1 Паралипоменон 6 глава

Первая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Сыновья Левия: Гершон, Кехат и Мерари.
2 Сыновья Кехата: Амрам, Ицхар, Хеврон и Уззиэль.
3 Дети Амрама: Аарон, Моисей и Мариам. Сыновья Аарона: Надав, Авиуд, Элеазар и Итамар.
4 У Элеазара родился Финеес, у Финееса родился Авишуа,
5 у Авишуа родился Букки, у Букки родился Уззи,
6 у Уззи родился Зерахья, у Зерахьи родился Мерайот,
7 у Мерайота родился Амарья, у Амарьи родился Ахитув,
8 у Ахитува родился Цадок, у Цадока родился Ахимаац,
9 у Ахимааца родился Азарья, у Азарьи родился Йоханан,
10 у Йоханана родился Азарья, который служил священником в Храме,1 построенном Соломоном в Иерусалиме.
11 У Азарьи родился Амарья, у Амарьи родился Ахитув,
12 у Ахитува родился Цадок, у Цадока родился Шаллум,
13 у Шаллума родился Хилкия, у Хилкии родился Азарья,
14 у Азарьи родился Серая, у Сераи родился Ехоцадак.
15 Ехоцадак был уведен в плен, когда ГОСПОДЬ отправил в изгнание жителей Иудеи и Иерусалима рукою Навуходоносора.
16 Сыновья Левия: Гершон, Кехат и Мерари.
17 Вот имена сыновей Гершона: Ливни и Шими.
18 Сыновья Кехата: Амрам, Ицхар, Хеврон и Уззиэль.
19 Сыновья Мерари: Махли и Муши. Вот роды2 Левия по их родоначальникам.
20 Род Гершона: сын его Ливни, сын Ливни Яхат, сын Яхата Зимма,
21 сын Зиммы Йоах, сын Йоаха Иддо, сын Иддо Зерах, сын Зераха Еотрай.
22 Потомки Кехата: сын его Амминадав, сын Амминадава Корей, сын Корея Ассир,
23 сын Ассира Элкана, сын Элканы Эвьясаф, сын Эвьясафа Ассир,
24 сын Ассира Тахат, сын Тахата Уриэль, сын Уриэля Уззия, сын Уззии Шауль.
25 Сыновья Элканы: Амасай и Ахимот,
26 сын Ахимота Элкана, сын Элканы Цофай, сын Цофая Нахат,
27 сын Нахата Элиав, сын Элиава Ерохам, сын Ерохама Элкана.
28 Сыновья Самуила: первенец Иоиль, второй сын — Авия.3
29 Потомки Мерари: Махли, сын Махли Ливни, сын Ливни Шими, сын Шими Узза,
30 сын Уззы Шима, сын Шимы Хаггия, сын Хаггии Асая.
31 Вот те, кого Давид поставил руководителями над певчими в Храме ГОСПОДНЕМ с того времени, когда в нем был установлен ковчег.
32 До тех пор пока Соломон не построил Храм ГОСПОДА в Иерусалиме, эти люди служили певчими пред Шатром Откровения. Они совершали свою службу по предписанному уставу.
33 Вот те, кто совершал эту службу, и сыновья их. Из потомков Кехата: певец Хеман, сын Иоиля. Отцом Иоиля был Самуил,
34 отцом Самуила — Элкана, отцом Элканы — Ерохам, отцом Ерохама — Элиэль, отцом Элиэля — Тоах,
35 отцом Тоаха — Цуф, отцом Цуфа — Элкана, отцом Элканы — Махат, отцом Махата — Амасай,
36 отцом Амасая — Элкана, отцом Элканы — Иоиль, отцом Иоиля — Азарья, отцом Азарьи — Софония,
37 отцом Софонии — Тахат, отцом Тахата — Ассир, отцом Ассира — Эвьясаф, отцом Эвьясафа — Корей,
38 отцом Корея — Ицхар, отцом Ицхара — Кехат. Отцом же Кехата был Левий, сын Израиля.
39 Собратом Хемана был Асаф, стоявший справа от него. Отцом Асафа был Берехьягу, отцом Берехьягу — Шима,
40 отцом Шимы — Михаил, отцом Михаила — Баасея, отцом Баасеи — Малкия,
41 отцом Малкии — Этни, отцом Этни — Зерах, отцом Зераха — Адая,
42 отцом Адаи — Этан, отцом Этана — Зимма, отцом Зиммы — Шими,
43 отцом Шими — Яхат, отцом Яхата — Гершон, сын Левия.
44 Слева от Хемана и Асафа стояли их собратья из потомков Мерари; ими руководил Этан, сын Киши. Отцом Киши был Авди, отцом Авди — Маллух,
45 отцом Маллуха — Хашавья, отцом Хашавьи — Амацья, отцом Амацьи — Хилкия,
46 отцом Хилкии — Амци, отцом Амци — Бани, отцом Бани — Шемер,
47 отцом Шемера — Махли, отцом Махли — Муши, отцом Муши — Мерари, сын Левия.
48 Левиты, собратья Хемана, Асафа и Этана, были определены исполнять все работы при Скинии, Святилище Божьем.
49 Аарон и потомки его возносили жертвы на жертвеннике для всесожжений и на жертвеннике курения благоуханного. Они совершали служение в Святая святых для восстановления единения Израиля с Богом, всё делая так, как заповедал Моисей, слуга Божий.
50 Вот потомки Аарона: сын его Элеазар, сын Элеазара Финеес, сын Финееса Авишуа,
51 сын Авишуа Букки, сын Букки Уззи, сын Уззи Зерахья,
52 сын Зерахьи Мерайот, сын Мерайота Амарья, сын Амарьи Ахитув,
53 сын Ахитува Цадок, сын Цадока Ахимаац.
54 Вот где поселились левиты, вот их города и границы. Потомкам Аарона из рода Кехата, поскольку им первым выпал жребий,
55 отдали Хеврон в Иудее с окрестными пастбищами.
56 Поля и селения вокруг города отдали Халеву, сыну Ефуннэ.
57 Потомкам Аарона также выделили в качестве городов-убежищ Хеврон, Ливну с окрестными пастбищами, Яттир, Эштемоа с окрестными пастбищами,
58 Хилез4 и Девир с окрестными пастбищами,
59 Ашан и Бет-Шемеш с окрестными пастбищами.
60 Из надела Вениамина они получили [Гивон],5 Гиву, Алемет и Анатот с окрестными пастбищами. Всего тринадцать городов были распределены между их родами.
61 Левитам из остальных потомков Кехата дано по жребию десять городов из владений [колен Ефрема, Дана и]6 половины племени Манассии.
62 Левитам из потомков Гершона даны были города в коленах Иссахара, Асира, Неффалима и в колене Манассии, что в Башане, — всего тринадцать городов.
63 Левитам из потомков Мерари даны были по жребию города в коленах Рувима, Гада и Завулона — всего двенадцать городов.
64 Так израильтяне раздали левитам города с окрестными пастбищами.
65 По жребию они выделили города в колене потомков Иуды, в колене потомков Симеона и в колене потомков Вениамина — города, названия которых были перечислены.
66 Некоторым же из родов потомков Кехата были переданы во владение следующие города. От колена Ефрема
67 города-убежища: Шехем с окрестными пастбищами в нагорье Ефрема, Гезер с окрестными пастбищами,
68 Йокмеам и Бет-Хорон с окрестными пастбищам,
69 Аялон и Гат-Риммон с окрестными пастбищами.
70 От половины колена Манассии — Анер с пастбищами и Билам с пастбищами. Всё это досталось остальным родам потомков Кехата.
71 Родам сыновей Гершона дали следующие города. От половины племени Манассии — Голан в Башане и Аштарот с окрестными пастбищами.
72 От колена Иссахара — Кедеш и Даврат с окрестными пастбищами,
73 Рамот и Анем с окрестными пастбищами.
74 От колена Асира — Машаль и Авдон с окрестными пастбищами,
75 Хукок и Рехов с окрестными пастбищами.
76 От колена Неффалима — Кедеш в Галилее, Хаммон и Кирьятаим с окрестными пастбищами.
77 Остальным сынам Мерари дали следующие города. От колена Завулона — Риммон и Фавор с окрестными пастбищами.
78 От колена Рувима на восточной стороне Иордана, напротив Иерихона, — Бецер в пустыне с пастбищами и Яхца с пастбищами,
79 Кедемот и Мефаат с окрестными пастбищами.
80 От колена Гада — Рамот в Гиладе с окрестными пастбищами, Маханаим,
81 Хешбон и Язер с окрестными пастбищами.

Толковая Библия Лопухина

1−15. Поколение Аарона, или первосвященническая линия до времен плена вавилонского. 16−30. Потомки Пирсона, Каафа и Мерари. 31−49. Предки Емана, Асафа и Ефана, — начальников левитских хоров времени Давида. 50−53. Потомки первосвященника Епеазара до Ахимааса. 54−81. Жилища — места поселения левитов.

1Пар 6:1. Сыновья Левия: Гирсон, Кааф и Мерари.

1Пар 6:2. Сыновья Каафа: Амрам, Ицгар, Хеврон и Узиил.

1Пар 6:3. Дети Амрама: Аарон, Моисей и Мариам. Сыновья Аарона: Надав, Авиуд, Елеазар и Ифамар.

Происхождение Аарона от Левия. Имена сыновей Левия, Каафа, Амрама и Аарона исчисляются в Быт 46:11; Исх 6:18:20, 23; Чис 3:2−4.

1Пар 6:4. Елеазар родил Финееса, Финеес родил Авишуя;

1Пар 6:5. Авишуй родил Буккия, Буккий родил Озию;

1Пар 6:6. Озия родил Зерахию, Зерахия родил Мераиофа;

1Пар 6:7. Мераиоф родил Амарию, Амария родил Ахитува;

1Пар 6:8. Ахитув родил Садока, Садок родил Ахимааса;

1Пар 6:4−15. Потомки и преемники Елеазара, сына Ааронова, по первосвященству. Рассматривая линию Елеазара, как единственно законную, автор перечисляет происходящих из нее первосвященников и совершенно не касается линии Ифамара, хотя и знает о ее существовании (1Пар 24:3 и д.). Уже в силу этого одного приводимый им список ветхозаветных первосвященников отличается неполнотою. Она еще более усиливается пропуском некоторых первосвященников из линии Елеазара: Иоддая — современника Иоаса (4Цар 11:1), Урин — современника Ахаза (4Цар 16:10), Азарии — современника Езекии и некоторых других. Вообще, из 28 первосвященников допленного периода (Иосиф Флавий. Иуд Древн. 5:15) автором отмечаются лишь 23. По мнению Кейля, все эти пропуски находились, вероятно, в самих источниках кн. Паралипоменон.

1Пар 6:9. Ахимаас родил Азарию, Азария родил Иоанана;

Так как Ахимаас — сын Садока (1Пар 6:8), современника Давида (1Пар 24:3), то время его жизни должно падать на царствование Соломона. При нем же мог проходить свое служение и внук Садока Азария, что подтверждается 3Цар 4:2.

1Пар 6:10. Иоанан родил Азарию, — это тот, который был священником в храме, построенном Соломоном в Иерусалиме.

Замечание об Азарии нельзя понимать в том же смысле, что он был первым первосвященником в храме Соломона, так как при построении его первосвященником был Ахимаас. Азария данного стиха не Азария, современник Соломона, а современник Озии прокаженного, известный тем, что противостал Царю, когда тот, присваивая себе право священническое, «хотел воскурить фимиам на алтаре кадильном.» (2Пар 26:16−20).

1Пар 6:11. И родил Азария Амарию, Амария родил Ахитува;

Амария — современник Иосафата (2Пар 19:11).

1Пар 6:15. Иоседек пошел в плен, когда Господь переселил Иудеев и Иерусалимлян рукою Навуходоносора.

Отведение Иоседека, отца первосвященника послепленного периода Иисуса (1 Езд 3:2; Агг 1:1), имело место перед разрушением Иерусалима, так как при падении города первосвященником был отец его Сераия (4Цар 25:14:18, 21).

1Пар 6:17. Вот имена сыновей Гирсоновых: Ливни и Шимей.

1Пар 6:18. Сыновья Каафа: Амрам, Ицгар, Хеврон и Узиил.

1Пар 6:19. Сыновья Мерари: Махли и Муши. Вот потомки Левия по родам их.

Два сына Гирсона и Мерари и четыре Каафа с теми же именами исчисляются в Чис 3:17−20.

1Пар 6:20. У Гирсона: Ливни, сын его; Иахав, сын его; Зимма, сын его;

1Пар 6:21. Иоах, сын его; Иддо, сын его; Зерах, сын его; Иеафрай, сын его.

Поколения Гирсона от сына его Ливни; поколение это другого сына — Шимея приведено ниже при перечислении предков Асафа (1Пар 6:39−43). В той и другой линии наблюдается тожество имен (Иахав, Зимма, Зерах), что не говорит, однако, о тожестве лиц. Последний из потомков Гирсона — Иеафрай нигде более не упоминается.

1Пар 6:22−28. Линия Каафа, доведенная до Самуила. Ниже (1Пар 6:33−38) этот же род приводится в восходящей линии с целью указать происхождение от Самуила певца времени Давида Емана. Однако тот и другой список представляет свои особенности, состоящие то в пропуске некоторых членов, то в различных формах одного и того же имени.

1Пар 6:22. Сыновья Каафа: Аминадав, сын его; Корей, сын его; Асир, сын его;

В параллельном данному стиху месте — 1Пар 6 и Исх 6:18 среди сыновей Каафа не значится Аминадава. И так как в каждом из этих мест, а равно и в 1Пар 6:38, посредствующим членом между Каафом и Кореем является Ицгар, то большинство экзегетов рассматривают имя Аминадав, как прозвище (другое имя) Ицгара.

1Пар 6:23. Елкана, сын его; Евиасаф, сын его; Асир, сын его;

По данному и 1Пар 6 Евиасаф — правнук Корея, но если сравнить их со ст. 1Пар 6:37, то будет ясным, что он — сын Корея и брат Асира, как про это прямо говорится в Исх 6:24, где Ассир, Елкона и Евиасаф названы сыновьями Корея. Что касается происхождения от Евиасафа Ассира и Тахафа, то оно подтверждается тем же 1Пар 6:37.

1Пар 6:24. Тахаф, сын его; Уриил, сын его; Узия, сын его; Саул, сын его.

Имена Уриил, Узия и Саул заменяются в 1Пар 6 другими: Цефания, Азария и Иоиль Ввиду существования известного обычая давать одному лицу два имени, предполагают, что это двойные имена.

1Пар 6:25. Сыновья Елканы: Амасай и Ахимоф.

Среди предков Емана Амасай также называется сыном Елканы (1Пар 6:35−36). Ввиду этого Елкану 1Пар 6 должно считать за одно лицо с Елканой 25-го, а этого последнего сообразно с указанием 1Пар 6 следует признать за сына Иоиля, или то же, что Саула по чтению 1Пар 6:24.

1Пар 6:26. Елкана, сын его; Цофай, сын его; Нахаф, сын его;

1Пар 6:27. Елиаф, сын его; Иерохам, сын его, Елкана, сын его; [Самуил, сын его].

Цофай признается за одно лицо с Цуфом, сыном Елканы 1Пар 6:35; Нахаф — с Тоахом 1Пар 6 и Елиаф с Элиилом того же стиха. В 1Цар 1:1 данные имена произносятся тоже с некоторыми особенностями: Цуф, Тоху, Елигуй. Иерохам как в 1Цар 1:1, так и в 1Пар 6 представляется дедом пророка Самуила.

1Пар 6:28. Сыновья Самуила: первенец Иоиль, второй Авия.

В еврейском тексте имя первого сына Самуила пропущено: именно, после слова «габбекор» (первенец) стоит выражение «вашни» («второй»). LXX и блаж. Иероним принимают это последнее за собственное имя. Также поступают и другие переводчики, кроме сирского, арабского и славянского, которые вносят имя «Иоиль», как несомненно здесь опущенное (Ср. 1Цар 8:2; 1Пар 6:33).

1Пар 6:29. Сыновья Мерари: Махли; Ливни, сын его; Шимей, сын его; Уза, сын его;

1Пар 6:30. Шима, сын его; Хаггия, сын его; Асаия, сын его.

Потомки Мерари — шесть поколений — в линии Махли нигде более не упоминаются. Бертольд пытается отожествить их с предками Эфана (1Пар 6:45−47), но эти последние принадлежат к поколению Мушия, сына Мерари, ноне Махли.

1Пар 6:31−49. Предки начальников левитских хоров времени Давида — Емана, Асафа и Ефана. В поколении Емана до Левия автор насчитывает 23 члена, Асафа — 15 и Ефана 14 членов. Это неравенство числа членов, несмотря на то, что все три генеалогии обнимают одно и то же время, ясно показывает, что писатель кн. Паралипоменон передал столько имен, сколько было в находившейся у него под руками древней таблице. Если первый род Емана, насчитывающий до Иакова (1Пар 6:38) 23 поколения, можно считать достаточно полным, то в двух других, очевидно, недостает многих членов.

1Пар 6:31. Вот те, которых Давид поставил начальниками над певцами в доме Господнем, со времени поставления в нем ковчега.

Ср. 1Пар 15:17; 2Цар 6:2:17.

1Пар 6:32. Они служили певцами пред скиниею собрания, доколе Соломон не построил дома Господня в Иерусалиме. И они становились на службу свою по уставу своему.

Левитские хоры располагались на дворе скинии собрания, где совершалось богослужение, состоящее из жертвоприношения и чтения псалмов, сообразно указанному Давидом порядку. Именно в середине становился со своим хором Еман, по правую руку Асаф (1Пар 6:39) и по левую Ефан (1Пар 6:44). Замечание: «доколе Соломон не построил дома Господня в Иерусалиме», дает понять, что под скинией, на дворе которой отправляли свое служение левиты, разумеется скиния Давидова на Сионе (2Цар 6:17 и д.; 1Пар 21:22), но не Моисеева в Гаваоне (1Пар 21:29).

1Пар 6:33. Вот те, которые становились с сыновьями своими: из сыновей Каафовых — Еман певец, сын Иоиля, сын Самуила,

Имена сыновей Емана, Асафа и Ефана перечислены ниже в 1Пар 25:2−4. В данном же и дальнейших стихах поименованы предки этих лиц и прежде всего Емана, которому, как руководителю пением, усвояется название «певец», отличающее его от Асафа и Ефана. С точки зрения хронологии, вполне допустимо, что Еман, современник Давида, — внук Самуила.

1Пар 6:34. сын Елканы, сын Иерохама, сын Елиила, сын Тоаха,

1Пар 6:35. сын Цуфа, сын Елканы, сын Махафа, сын Амасая,

1Пар 6:36. сын Елканы, сын Иоиля, сын Азарии, сын Цефании,

1Пар 6:37. сын Тахафа, сын Асира, сын Авиасафа, сын Корея,

1Пар 6:38. сын Ицгара, сын Каафа, сын Левия, сын Израиля;

См. примечания к 1Пар 6:22−28.

1Пар 6:39. и брат его Асаф, стоявший на правой стороне его, — Асаф, сын Берехии, сын Шимы,

Так как Еман — потомок Каафа (1Пар 6:33), а Асаф — Гирсона, то, очевидно, термин «брат» употребляется не в собственном смысле, а в значении «родственник».

1Пар 6:44. А из сыновей Мерари, братьев их, — на левой стороне: Ефан, сын Кишия, сын Авдия, сын Маллуха,

Ефан носил еще имя Идифун (1Пар 16:4:25.1).

1Пар 6:48. Братья их левиты определены на всякие службы при доме Божием;

Обязанность пения лежала на поколениях Емана, Асафа и Ефана, остальные же левиты исполняли при скинии то, что было указано им Моисеем (Чис 3:8:25−26, 31, 36−37).

1Пар 6:49. Аарон же и сыновья его сожигали на жертвеннике всесожжения и на жертвеннике кадильном, и совершали всякое священнодействие во Святом Святых и для очищения Израиля во всем, как заповедал раб Божий Моисей.

После указания на обязанности певцов (1Пар 6:32) и прочих левитов автор отмечает функции священнического и первосвященнического служения: жертвоприношение, совершение обрядов для очищения (Лев 16:1) и разных очистительных действий над евреями.

1Пар 6:50. Вот сыновья Аарона: Елеазар, сын его; Финеес, сын его; Авиуд, сын его;

1Пар 6:51. Буккий, сын его; Уззий, сын его; Зерахия, сын его;

1Пар 6:52. Мераиоф, сын его; Амария, сын его; Ахитув, сын его;

1Пар 6:53. Садок, сын его; Ахимаас, сын его.

Перечисление первосвященников, глав священнического рода Аарона, вполне естественно после указания на обязанности священников. Равным образом и выше замечание о служении певцов сопровождается исчислением. В настоящем случае ряд первосвященников поколения Асафа, Емана и Ефана доводится только до Соломона, но не до плена вавилонского, как выше (1Пар 6:4−14), вероятно, потому, что и для всего отрывка со ст. 1Пар 6:34 автор пользовался таким источником, в котором выдающиеся фамилии Левия доводятся только до времени Давида — Соломона.

1Пар 6:54. И вот жилища их по селениям их в пределах их: сыновьям Аарона из племени Каафова, так как жребий выпал им,

Список городов (1Пар 6:55−81), доставшихся потомкам Каафа, Гирсона и Мерари при разделении земли обетованной. Исчисление городов с большею обстоятельностью встречается в Нав 21. Совпадения же в том и другом списке заставляют думать, что оба писателя пользовались одним источником, но последний с меньшею точностью.

1Пар 6:55. дали Хеврон, в земле Иудиной, и предместья его вокруг его;

Стих почти буквально совпадает с Нав 21:11−12. Только Хеврону усвоено там древнее название Кираф-Арба, и географическое положение его определяется выражением: «на горе Иудовой». «Предместья» — места для выгона скота.

1Пар 6:56. поля же сего города и села его отдали Халеву, сыну Иефонниину.

Ср. Нав 14:6−14:15.13.

1Пар 6:57. Сыновьям Аарона дали также города убежищ: Хеврон и Ливну с их предместьями, Иаттир и Ештемоа и предместья его,

После «Иаттир» у Нав 21:13 стоит замечание: «и предместья его».

1Пар 6:58. и Хилен и предместья его, Давир и предместья его,

Вместо «Хилен» в Нав 21:15 — «Холон».

1Пар 6:59. и Ашан и предместья его, Вефсамис и предместья его,

1Пар 6:60. а от колена Вениаминова — Геву и предместья ее, и Аллемеф и предместья его, и Анафоф и предместья его: всех городов их в племенах их тринадцать городов.

После Амана у Нав 21:16 упоминается Иуттаи перед Гевою — Гаваон (1Пар 6:17). Эти два города в кн. Паралипоменон почему-то пропущены, а несомненность пропуска подтверждают последние слова 60 ст.: «всех городов тринадцать». Поименно перечислено только 11. Наконец, вместо Аллемеф стоит у Иисуса Навина Алмон. Которое чтение правильнее, сказать трудно.

В соответствии Нав 21:5−7 здесь указывается общее число городов, доставшихся остальным потомкам левитам Каафа, Гирсона и Мерари; поименное же перечисление их начинается с 1Пар 6:67.

1Пар 6:61. Остальным сыновьям Каафа, из семейств этого колена, дано по жребию десять городов из удела половины колена Манассиина.

Перед словами «из удела половины колена Манассиина» должно стоять согласно с Нав 21:5 выражение: «от колена Данова».

1Пар 6:64. Так дали сыны Израилевы левитам города и предместья их.

1Пар 6:65. Дали они по жребию от колена сыновей Иудиных, и от колена сыновей Симеоновых, и от колена сыновей Вениаминовых те города, которые они назвали по именам.

Содержащееся в данных стихах замечание в Нав 21:8−9 стоит перед поименным перечислением доставшихся священникам, потомкам Каафа, городов. В настоящем же месте оно нарушает последовательность повествования: после указания общего числа городов естественно следовать поименному их перечислению.

1Пар 6:66. Некоторым же племенам сыновей Каафовых даны были города от колена Ефремова.

В Нав 21:20 определенно говорится, что нижепоименованные города были даны левитам потомкам Каафа. Вместо этого кн. Паралипоменон употребляет неопределенное выражение: «некоторым же племенам сыновей Каафовых».

1Пар 6:68. и Иокмеам и предместья его, и Беф-Орон и предместья его,

Имя Иокмеам («собранный в кучу народом») заменяется в Нав 21:22 именем совершенно неизвестного города Кибцаим (две кучи). Чтение кн. Паралипоменон подтверждается LXX, у которых стоит Ἰεκμαάν.

1Пар 6:69. и Аиалон и предместья его, и Гаф-Риммон и предместья его;

По указанию Нав 21:23, как два поименованных города, так и два пропущенных — Елтеке и Гаваон принадлежали к уделу колена Данова. В настоящем случае автором опускается целый стих из кн. Иисуса Навина: «и от колена Данова: Елтеке и предместья его, Гаваон и предместья его». Опущение соответствует пропуску в 1Пар 6:61.

1Пар 6:70. от половины колена Манассиина — Анер и предместья его, Билеам и предместья его. Это поколению остальных сыновей Каафовых.

По указанию Нав 21:25, от половины колена Манассиина потомкам Каафа достались Фаанах и Гаф-Риммон Так как имя «Анер» нашего стиха нигде более не встречается, а Фаанах упоминается в Суд 1:27, 5.19; 3Цар 4:12, то чтение кн. Иисуса Навина нужно признать более правильным. Что касается второго, то в кн. Иисуса Навина должна быть ошибка. Город этого имени лежал в уделе колена Данова и только что был назван (Нав 21:24). Но и название Билеам кн. Паралипоменон должно быть заменено согласно с Нав 17:11 и Суд 1:27 именем Ивлеам.

1Пар 6:71. Сыновьям Гирсона от племени полуколена Манассиина дали Голан в Васане и предместья его, и Аштароф и предместья его.

И в кн. Второзакония (Втор 1:4) и И. Навина (Нав 13:12) Аштароф называется столицей Ога Васанского. С именем Аштерот — Кармаим этот город упоминается еще в кн. Бытия (Быт 14:5). Название Нав 21:27 Беештра вызвано неправильным чтением группы еврейских букв בעשתרה: её, с опущением первой буквы, можно прочитать и Аштарот и Беештра, смотря по тому, какие подставить гласные.

1Пар 6:72. От колена Иссахарова — Кедес и предместья его, Давраф и предместья его,

Вместо Кедес у Нав 21:28, а равно Нав 19:20 — Кишион.

1Пар 6:73. и Рамоф и предместья его, и Анем и предместья его;

У Иисуса Навина в Нав 19:21 и Нав 21:29 это имя пишется Ген-Ганим «садовый источник». «Анем» кн. Паралипоменон («два источника») — нигде более не встречается.

1Пар 6:75. и Хукок и предместья его, и Рехов и предместья его;

В параллельном месте у Нав 21:31 стоит Хелкаф, но при исчислении городов колена Ассирова (Нав 19:34) так же, как и здесь, Хукок.

1Пар 6:76. от колена Неффалимова — Кедес в Галилее и предместья его, и Хаммон и предместья его, и Кириафаим и предместья его.

У Иисуса Навина Хаммон показан при исчислении городов колена Ассирова (Нав 19:28), при исчислении же городов Неффалимова — Хаммое-Дор (Нав 21:32). В Нав 21:32 вместо Кириафаим стоит Картань. Значение обоих имен одинаково — «два города», и разность только в форме. Картан — древнее, вышедшее из употребления, двойственное число, Кириафаим — позднейшее.

1Пар 6:77. А прочим сыновьям Мерариным — от колена Завулонова Риммон и предместья его, Фавор и предместья его.

По сравнению с Нав 21:34 в данном стихе пропущены два города: Иокнеам и Карфа, а два другие носят иные названия, Риммон-Димна, Фавор-Нагалал. Чтение Димна едва ли правильное, так как и по указанию самой кн. Иисуса Навина, в области колена Завулонова лежал город Диммон (Нав 19:13), а не Димна. Имя Нагалал, только в иной несколько форме (Наглол) упоминается в кн. Судей (Суд 1:30), как имя города, отданного потомкам Завулона. Чтение кн. Паралипоменон — Фавор возникло, как думают, от того, что автор указывает вместо города местность, где он лежал.

1Пар 6:78. По ту сторону Иордана, против Иерихона, на восток от Иордана, от колена Рувимова дали Восор в пустыне и предместья его, и Иаацу и предместья ее,

1Пар 6:79. и Кедемоф и предместья его, и Мефааф и предместья его;

1Пар 6:80. от колена Гадова — Рамоф в Галааде и предместья его, и Маханаим и предместья его,

1Пар 6:81. и Есевон и предместья его, и Иазер и предместья его.

Ср. Нав 21:36−37.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
10  [1] — Букв.: доме; то же далее в подобных случаях.
19  [2] — Или: вот семейства.
28  [3] — Так в друг. древн. переводах. Масоретский текст: первенец Вашни́ и Авия́.
58  [4] — Друг. чтение: Хилен.
60  [5] — Так в LXX и Пешитте; ср. Нав 21:17.
61  [6] — Слов, заключенных в квадратные скобки, нет в масоретском тексте, но их приводят друг. древн. переводы.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.