3 Царств 14 глава

Третья книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 В то время заболел Авия, сын Иеровоама.
2 Иеровоам сказал жене: «Прошу тебя, переоденься, чтобы не узнали в тебе жену Иеровоама, и иди в Силом. Там живет пророк Ахия: это он предсказал, что я буду царствовать над этим народом!
3 Возьми с собой десять хлебов, лепешки и кувшин меда, иди к нему, а он скажет тебе, что будет с мальчиком».
4 Так и сделала жена Иеровоама: отправилась в Силом и пришла в дом Ахии. Ахия уже ничего не видел, его глаза помутнели от старости.
5 Но ГОСПОДЬ сказал Ахии: «Вот идет жена Иеровоама спросить тебя о своем сыне, ибо он болен. Ты ответишь ей так-то и так-то, ведь она придет, притворившись, будто это не она».
6 И когда Ахия заслышал звук ее шагов у входа, то сказал: «Входи, жена Иеровоама! Зачем притворяешься, будто это не ты? Грозную весть возвещу я тебе.
7 Иди и передай Иеровоаму, что говорит ГОСПОДЬ, Бог Израилев: „Я возвысил тебя из народа и поставил правителем над народом Моим, Израилем,
8 Я вырвал царство у рода Давидова и отдал его тебе. Но ты оказался не таков, как слуга Мой Давид, который соблюдал Мои повеления и всем сердцем следовал за Мной, делая только то, что праведно в глазах Моих.
9 Ты поступал хуже всех, кто был до тебя: делал себе других богов, литых идолов, Мне вопреки, а обо Мне и думать забыл.1
10 За это Я наведу беду на ваш род, истреблю в нем всех мужчин,2 от слуг до господ,3 — смету род Иеровоама с земли, как сор, весь, без остатка.
11 Кто из этого рода умрет в городе, того псы съедят, а кто умрет в поле, тем поживятся птицы небесные. Так говорит ГОСПОДЬ!“
12 Отправляйся домой, и, лишь только войдешь в свой город, ребенок умрет.
13 Оплачет его весь Израиль, и похоронят его — он один из рода Иеровоама ляжет в гробницу, ибо в нем одном из рода Иеровоама нашлось нечто доброе пред ГОСПОДОМ, Богом Израиля.
14 ГОСПОДЬ Сам воздвигнет царя над Израилем, и тот истребит род Иеровоама. Сегодня же! Сейчас!
15 ГОСПОДЬ поразит Израиль, закачается тот, как прибрежный тростник, и прогонит Он израильтян с этой благодатной4 земли, которую дал вашим праотцам, рассеет их по ту сторону Евфрата за то, что поставили они себе столбы, посвященные Ашере,5 вопреки воле ГОСПОДА!6
16 Отвергнет ГОСПОДЬ Израиль за грехи, какие Иеровоам совершил сам и в какие вовлек израильтян».
17 Жена Иеровоама отправилась прочь, пришла в Тирцу — и едва она ступила на порог дома, как ребенок умер.
18 Его похоронили и оплакали все израильтяне по слову ГОСПОДНЮ, которое Он изрек через слугу своего, пророка Ахию.
19 Прочие дела Иеровоама — как он воевал и как царствовал — описаны в летописи царей Израиля.
20 Иеровоам царствовал двадцать два года и отошел к праотцам. После него воцарился сын его Надав.
21 Ровоам, сын Соломона, царствовал в Иудее. В сорок один год он взошел на престол, семнадцать лет правил в Иерусалиме — городе, который избрал ГОСПОДЬ из всех племен Израилевых, чтобы здесь имя Его было почитаемо. Мать Ровоама звали Наама, она была аммонитянкой.
22 Иудеи творили зло пред ГОСПОДОМ, оскорбляя Его еще больше своих отцов грехами, которые совершали.
23 Они строили себе капища на холмах, ставили священные камни и столбы, посвященные Ашере, на каждом холме и под каждым ветвистым деревом.
24 Были в стране и продающие тело свое в капищах языческих — они творили все те же мерзости, что и народы, которых ГОСПОДЬ изгнал перед израильтянами.
25 На пятом году царствования Ровоама царь египетский Шишак напал на Иерусалим
26 и захватил сокровища ГОСПОДНЕГО Храма и сокровища царского дворца. Всё захватил он, даже все золотые щиты, сделанные Соломоном.
27 Вместо них царь Ровоам сделал щиты из меди и передал их начальникам стражи, которая охраняла вход в царский дворец.
28 Стражники несли их, когда царь шел в Храм ГОСПОДЕНЬ, а потом возвращали в комнату стражи.
29 Что до прочих дел Ровоама и всего, что он совершил, то не описаны ли они в летописи царей иудейских?
30 Ровоам и Иеровоам постоянно воевали друг с другом.
31 И отошел Ровоам к праотцам и был похоронен с праотцами своими в Городе Давидовом. Его мать звали Наама, она была аммонитянкой. После него воцарился его сын Авия.

Толковая Библия Лопухина

1−18. Возвещение пророком Ахиею суда Божьего на дом Иеровоама и начало исполнения суда в смерти Авии, сына Иеровоама. 19−21. Заключительные замечания о 22-летнем царствовании Иеровоама. 22−31. Царствование Ровоама: распространение нечестия; нашествие Сусакима, вражда с Израильским царством, смерть Ровоама.

3Цар 14:1. В то время заболел Авия, сын Иеровоамов.

3Цар 14:2. И сказал Иеровоам жене своей: встань и переоденься, чтобы не узнали, что ты жена Иеровоамова, и пойди в Силом. Там есть пророк Ахия; он предсказал мне, что я буду царем сего народа.

3Цар 14:3. И возьми с собою [для человека Божия] десять хлебов, и лепешек, и кувшин меду, и пойди к нему: он скажет тебе, что будет с отроком.

3Цар 14:4. Жена Иеровоама так и сделала: встала, пошла в Силом и пришла в дом Ахии. Ахия уже не мог видеть, ибо глаза его сделались неподвижны от старости.

3Цар 14:5. И сказал Господь Ахии: вот, идет жена Иеровоамова спросить тебя о сыне своем, ибо он болен; так и так говори ей; она придет переодетая.

3Цар 14:6. Ахия, услышав шорох от ног ее, когда она вошла в дверь, сказал: войди, жена Иеровоамова; для чего было тебе переодеваться? Я грозный посланник к тебе.

Связь главы XIV с предыдущей не столько хронологическая — скорее, напротив, повествование гл. XIV относится к последней половине царствования Иеровоама, — сколько логическая, причинная: нечувствительность Иеровоама к божественному вразумлению через пророка (гл. XIII) вызвала грозное для него посещение Божие — в виде болезни лучшего сына его Авии (ср. ст. 13), а вместе и пророческое предвозвещение гибели всего дома Иеровоама. Семейное горе побуждает Иеровоама вспомнить о пророке Ахии, через которого Иегова некогда дал обетование устроить Иеровоаму «твердый дом» (3Цар 11:38) и от которого он теперь ждет подтверждения о продолжении его династии. Но сознавая неверность свою заветам Иеговы (3Цар 11:37−38), Иеровоам не решается сам идти к пророку, от которого он мог ожидать осуждения своей политики, отторгнувшей Израиля от Иеговы и храма; а посылает жену свою, но и ей приказывает переодеться, чтобы не быть узнанной как случайными встречными, так и самим пророком. Советуя ей взять — по обычаю Востока являться к почтенным лицам, в том числе и к пророкам (1Цар 9:8; 4Цар 5:15, 23; 8:8) с подарками — некоторые дары пророку, Иеровоам избирает для сего, намеренно, незначительные предметы, как дары от бедняков (у LXX, слав. ст. 3 имеет прибавку: τοῖς τέκνοις αὐτον καὶ σταφίδας, и «чадом его, и гроздие»). Обман, как могли думать, тем легче мог бы остаться не открытым, что пророк был слеп от старости (ср. 1Цар 4:15). Но пророк получил от Иеговы предупреждение о предстоящем приходе жены Иеровоама (конец 5 ст. по еврейскому и русскому текстам — окончание речи Иеговы, по греческо-славянскому — продолжение рассказа). И пророк прямо открывает тайну царицы и, предупредив ее, что имеет возвестить ей грозное, произносит речь о гибели не только дома Иеровоама, из которого первым умрет подававший надежды сын его Авия, но и всего царства Израильского, изменившего Иегове вместе с первым царем своим Иеровоамом.

3Цар 14:7. Пойди, скажи Иеровоаму: так говорит Господь Бог Израилев: Я возвысил тебя из среды простого народа и поставил вождем народа Моего Израиля,

3Цар 14:8. и отторг царство от дома Давидова и дал его тебе; а ты не таков, как раб Мой Давид, который соблюдал заповеди Мои и который последовал Мне всем сердцем своим, делая только угодное пред очами Моими;

3Цар 14:9. ты поступал хуже всех, которые были прежде тебя, и пошел, и сделал себе иных богов и истуканов, чтобы раздражить Меня, Меня же отбросил назад;

3Цар 14:10. за это Я наведу беды на дом Иеровоамов и истреблю у Иеровоама до мочащегося к стене, заключенного и оставшегося в Израиле, и вымету дом Иеровоамов, как выметают сор, дочиста;

3Цар 14:11. кто умрет у Иеровоама в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того склюют птицы небесные; так Господь сказал.

3Цар 14:12. Встань и иди в дом твой; и как скоро нога твоя ступит в город, умрет дитя;

3Цар 14:13. и оплачут его все Израильтяне и похоронят его, ибо он один у Иеровоама войдет в гробницу, так как в нем, из дома Иеровоамова, нашлось нечто доброе пред Господом Богом Израилевым.

3Цар 14:14. И восставит Себе Господь над Израилем царя, который истребит дом Иеровоамов в тот день; и что? даже теперь.

3Цар 14:15. И поразит Господь Израиля, и будет он, как тростник, колеблемый в воде, и извергнет Израильтян из этой доброй земли, которую дал отцам их, и развеет их за реку, за то, что они сделали у себя идолов, раздражая Господа;

3Цар 14:16. и предаст [Господь] Израиля за грехи Иеровоама, которые он сам сделал и которыми ввел в грех Израиля.

Самая речь пророка Ахии делится на две части: ст. 7−11 и 12−16, из которых, каждая представляет периодическое построение. Ст. 7−9 говорят о преступлении Иеровоама: «ты поступал хуже всех, которые были прежде тебя, и пошел, и сделал себе иных богов и истуканов» (9 ст.). «Которые были прежде тебя» — не предшественники по царству, Саул, Давид и Соломон — они не могли быть названы образцами нечестия, — а вообще народоправители, руководители народа; «иные боги и истуканы» масскот, литые изображения) — может означать и культ золотых тельцов (хотя Иеровоам и израильтяне хотели чтить в них Иегову), так как тельцеслужение легко могло переходить в чистое идолопоклонство; впрочем, и последнее, вероятно, имело место в Израильском царстве при Иеровоаме (ст. 15). «Меня же (Иегову) отбросил назад» (буквально: «за спину»): выражение сознательного и упорного пренебрежения культом Иеговы. «Истреблю у Иеровоама до мочащегося к стене, заключенного и оставшегося в Израиле» (ст. 10) — выражение обычное в речи об истреблении дома, потомства, династии или народа (1Цар 25:22; 3Цар 16:11; 21:21; 4Цар 9:8); «мочащийся к стене» — первоначально эпитет собаки, а затем мужского пола в отличие от женского; «заключенного и оставшегося» — евр. ацур веазув, LXX: ἐπεχόμενον κ. καταλελειμμένον, слав.: «держащагося и оставленнаго», Vulg.: clansum et novissimum, по вероятнейшему объяснению: «малолетнего и совершеннолетнего» (Sebast. Schmidt: puer qai domo adhuc detinetur et gui emancipatus est. По Филарету, «от младенца до совершеннолетнего»). Полное уничтожение потомства или дома Иеровоама, действительно, совершил 3-й царь израильский Вааса (3Цар 15:28−29). Быть лишенным погребения (ст. 11) составляло предмет ужаса для древнего еврея (Втор 28:26; Иер 8:2, 12 и др.), 12−13: собственно ответ пророка на вопрос о больном сыне. Последний должен немедленно умереть, но только один он — за то, что в нем нашлось нечто доброе пред Господом, — войдет в гробницу (ст. 13), тогда как все остальные члены дома Иеровоама будут лишены погребения (11 ст.). Конец ст. 14 представляет речь отрывочную, мысль такая: смерть Авии — лишь начало бедствий дома Иеровоама и Израиля. 15−16 ст. говорят о грядущем суде уже над целым царством Израильским, причем слова: (будет Израиль), «как тростник, колеблемый в воде» замечательно точно характеризуют всю историю Израильского царства с отделения от Иудейского до падения — образ политической неустойчивости, растерянности Израиля, повлекшей изгнание его из земли отцов и рассеяние за Евфрат (ср. 4Цар 15:29; 17:23; 18:11). «За то, чт они сделали у себя идолов», евр. ашерт, LXX: τὰ ἄλοη, Vulg.: lucos, слав.: «дубравы»; таким образом, древние переводы считают ашера названием священной рощи идолопоклоннического культа: такое значение подтверждается, напр., (Суд 6:25, 30) (Гедеон срубил ашеру — священное дерево Ваала) или (Втор 16:21) (запрещается садить ашеру — рощу); в других же местах ашера означает и деревянную статую или идол богини (Ис 27:9; Втор 7:5), хотя обычно в связи с рощами (Ос 4:13; Иез 6:13; Ис 1:29; Иер 17:2). По мнению большинства толкователей и археологов, Ашера есть лишь другое имя Астарты, так как оба эти названия нередко соединяются и смешиваются (Суд 2:13; 10:6; 1Цар 7:4). См. у М. Пальмова, Идолопоклонство у древних евреев, с. 308−322.

3Цар 14:17. И встала жена Иеровоамова, и пошла, и пришла в Фирцу; и лишь только переступила чрез порог дома, дитя умерло.

3Цар 14:18. И похоронили его, и оплакали его все Израильтяне, по слову Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Ахию пророка.

Буквально точное исполнение предсказания пророка, ст. 12. «Фирц»а (у LXX-ти Zαριρα; слав.: «Сарир»а; в Комлютенской библии: Θέρσα; Vulg.: Thersa) — прежде столица одного из хананейских царей (Нав 12:24); теперь, с Иеровоама до Амврия, стала столицей израильских царей (3Цар 15:21, 33; 16:6−15; 4Цар 15:14, 16), известна была красотой местоположения (Песн 6:4), (ср. Onomast 504. Guerin. Samarie I, 365, отождествляет Фирцу с селением Таллуза близ Наблуса).

3Цар 14:19. Прочие дела Иеровоама, как он воевал и как царствовал, описаны в летописи царей Израильских.

3Цар 14:20. Времени царствования Иеровоамова было двадцать два года; и почил он с отцами своими, и воцарился Нават, сын его, вместо него.

Конец 22-летнего царствования Иеровоама. Подробности царствования были описаны в «летописи царей Израильских»; там говорилось и о том, как воевал Иеровоам, о чем не упоминает 3 книга Царств, но о чем (именно о войне Иеровоама с иудейским царем Авией) подробно говорит (2Пар 13:2−20); по (2Пар 13:20) Господь поразил Иеровоама, и он умер — вероятно, от тяжкой или внезапной болезни. Сын и преемник Иеровоама в евр, т. и в Вульг. назван Nadab, у LXX, слав. -русс. Ναβάτ, Нават (в Комплютенск.: Ναδάβ): последнее произошло через смешение имени сына Иеровоама с именем отца этого царя (3Цар 11:26).

3Цар 14:21. Ровоам, сын Соломонов, царствовал в Иудее. Сорок один год было Ровоаму, когда он воцарился, и семнадцать лет царствовал в Иерусалиме, в городе, который избрал Господь из всех колен Израилевых, чтобы пребывало там имя Его. Имя матери его Наама Аммонитянка.

3Цар 14:22. И делал Иуда неугодное пред очами Господа, и раздражали Его более всего того, что сделали отцы их своими грехами, какими они грешили.

3Цар 14:23. И устроили они у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом.

3Цар 14:24. И блудники были также в этой земле и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых.

Царствование Ровоама, продолжительность — 17 лет, и общий характер; отступление царя и народа от чистого служения Иегове, каковое отступление в Ровоаме совершилось, вероятно, под влиянием матери его, аммонитянки Наамы (на это может указывать двукратное упоминание о ней, ст. 21 и 31). Впрочем, краткий, сжатый рассказ 3 книги Царств о царствовании Ровоама должен быть восполнен подробным (2Пар 11:5−23; 12:1−16), откуда, между прочим, видно (2Пар 11:17), что в первые 3 года своего царствования Ровоам и подданные его ходили путем Давида и Соломона (в лучшую пору жизни последнего), что содействовало укреплению царства Иудейского; только уже «когда царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен, тогда он оставил закон Господень, и весь Израиль с ним» (2Пар 12:1). Проявлениями нечестия в Иудее теперь были не только старые высоты, статуи и капища (распространившиеся во вторую половину царствования Соломона) (3Цар 11:4−8), но и наиболее омерзительный вид идолослужения: религиозная проституция и разврат при капищах некоторых божеств, напр., Астарты-Ашеры (как и вавилонской Белиты): «блудники», Vulg.: effeminati, евр. кадеш, кадешим, собств.: посвященный (соотв. греч. ὶερόδουλος) — мужчины, предававшиеся разврату в честь божества (Втор 23:17; 3Цар 22:46; 15:12; 4Цар 23:7); равным образом, и даже преимущественно, этим занимались и женщины, кедешот, (Ос 4:14; Втор 23:18; Быт 38:21). LXX, славяне дают иное, весьма темное, чтение начала ст, 24: σύνδεσμος ἐγενήθη ἐν τῆ γῆ, «смешение бе в земли» (ср. блаженный Феодорит, вопр. 45).

3Цар 14:25. На пятом году царствования Ровоамова, Сусаким, царь Египетский, вышел против Иерусалима

3Цар 14:26. и взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского [и золотые щиты, которые взял Давид от рабов Адраазара, царя Сувского, и внес в Иерусалим]. Всё взял; взял и все золотые щиты, которые сделал Соломон.

Последствием нечестия и разврата, водворившихся в Иудейском царстве при Ровоаме, было опустошительное нашествие в 5-м году царствования Ровоама египетского фараона Сусакима, евр. Шишак (у Манефона Σεσοτγχις). Это был покровитель и, может быть, родственник Иеровоама (ср. 3Цар 11:40); поэтому нашествие его на Иудею и Иерусалим объясняют влиянием или просьбой Иеровоама. Но на сохранившейся надписи Шешонка на стенах Карнакского храма Амона в числе плененных городов поименованы несколько городов весьма важных в стратегическом отношении Израильского царства; Аиалон, Фаанах, Мегиддо, Сунем и др., следовательно, поход коснулся и северного царства и достиг, по крайней мере, долины Изреельской. Из драгоценностей, взятых Сусакимом, названы сделанные Соломоном золотые щиты (3Цар 10:16). Под выражением «все взял» (ст. 26) равнины разумеют главным образом трон Соломона. В более подробном сообщении о данном нашествии в (2Пар 12:2−9, 12) упомянуто, что последовавшее при нашествии Сусакима грозное обличие Ровоама и князей его со стороны пророка Самея возбудило в правительстве и народе покаяние и смягчило гнев Божий, так что народ и Иерусалим были спасены (ср. И. Флав. Иуд Древн. VIII, 10, 2−4).

3Цар 14:27. И сделал царь Ровоам вместо них медные щиты и отдал их на руки начальникам телохранителей, которые охраняли вход в дом царя.

3Цар 14:28. Когда царь выходил в дом Господень, телохранители несли их, и потом опять относили их в палату телохранителей.

Вместо драгоценных щитов золотых, взятых Сусакимом, Ровоам наделал бронзовые или медные и передал их телохранителям, евр. рацим — скороходы (3Цар 1:5), вместе и телохранители царя, гвардия его (ср. 1Цар 22:17; 4Цар 10:25; 11:4, 11, 19), по-видимому, заменившая прежних хелефеев и фелефеев. По р. Кимхи, Ровоам распоряжением о щитах имел ввиду предупредить покушение на жизнь свою, которого опасался. Вероятнее, щиты употреблялись в выходах царя в храм для торжественности процессии. Щиты Ровоама хранились в особой палате (евр. та ), а не в доме леса Ливанского, как Соломоновы (3Цар 10:17); предполагают (Киттель), что дом леса Ливанского подвергся разграблению Сусакима.

3Цар 14:29. Прочее о Ровоаме и обо всем, что он делал, описано в летописи царей Иудейских.

3Цар 14:30. Между Ровоамом и Иеровоамом была война во все дни жизни их.

3Цар 14:31. И почил Ровоам с отцами своими и погребен с отцами своими в городе Давидовом. Имя матери его Наама Аммонитянка. И воцарился Авия, сын его, вместо него.

(2Пар 11:18−23) восполняет 3 книгу Царств сообщением о семейном быте Ровоама: он имел 18 жен и 60 наложниц, 28 сыновей и 60 дочерей; всех сыновей своих разослал по укрепленным городам, но первенство между ними отдал Авии, сыну любимой жены своей Маахи, дочери Авессалома; Авия и стал преемником Ровоама на престоле. По (2Пар 12:15), «деяния Ровоамовы, первые и последние описаны в записях Самея пророка и Адды прозорливца, при родословиях»: отсюда видно, что летопись царей иудейских была произведением пророков. Война между Ровоамом и Иеровоамом (ст. 30), по-видимому, должна быть понимаема в смысле лишь неприязненного настроения, — фактически война открылась лишь при Авии (2Пар 13:2−20).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
9  [1] — Или: вызывая Мой гнев и повернувшись ко Мне спиной.
10  [2] — Букв.: всех мочащихся к стене.
10  [3] — Или: будь то малый, будь слабый; или: от мала до велика.
15  [4] — Или: прекрасной.
15  [5] — Евр. ашерехем — мн. ч. от Ашера — имени финикийской богини.
15  [6] — Или: вызывая гнев Господа.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.