1 Паралипоменон 15 глава

Первая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Давид1 построил себе дома в Городе Давидовом, и приготовил место для ковчега Божьего, и поставил для него Шатер.
2 И повелел Давид, чтобы, кроме левитов, никто не переносил ковчег Божий, потому что ГОСПОДЬ навеки избрал их носить ковчег ГОСПОДЕНЬ и отправлять службы пред Ним.2
3 И Давид собрал весь Израиль в Иерусалиме, чтобы перенести ковчег ГОСПОДЕНЬ на то место, которое он для него приготовил.
4 Собрал Давид потомков Аарона и левитов.
5 Из потомков Кехата — предводителя их Уриэля и сто двадцать его родственников;
6 из потомков Мерари — предводителя их Асаю и двести двадцать его родственников;
7 из потомков Гершона — предводителя их Иоиля и сто тридцать его родственников;
8 из потомков Элицафана — предводителя их Шемаю и двести его родственников;
9 из потомков Хеврона — предводителя их Элиэля и восемьдесят его родственников;
10 из потомков Уззиэля — предводителя их Амминадава и сто двенадцать его родственников.
11 Давид призвал Цадока и Эвьятара, священников, и левитов Уриэля, Асаю, Иоиля, Шемаю, Элиэля, Амминадава
12 и сказал им: «Вы — главы родов левитских. Совершите обряд освящения3 над собой и собратьями вашими и перенесите ковчег ГОСПОДА, Бога Израилева, на место, которое я для него приготовил.
13 Не вы несли его в первый раз, потому и излил на нас гнев Свой 4 ГОСПОДЬ, Бог наш, ибо мы не поступили,5 как должно».
14 Священники и левиты совершили обряд освящения, чтобы перенести ковчег ГОСПОДА, Бога Израилева.
15 И понесли потомки левитов ковчег Божий, как заповедал Моисей, по слову ГОСПОДА, на шестах,6 положив их себе на плечи.
16 Давид велел руководителям левитов назначить певчих из числа собратьев своих, чтобы они во всеуслышание, с радостью и ликованием пели и играли на музыкальных инструментах: арфах, лирах и кимвалах.
17 Левиты поставили Хемана, сына Иоиля, и из числа его собратьев — Асафа, сына Берехьи; из потомков Мерари, собратьев своих, — Этана, сына Кушаи;
18 из дальних родственников — Захарию, Яазиэля, Шемирамота, Ехиэля, Унни, Элиава, Бенаю, Маасею, Маттитью, Элифлеху, Микнею и привратников Овед-Эдома и Иэля.
19 Певцы Хеман, Асаф и Этан должны были играть на медных кимвалах;
20 Захария, Азиэль, Шемирамот, Ехиэль, Унни, Элиав, Маасея и Беная должны были играть на арфах мелодию «Аламот»;7
21 Маттитья, Элифелеху, Микнея, Овед-Эдом, Иэль и Азазья играли свою партию для октета8 на лирах.
22 Кенанья, руководитель певчих левитов, отвечал за всё пение и игру на музыкальных инструментах,9 поскольку был в этом искусен.
23 Берехья и Элкана охраняли ковчег.10
24 Священники Шеванья, Иосафат, Нетанэль, Амасай, Захария, Беная и Элиэзер трубили в трубы перед ковчегом Божьим. Овед-Эдом и Ехия также охраняли ковчег.
25 Давид и старейшины Израиля и тысяченачальники, исполненные ликования, пошли, чтобы перенести ковчег Завета ГОСПОДНЕГО из дома Овед-Эдома.
26 И Сам Бог помогал левитам, несущим ковчег Завета ГОСПОДНЕГО. И они принесли в жертву Господу семь быков и семь баранов.
27 Давид был облачен в одежды из тонкого льна. Так же одеты были и все левиты, несшие ковчег, певчие и Кенанья, глава музыкантов и певчих. На Давиде был еще льняной эфод.
28 Весь Израиль участвовал в перенесении ковчега Завета ГОСПОДНЕГО с криками ликования, под звуки рога, труб, кимвалов, лир и арф.
29 Когда ковчег завета ГОСПОДНЕГО вносили в Город Давидов, Михаль,11 дочь Саула, глядя из окна, увидела царя Давида, как он танцует и скачет. И стала презирать Давида.12

Толковая Библия Лопухина

1−29. Перенесение ковчега завета из дона Авведдара Гефянина на Сион.

Вместо краткого описания перенесена ковчега завета во 2Цар 6:11−23 автор кн. Паралипоменон предлагает подробный рассказ об этом событии. В состав его входят: 1) перечисление предварительных действий — устройства скинии (1Пар 15:1), совещания Давида со священниками и левитами (1Пар 15:2−16) и назначения некоторых из них для перенесения ковчега (1Пар 15:16−24); 2) описание самого акта перенесения (1Пар 15:25 — 1Пар 16:3) и первого торжественного богослужения пред ковчегом (1Пар 16:4−43), в состав которого входило исполнение особого песнопения, составленного самим Давидом.

1Пар 15:1. И построил он себе домы в городе Давидовом, и приготовил место для ковчега Божия, и устроил для него скинию.

Автор не разъясняет, что это за домы, построенные Давидом. Предполагают, что они назначались для его жен (1Пар 14:3). Так как скиния Моисеева находилась в Гаваоне (1Пар 16:39:21.29) и по особым соображениям Давида не была перенесена им на Сион то очевидно, что здесь была выстроена по образцу ее новая.

1Пар 15:2. Тогда сказал Давид: никто не должен носить ковчега Божия, кроме левитов, потому что их избрал Господь на то, чтобы носить ковчег Божий и служить Ему во веки.

Объясняя смерть Озы (1Пар 13:10) неисполнением закона о ношении скинии и ее принадлежностей левитами (1Пар 15:13), Давид издает теперь соответствующее постановлениям Моисея распоряжение (Чис 4:15).

1Пар 15:3. И собрал Давид всех Израильтян в Иерусалим, чтобы внести ковчег Господень на место его, которое он для него приготовил.

Израильтяне, не весь народ, но его представители старейшины и тысяченачальники (1Пар 15:25), только присутствовали при перенесении ковчега завета, но не принимали в нем непосредственного участия; это было делом левитов и священников, о созвании которых и идет речь ниже.

1Пар 15:4. И созвал Давид сыновей Аароновых и левитов:

1Пар 15:5. из сыновей Каафовых, Уриила начальника и братьев его — сто двадцать человек;

1Пар 15:6. из сыновей Мерариных, Асаию начальника и братьев его — двести двадцать человек;

1Пар 15:7. из сыновей Гирсоновых, Иоиля начальника и братьев его — сто тридцать человек;

1Пар 15:8. из сыновей Елисафановых, Шемаию начальника и братьев его — двести;

1Пар 15:9. из сыновей Хевроновых, Елиела начальника и братьев его — восемьдесят;

1Пар 15:10. из сыновей Уззииловых, Аминадава начальника и братьев его — сто двенадцать.

Решив перенести ковчег завета согласно с предписаниями закона Моисеева, Давид приглашает для этого дела те левитские поколения, которые по указанию Моисея обязаны были переносить скинию и ее принадлежности. Именно поколение Каафа с его представителем Уриилом (1Пар 6:24), на котором лежало приготовление к перенесению и само перенесение принадлежностей святилища (Чис 4:4−15); род Мерари во главе с Асаией (1Пар 6:30), обязанный переносить брусья скинии, подножия для них — шесты и т.п. (Чис 4:31−32), и наконец, потомков Гирсона, с их главою Иоилем (1Пар 6:28), переносивших покровы скинии, завесы и т.п. (Чис 4:25−26). К ним Давид присоединяет еще левитов из трех других происшедших от Каафа поколений: Елисафана, внука Каафа (1Пар 6:22), Хеврона, третьего сына Каафа (1Пар 6:18), и Узиила, четвертого его сына (1Пар 6:18). Для перенесения ковчега завета собираются, таким образом, четыре рода каафитов (ст. 5, 8−10) и по одному роду потомков Мерари и Гирсона.

1Пар 15:11. И призвал Давид священников: Садока и Авиафара, и левитов: Уриила, Асаию, Иоиля, Шемаию, Елиела и Аминадава,

1Пар 15:12. и сказал им: вы, начальники родов левитских, освятитесь сами и братья ваши, и принесите ковчег Господа Бога Израилева на место, которое я приготовил для него;

Перенесение ковчега завета — места пребывания самого Бога (Исх 25:22), требовало от левитов и священников чистоты, между прочим, измовения одежд (Исх 19:10:15; 2Пар 30:3).

1Пар 15:13. ибо как прежде не вы это делали, то Господь Бог наш поразил нас за то, что мы не взыскали Его, как должно.

См. примеч. к 1Пар 15:2.

1Пар 15:17. И поставили левиты Емана, сына Иоилева, и из братьев его, Асафа, сына Верехиина, а из сыновей Мерариных, братьев их, Ефана, сына Кушаии;

См. 1Пар 6:33:39, 44.

1Пар 15:18. и с ними братьев их второстепенных: Захарию, Бена, Иаазиила, Шемирамофа, Иехиила, Унния, Елиава, Ванею, Маасея, Маттафию, Елифлеуя, Микнея и Овед-Едома и Иеиела, привратников.

Иаазиил Азиил 1Пар 15:20, Иеиел 1Пар 16:5.

1Пар 15:19. Еман, Асаф и Ефан играли громко на медных кимвалах,

1Пар 15:20. а Захария, Азиил, Шемирамоф, Иехиил, Унний, Елиав, Маасей и Ванея — на псалтирях, тонким голосом.

1Пар 15:21. Маттафия же, Елифлеуй, Микней, Овед-Едом, Иеиел и Азазия — на цитрах, чтобы делать начало.

Разделение вышеупомянутых лиц (1Пар 15:17−18) на три хора сообразно с теми музыкальными инструментами, на которых они играли. Второй хор играл «на псалтирях тонким голосом», буквально с еврейского («алаламот») «по-девичьи», девичьим, тонкий голосом — дискантом или альтом. Третий ход — «на цитрах, чтобы делать начало» — «ал-гашшеминит» — «на восьмой, последней и самой грубой струне», т.е. самым низким голосом.

1Пар 15:22. А Хенания, начальник левитов, был учитель пения, потому что был искусен в нем.

«Хенания — был учителем пения» — чтение LXX. Из дальнейшего рассказа не видно, чтобы перенесение ковчега завета сопровождалось пением. Поэтому некоторые (проф. Гуляев) все данное место переводят так: «Хенания был начальником левитов в этом деле. Он начинал музыку, потому что был искусен». Другие (Цоклер) присваивают ему роль главного руководителя всей процессией перенесения ковчега завета.

1Пар 15:23. Верехия и Елкана были придверниками у ковчега.

Так как при перенесении ковчега не было нужды в привратниках, не чувствовалось необходимости в них и при постановке его на место, то предполагают, что термин «привратник» имеет в данном, а равно и в следующем стихе какое-нибудь особое значение. Не открывали ли двое из них шествие и двое не замыкали ли?

1Пар 15:24. Шевания, Иосафат, Нафанаил, Амасай, Захария, Ванея и Елиезер, священники, трубили трубами пред ковчегом Божиим. Овед-Едом и Иехия были придверниками у ковчега.

Распоряжение трубить в трубы сделано, очевидно, во исполнение предписания Чис 10:10.

1Пар 15:26. И когда Бог помог левитам, несшим ковчег завета Господня, тогда закололи в жертву семь тельцов и семь овнов.

Выражение «помог» едва ли указывает на успех в начале процессии. Противополагая второе перенесение ковчега первому, как видно из 1Пар 13:, неудавшемуся, автор хочет указать словом «помог» на благополучный его исход, окончание. В таком случае и жертвоприношение, о котором идет в настоящем случае речь, имело место в конце перенесения. С этой стороны повествование кн. Паралипоменон отличается от рассказа кн. Царств. По словам последней, через каждые шесть шагов приносился в жертву вол и телец (2Цар 6:13). Но если трудно предположить, чтобы при громадном стечении народа возможно было рассчитать столь небольшое количество шагов, то естественнее будет считать вероятность сообщения на стороне кн. Паралипоменон. Отмечаемое в ней семеричное число жертвоприношения указывает на особенную торжественность.

1Пар 15:27. Давид был одет в виссонную одежду, а также и все левиты, несшие ковчег, и певцы, и Хенания начальник музыкантов и певцов. На Давиде же был еще льняной ефод.

Автор опускает показание 2Цар 6:14, что Давид «прыгал» перед ковчегом завета, но, как видно из 1Пар 15:29, этот факт ему известен. Опуская показание кн. Царств, он восполняет ее рассказ упоминанием, что Давид и все левиты были одеты в виссонную одежду, точнее в меип. Так как меип был одеждой священников (Исх 28:31), то это замечание указывает, что вся процессия носила церковно-богослужебный характер.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: он.
2  [2] — Или: при ней, т. е. Скинии, Чис 3:6−9.
12  [3] — Или: посвящения; то же в ст. 14; ср. примеч. к Нав 3:5.
13  [4] — Букв.: напал / обрушился на нас.
13  [5] — Или: не взыскали Его.
15  [6] — См. Исх 25:13,14; Исх 37:4,5.
20  [7] — Значение слова неизвестно, возможно, музыкальный термин; друг. возм. пер.: высокий звук.
21  [8] — Также возможно, что имеется в виду инструмент с восемью струнами.
22  [9] — Или: начальник левитов, отвечающий за перевозки, обучал (других всему, касающемуся) перевозок.
23  [10] — Или: были привратниками подле ковчега; то же в след. стихе.
29  [11] — Син. пер.: Мелхола.
29  [12] — Син. пер.: Мелхола.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.