешен ли будет путь наш, в который мы идем».

Священник ответил им: «Ступайте с миром; видит ГОСПОДЬ путь ваш, в который вы отправились».
 
Священник сказал им: «Идите с миром; пред Господом путь ваш, в который вы идете».

Пятеро воинов продолжили свой путь, пришли в Лаиш и увидели, что жители этого города живут беспечно, как водится у сидонян, спокойно и беззаботно. Некому было их притеснять в том краю, и никто над ними не властвовал. От сидонян они были далеко, а ни с кем другим не имели дела.3
 
И пошли те пять мужей, и пришли в Лаис, и увидели народ, который в нем, что он живет спокойно, по обычаю сидонян, тих и беспечен, и что не было в земле той, кто обижал бы в чем или имел бы власть: от сидонян они жили далеко, и ни с кем не было у них никакого дела.

Когда пятеро воинов возвратились к своим братьям в Цору и Эштаол, их спросили: «Что вы узнали? »
 
И возвратились к братьям своим в Цору и Естаол, и сказали им братья их: «С чем вы?»

Они ответили: «Выступим в поход и нападем на этих людей. Мы видели их землю, и она очень хороша. Чего же ждать? Отправимся немедленно и завладеем этой землей!
 
Они сказали: «Встанем и пойдем на них; мы видели землю, она весьма хороша. Что вы задумались? Не медлите пойти и взять в наследие ту землю.

Народ, против которого мы выступим, беспечен, край его просторен, и Бог предает его в наши руки. Чего только ни бывает на земле — ни в чем тот край не знает недостатка!»
 
Когда пойдете вы, придете к народу беспечному, и земля та обширна; Бог предает ее в руки ваши; это такое место, где нет ни в чем недостатка, что получается от земли».

И шестьсот человек из колена Данова с оружием в руках выступили из Цоры и Эштаола.
 
И отправились оттуда из колена Данова, из Цоры и Естаола, шестьсот мужей, препоясавшись воинским оружием.

Они стали лагерем в Кирьят-Еариме в Иудее; то место близ Кирьят-Еарима и по сей день называется Станом Дана.4
 
Они пошли и стали станом в Кириаф-Иариме, в Иудее. Поэтому и называют то место станом Дановым до сего дня. Он позади Кириаф-Иарима.

Оттуда они отправились на Ефремово нагорье и дошли до дома Михи.
 
Оттуда отправились они на гору Ефремову и пришли к дому Михи.

Пятеро воинов, что ходили на разведку в Лаишский край, сказали своим собратьям: «Знаете, в этих домах есть эфод, домашние божки, резное изображение и литой истукан. Решайте, что с ними делать».
 
И сказали те пять мужей, которые ходили осматривать землю Лаис, братьям своим: «Знаете ли, что в одном из домов этих есть ефод, терафим, истукан и литый кумир? Итак, подумайте, что сделать».

Свернули пятеро к дому молодого левита ( точнее, дому Михи), вошли и поприветствовали левита.
 
И зашли туда, и вошли в дом молодого левита, в дом Михи, и приветствовали его.

А шестьсот воинов колена Дана с оружием в руках остановились у ворот.
 
А шестьсот человек из сынов Дановых, препоясанные воинским оружием, стояли у ворот.

И пятеро ходивших на разведку в тот край забрали резное изображение, эфод, домашних божков и литого истукана. Священник же стоял у ворот, а рядом были шестьсот воинов с оружием в руках.
 
Пять же человек, ходивших осматривать землю, пошли, вошли туда, взяли истукан, и ефод, и терафим, и литый кумир. Священник стоял у ворот с теми шестьюстами человек, препоясанных воинским оружием.

Когда пятеро вошли в дом Михи и забрали эфод, домашних божков, изображение и статую, священник спросил их: «Что вы делаете?!»
 
Когда они вошли в дом Михи и взяли истукан, ефод, терафим и литый кумир, священник сказал им: «Что вы делаете?»

Они ответили: «Молчи, не говори ни слова,5 иди лучше с нами и будь нам отцом и священником. Что лучше для тебя — быть священником в доме одного человека или быть священником для целого колена, для одного из израильских родов?»
 
Они сказали ему: «Молчи, положи руку твою на уста твои и иди с нами и будь у нас отцом и священником; лучше ли тебе быть священником в доме одного человека, нежели быть священником в колене или в племени Израилевом?»

Священник с радостью взял эфод, домашних божков и резное изображение и отправился с ними.
 
Священник обрадовался, и взял ефод, терафим, и истукан, и пошел с народом.

Колено Дана продолжило путь, отправив вперед детей, скот и обоз.
 
Они обратились, и пошли, и отпустили детей, скот и тяжести вперед.

Когда они отошли от дома Михи, тот собрал людей, живших по соседству, и погнался с ними за Дановым отрядом.
 
Когда они удалились от дома Михи, Миха и жители домов, соседних с домом Михи, собрались и погнались за сынами Дановыми

Они кричали вслед Данову отряду, и те обернулись и спросили Миху: «Что тебе, зачем ты кричишь?»
 
и кричали сынам Дановым. Сыны Дановы оборотились и сказали Михе: «Что тебе, что ты так кричишь?»

Он ответил: «Вы унесли моего бога, которого я сделал, и увели моего священника — чего же больше? И после этого вы спрашиваете меня: что тебе?»
 
Миха сказал: «Вы взяли богов моих, которых я сделал, и священника и ушли; чего еще более? Как же вы говорите: „Что тебе?“»

Люди из Данова отряда ответили ему: «Лучше бы нам не слышать твоего голоса, а не то найдутся такие, что разъярятся и нападут на тебя, погубят тебя и всех твоих домочадцев».
 
Сыны Дановы сказали ему: «Молчи, чтобы мы не слышали голоса твоего; иначе некоторые из нас, рассердившись, нападут на вас, и ты погубишь себя и семейство твое».

Данов отряд пошел своей дорогой, а Миха, видя, что они сильнее, повернул обратно и пошел домой.
 
И пошли сыны Дановы путем своим; Миха же, видя, что они сильнее его, пошел назад и возвратился в дом свой.

Так они забрали изделия Михи, увели священника, который у него был, пришли в Лаиш и напали на спокойно и беззаботно живших там людей. Они перебили всех жителей города мечом, а город сожгли.
 
А сыны Дановы взяли то, что сделал Миха, и священника, который был у него, и пошли в Лаис, против народа спокойного и беспечного, и побили его мечом, а город сожгли огнем.

И некому было прийти им на помощь, потому что от Сидона Лаиш был далеко, а ни с кем другим дел они не имели. Лаиш находился в долине Бет-Рехов. Колено Даново отстроило город заново и заселило его.
 
Некому было помочь, потому что он был отдален от Сидона и ни с кем не имел дела. Город этот находился в долине, что близ Беф-Рехова. И построили снова город, и поселились в нем,

Город они назвали Дан, по имени своего прародителя Дана, который родился у Израиля; прежде же город назывался Лаиш.
 
и нарекли имя городу Дан, по имени отца своего Дана, сына Израиля; а прежде название города того было Лаис.

Даново колено поставило там резное изображение, а священниками в Дановом колене были Ионафан, сын Гершома и внук Моисея,6 и его потомки — вплоть до тех пор, пока жители того края не отправились в изгнание при ассирийцах.
 
И поставили у себя сыны Дановы истукан; Ионафан же, сын Гирсона, сына Манассии, сам и сыновья его были священниками в колене Дановом до дня переселения жителей той земли

Даново колено установило у себя резное изображение, сделанное Михой, и стояло оно всё время, пока Святилище Божье7 находилось в Силоме.
 
и имели у себя истукан, сделанный Михой, во все то время, когда дом Божий находился в Силоме.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Потомкам колена Дана (еще при переселении) не удалось закрепиться на землях (см. 1:34−35), которые были выделены им по жребию (см. Нав 19:40−47), из-за сопротивления, которое оказали им филистимляне.
3  [2] — Или: услышали речь молодого левита.
7  [3] — Масоретский текст здесь не совсем ясен.
12  [4] — Евр. Махане-Дан.
19  [5] — Букв.: прикрой рукой свой рот.
30  [6] — Такое чтение поддерживает LXX и Вульгата. В некот. евр. рукописях: сын Манассии — возможно, эта поправка в евр. тексте была сделана писцами, чтобы не бросить тени на Моисея.
31  [7] — Букв.: дом Божий.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.