1 Паралипоменон 7 глава

Первая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Сыновей у Иссахара четверо: Тола, Пуа, Яшув и Шимрон.
2 Сыновья Толы: Уззи, Рефая, Ериэль, Яхмай, Ивсам и Самуил — это главы родов. При Давиде в родословия были внесены как годные к воинской службе1 двадцать две тысячи шестьсот потомков Толы.
3 Сын Уззи: Израхья. Сыновья Израхьи: Михаил, Авдий, Иоиль, Ишшия — все пятеро вожди.
4 У них по родословиям поколений их числилось тридцать шесть тысяч воинов, годных к воинской службе, ведь жен и сыновей у них было намного больше,
5 чем у их братьев. По всем родам Иссахара внесены в родословия восемьдесят семь тысяч годных к воинской службе воинов.
6 Сыновей у Вениамина трое: Бела, Бехер, Едиаэль.
7 У Белы пятеро сыновей: Эцбон, Уззи, Уззиэль, Еримот, Ири — главы родов, могучие воины. В родословиях у них записано двадцать две тысячи тридцать четыре могучих воина.
8 Сыновья Бехера: Земира, Йоаш, Элиэзер, Эльоэнай, Омри, Еремот, Авия, Анатот и Алемет — вот все сыновья Бехера.
9 В родословия у них записаны по их поколениям: вождей родов, могучих воинов, — двадцать тысяч двести.
10 Сын Едиаэля — Билхан. Сыновья Билхана: Еуш, Вениамин, Эхуд, Кенаана, Зетан, Таршиш и Ахишахар.
11 Все эти потомки Едиаэля были вождями родов, могучими воинами. Семнадцать тысяч двести воинов было у них готовых выйти на битву.
12 Шуппим и Хуппим — сыновья Ира, Хушим — сын2 Ахера.
13 Сыновья Неффалима: Яхациэль, Гуни, Ецер и Шаллум — это внуки3 Валлы.
14 Сыновья Манассии: Асриэль, которого родила наложница-арамейка; и она же родила Махира, отца Гилада.
15 Махир женил Хуппима и Шуппима. (Сестру его звали Мааха.) Имя второго сына Манассии — Целофхад. У Целофхада были одни дочери.
16 Родила Мааха, жена Махира, сына и назвала его Переш, а брата его — Шереш. Сыновья Шереша: Улам и Рекем.
17 Сын Улама — Бедан. Вот все потомки Гилада, сына Махира, потомка Манассии.
18 Сестра Гилада Молехет родила Ишхода, Авиэзера и Махлу.
19 Сыновьями Шемиды были Ахьян, Шехем, Ликхи и Аниам.
20 Потомки Ефрема: Шутелах, сын Шутелаха Беред, сын Береда Тахат, сын Тахата Элада, сын Элады Тахат,
21 сын Тахата Завад, сыновья Завада Шутелах, Эзер и Элад. Их убили жители Гата, исконные жители той земли, за то что они спустились к ним и попытались угнать их скот.
22 Оплакивал их Ефрем, отец их, многие дни, а братья приходили утешать его.
23 Некоторое время спустя был Ефрем с женой своей, она понесла и родила сына. Ефрем назвал его Бериа, потому что горе случилось в доме его.4
24 Дочерью Бериа была Шеера. Она построила Нижний и Верхний Бет-Хорон и Уззен-Шееру.
25 Сыном Бериа был Рефах, сын Рефаха — Решеф, сын Решефа — Телах, сын Телаха — Тахан,
26 сын Тахана — Ладан, сын Ладана — Аммихуд, сын Аммихуда — Элишама,
27 сын Элишамы — Нон, сын Нона — Иисус.
28 Вот владения их, в которых они жили: Бет-Эль и окрестные селения, на востоке — Нааран, на западе — Гезер и окрестные селения, Шехем и окрестные селения и земли до Ая с окрестными селениями.
29 Вдоль границ владений потомков Манассии также располагались Бет-Шеан, Таанах, Мегиддо, Дор и их окрестные селения. В этих городах жили потомки Иосифа, сына Израиля.
30 Дети Асира: Имна, Ишва, Ишви, Бериа и сестра их Серах.
31 Сыновья Бериа: Хевер и Малкиэль, отец Вирзаита.
32 У Хевера родились Яфлет, Шомер, Хотам и сестра их Шуа.
33 Сыновья Яфлета: Пасах, Бимхал и Ашват — вот сыновья Яфлета.
34 Сыновья Шемера, брата его:5 Рохга, Хубба и Арам.
35 Сыновья Хелема, брата его: Цофах, Имна, Шелеш и Амал.
36 Сыновья Цофаха: Суах, Харнефер, Шуал, Вери, Имра,
37 Бецер, Ход, Шамма, Шилша, Итран и Беэра.
38 Сыновья Етера: Ефуннэ, Писпа и Ара.
39 Сыновья Уллы: Арах, Ханниэль и Риция.
40 Вот все сыновья Асира, главы своих родов, лучшие воины и главные вожди. В родословиях в войске у них числилось двадцать шесть тысяч человек.

Толковая Библия Лопухина

1−5. Поколение Иссахара. 6−11. Поколение Вениамина. 14−19. Полуколено Манассиино. 20−29. Поколение Ефрема. 30−40. Поколение Ассира.

1Пар 7:1. Сыновья Иссахара: Фола, Фуа, Иашув и Шимрон, четверо.

Те же самые имена сыновей Иссахара встречаются и в Чис 26:23; но в Быт 46:13 третий сын называется Иов

1Пар 7:2. Сыновья Фолы: Уззий, Рефаия, Иериил, Иахмай, Ивсам и Самуил, главные в поколениях Фолы, люди воинственные в своих поколениях; число их во дни Давида было двадцать две тысячи и шестьсот.

1Пар 7:3. Сын Уззия: Израхия; а сыновья Израхии: Михаил, Овадиа, Иоиль и Ишшия, пятеро. Все они главные.

1Пар 7:4. У них, по родам их, по поколениям их, было готово к сражению войска тридцать шесть тысяч; потому что у них было много жен и сыновей.

1Пар 7:5. Братьев же их, во всех поколениях Иссахаровых, людей воинственных, было восемьдесят семь тысяч, внесенных в родословные записи.

Имена шести сыновей Фолы, пяти его потомков от сына Уззии; количество способных к войне в поколении Фолы (22 600), Уззии (36 000) и во всем колене Иссахаровом нигде более не упоминаются. Но исчисление могло быть составлено на основании произведенной при Давида народной переписи (2Цар 24:1; 1Пар 21:1) и в общем является правдоподобным. И действительно, если при Моисее во время первого исчисления в колене Иссахаровом значится 54 400 (Чис 1:29) и во время второго — 64 300 (Чис 26:25), то нет ничего странного, что в период от Моисея до Давида число иссахарян возросло с 64 300 до 87 000, т.е. только на 23 000 человек.

1Пар 7:6. У Вениамина: Бела, Бехер и Иедиаил, трое.

Исчисление только трех сыновей Вениамина находится в прямом противоречии с Быт 46:21, где значится десять сыновей, Чис 26:38 — пять сыновей — с 1Пар 8:1 — тоже пять, но только с другими именами. Самое простое объяснение этих разностей состоит в предположении, что писатели данных трех разных лицах: Моисей — о ближайших потомках Вениамина, а автор Паралипоменон о дальнейших, бывших представителями своих родов во время народной переписи при Давиде. Но, кроме подобного способа примирения генеалогий, существуют и другие. Именно, полагают, что Иедиаил данного стиха есть или искаженное Ашбел трех остальных списков или же синонимическое с ним имя. При допущении подобного при допущении предположения рассматриваемый стих перечисляет трех известных кн. Бытия сыновей Вениамина: Блу, Бехера и Ашбела. Бехер опущено в кн. Чисел и 1Пар 8:1 (в последней главе он упомянут в 8−9 ст.) потому, что при Моисее не имел еще значительного потомства, оно появилось в век Давида-Соломона. Нааман и Ард не значатся в трех гениалогиях, кроме Бвтия, на том основании, что, по указанию Чис 36:40, они были его внуками, — детьми от его сына Белы. Гера и Рош (Быт 46:1) опущены в других гениалогиях ввиду их бездетности. Ехи (Быт), Ахирам (Чис) и Ахрай (1Пар 8:3) различные по произношению имена одного и того же лица. Муппим (Быт) — Шефуфам (Чис) и Хуппим (Быт) — Хуфам (Чис).

1Пар 7:7. Сыновья Белы: Ецбон, Уззий, Уззиил, Иеримоф и Ири, пятеро, главы поколений, люди воинственные. В родословных списках записано их двадцать две тысячи тридцать четыре.

Имена сыновей Белы не совпадают с перечисленными в Чис 26:40 и 1Пар 8:3 ввиду того, может быть, обстоятельства, что в данном стихе отмечены не сыновья Белы, а его дальнейшие потомки.

1Пар 7:8. Сыновья Бехера: Земира, Иоаш, Елиезер, Елиоенай, Омри, Иремоф, Авия, Анафоф и Алемеф: все эти сыновья Бехера.

Два последних имени употребляются обыкновенно в качестве имен левитских городов: Алемеф -1Пар 6:45; Анафокс — Иер 1:1.

1Пар 7:11. Все эти сыновья Иедиаила были главами поколений, люди воинственные; семнадцать тысяч и двести было выходящих на войну.

Общее количество вениамитян, способных носить оружие, исчисляется, вероятно, ко времени Давида в 59 434 человека (22 034 из потомков Белы — 1Пар 7:7; 20 200 — Бехера — 1Пар 7 и 17 200 — Иедиаила, т.е. на 13 834 человека более, чем при Моисее (45 600 — Чис 26:41). Столь незначительное увеличение численности вениамитян (ср. примеч. к 1Пар 7:2−5) в течение 4-х веков в достаточной мере объясняется их междоусобной войной с другими коленами в период Судей, в результате которой их осталось только 600 человек (Суд 20:47).

1Пар 7:12. И Шупим и Хупим, сыновья Ира; Хушим, сын Ахера.

Имена Шупим и Хупим тождественны с именами двух сыновей Вениамина (Быт 46:21), но так как отцом лиц данного стиха является Ир, по всей вероятности, сын Белы (1Пар 7:7), то они оказываются внуками Вениамина. Кто такой Ахер и к какому поколению принадлежит он и его сын Хушим, текст не говорит. Но некоторые соображения заставляют считать его тем единственным сыном Дана — Хушимом (в Чис 26:42 он называется, благодаря перестановке букв, Шухам), о котором упоминает Быт 46:23. Именно, и в кн. Бытия (Быт 46:23), и в кн. Чисел (Чис 26:42) поколение Дана исчисляется непосредственно после поколения Вениамина, точнее, как и в VII гл. 1 кн. Паралипоменон, между Вениамином и Неффалимом. Стоящее в конце 1Пар 7 замечание: «дети Валлы», указывает, согласное Быт 46:25, на обоих ее сыновей — Дана и Неффалима, а потому и здесь, как в кн. Бытия, должен быть упомянут первый. Замапчивание Дана, — сокрытие его под именем «Ахер» («другой») естественно для автора ввиду двухкатного отсутствия его имени в 1Пар 6 и 1Пар 6:69.

1Пар 7:13. Сыновья Неффалима: Иахцеил, Гуни, Иецер и Шиллем, дети Валлы.

Из колена Неффалимова обозначаются только его сыновья. Данное явление объясняется, как думают, тем, что автор не мог найти родословных списков этого колена и дал столько имен, сколько имел (Быт 46:24; Чис 26:48).

1Пар 7:14. Сыновья Манассии: Асриил, которого родила наложница его Арамеянка; она же родила Махира, отца Галаадова.

1Пар 7:15. Махир взял в жену сестру Хупима и Шупима, — имя сестры их Мааха; имя второму Салпаад. У Салпаада были только дочери.

1Пар 7:16. Мааха, жена Махирова, родила сына и нарекла ему имя Кереш, а имя брату его Шереш. Сыновья его: Улам и Рекем.

1Пар 7:17. Сын Улама: Бедан. Вот сыновья Галаада, сына Махира, сына Манассиина.

1Пар 7:18. Сестра его Молехеф родила Ишгода, Авиезера и Махлу.

1Пар 7:19. Сыновья Шемиды были: Ахиан, Шехем, Ликхи и Аниам.

Генеалогия полуколена Манассиина, жившего на западно-иорданской стороне; о полуколене, обитавшем на восточной стороне, шла речь в 1Пар 5:23−26. Из отмеченных в Чис 26:30:34 и Нав 17:2 шести поколений Манассии, автор упоминает только о двух — Асриила и Шемиды.

1Пар 7:14. Сыновья Манассии: Асриил, которого родила наложница его Арамеянка; она же родила Махира, отца Галаадова.

По указанию Чис 26:29−31, Асриил не сын Манассии, а его правнук, — сын его внука Галаада. В качестве дальнейшего потомка Манассии, но не сна, он выставляется и в данном стихе через замечание, что его мать арамеянка родила Манассии Махира.

1Пар 7:15. Махир взял в жену сестру Хупима и Шупима, — имя сестры их Мааха; имя второму Салпаад. У Салпаада были только дочери.

в еврейском тексте настолько темен и непонятен, что порча его, по общему мнению экзегетов, не подлежит никакому сомнению. Буквальный перевод еврейского чтения имеем у блаж. Иеронима и в славянской Библии: «Махир же поят жену Офирови и Сафиноеи, и имя сестре его Мооха». Мооха (Мааха), называемая в настоящем случае сестрою Махира, по 1Пар 7 оказывается его женою, из чего заключают, что местоимение «его» ошибочно поставлено в единственном числе вместо множественного «их», т.е. Офира и Сафина (Хупима и Шупима). Далее, частицу «ле», стоящую перед последними именами, понимают при глаголе «взял» не в смысле частицы дательного падежа, а винительного, и в зависимости от этого читают: «Махир взял жену у Хупима и Шупима (двух вениамитян — 1Пар 7:12); имя сестры их Мааха». «А имя другой — Салпаад». После слова «другой» пропущено, очевидно, какое-то существительное имя. Михаэлис данное место читает так: «а имя второго сына Манассии Салпаад» (ср. Чис 26:33; Нав 17:3).

1Пар 7:16. Мааха, жена Махирова, родила сына и нарекла ему имя Кереш, а имя брату его Шереш. Сыновья его: Улам и Рекем.

Имена сыновей Маахи нигде более не встречаются.

1Пар 7:18. Сестра его Молехеф родила Ишгода, Авиезера и Махлу.

Имя сестры Махира «Молехеф» и первого ее сына в других местах Ветхого Завета не встречаются, но имя второго «Аиезер» тожественно с упоминаемым в Нав 17:3 именем главы того поколения Манассии, из которого происходил Гедеон (Суд 6:11, 15). Отожествлению мешает лишь то обстоятельство, что в данном месте кн. Иисуса Навина «Авиезер» — сын самого Манассии, но не его сестры, как здесь.

1Пар 7:19. Сыновья Шемиды были: Ахиан, Шехем, Ликхи и Аниам.

Шемда — сын Манассии (Нав 17:2), точнее Галаада (Чис 26:30:32). Имена его сыновей, кроме Шехема, сына Галаада (Чис 26:31) ни где более не встречается.

1Пар 7:20. Сыновья Ефрема: Шутелах, и Беред, сын его, и Фахаф, сын его, и Елеада, сын его, и Фахаф, сын его,

1Пар 7:21. и Завад, сын его, и Шутелах, сын его, и Езер и Елеад. И убили их жители Гефа, уроженцы той земли, за то, что они пошли захватить стада их.

1Пар 7:22. И плакал о них Ефрем, отец их, много дней, и приходили братья его утешать его.

1Пар 7:23. Потом он вошел к жене своей, и она зачала и родила сына, и он нарек ему имя: Берия, потому что несчастье постигло дом его.

1Пар 7:24. И дочь у него была Шеера. Она построила Беф-Орон нижний и верхний и Уззен-Шееру.

1Пар 7:25. И Рефай, сын его, и Решеф, и Фелах, сын его, и Фахан, сын его,

1Пар 7:26. Лаедан, сын его, Аммиуд, сын его, Елишама, сын его,

1Пар 7:27. Нон, сын его, Иисус, сын его.

1Пар 7:28. Владения их и места жительства их были: Вефиль и зависящие от него города; к востоку Нааран, к западу Гезер и зависящие от него города; Сихем и зависящие от него города до Газы и зависящих от нее городов.

1Пар 7:29. А со стороны сыновей Манассииных: Беф-Сан и зависящие от него города, Фаанах и зависящие от него города, Мегиддо и зависящие от него города, Дор и зависящие от него города. В них жили сыновья Иосифа, сына Израилева.

Поколение Ефрема от сына его Шутелаха, представителя главного, по Чис 26:35−36, рода ефремлян, проводится через шесть генераций, кончая Шутелахом (21 ст.), к которому присоединяются еще его братья Езер и Елиад.

1Пар 7:21. и Завад, сын его, и Шутелах, сын его, и Езер и Елеад. И убили их жители Гефа, уроженцы той земли, за то, что они пошли захватить стада их.

Замечание ст. 22, что убитых в Гефе оплакивал отец их Ефрем, дает понять, что набег ефремлян на Геф имел место во время жизни евреев в Египте (см. примеч. к Исх 1:9−10, но не ранее, так как по Быт 46:20) сам Ефрем родился в Египте. С другой стороны, ввиду того, что по 23 ст. Ефрем — имя личности, но не собирательное имя всего колена, нельзя относить это событие и к более позднему времени, как делает, напр., Бертольд, разумеющий под Ефремом все колено, а не личность.

1Пар 7:24. И дочь у него была Шеера. Она построила Беф-Орон нижний и верхний и Уззен-Шееру.

Шеера — дочь или внучка Ефрема, но не случайно упомянутого в 1Пар 7 Берия. Верхний и нижний Бефорон лежат на южной границе колена Ефремова, на дороге из Иерусалима в Яффу.

1Пар 7:25. И Рефай, сын его, и Решеф, и Фелах, сын его, и Фахан, сын его,

1Пар 7:26. Лаедан, сын его, Аммиуд, сын его, Елишама, сын его,

1Пар 7:27. Нон, сын его, Иисус, сын его.

Предки Иисуса Навина. Судя по Чис 26:35 и д., Рефая и Решефа едва ли можно считать сыновьями Ефрема. В Чис 26:35 имя Фахан усвояется сыну Ефрема, но Фахан настоящего стиха, очевидно, — его дальнейший потомок.

1Пар 7:26. Лаедан, сын его, Аммиуд, сын его, Елишама, сын его,

Как имя ефремлянина Лаедан встречается только здесь. В 1Пар 23:7 и 1Пар 26:21 оно является именем одного из левитов. Сын Аммиуда Елишама был во времена Моисея вождем колена Ефремова (Чис 7:48:10.22), а его внуком, сыном Нуна, или, по чтению Пятикнижия, Нуна является известный Иисус Навин.

1Пар 7:28. Владения их и места жительства их были: Вефиль и зависящие от него города; к востоку Нааран, к западу Гезер и зависящие от него города; Сихем и зависящие от него города до Газы и зависящих от нее городов.

1Пар 7:29. А со стороны сыновей Манассииных: Беф-Сан и зависящие от него города, Фаанах и зависящие от него города, Мегиддо и зависящие от него города, Дор и зависящие от него города. В них жили сыновья Иосифа, сына Израилева.

Указание занятой ефремлянами и полуколеном Манассии местности, подобно тому, как такого же точно рода указание встречается после изложения генеалогии колен Симеонова (1Пар 4:28), Левиина (1Пар 6:54 и д.). Вефиль, лежавший на границе колена Вениамином и Ефремова (Нав 16:2:18.15), первоначально достался первому (Нав 18:22); Нааран, может быть, тожественное местечко с находящейся на север от Иерихона Неарою (Иосиф Флавий. Иуд Древн. 17:13, 1). Гезер лежал, по Иисусу Навину (Нав 16:3), между Вефороном и морем, — на юго-западной границе, тогда как названный ниже Сихем — на северо-западной.

1Пар 7:29. А со стороны сыновей Манассииных: Беф-Сан и зависящие от него города, Фаанах и зависящие от него города, Мегиддо и зависящие от него города, Дор и зависящие от него города. В них жили сыновья Иосифа, сына Израилева.

По Нав 17:11, перечисленные в данном стихе города лежали в уделе Иссахара и Ассира, но принадлежали колену Манассиину.

1Пар 7:30. Сыновья Асира: Имна, Ишва, Ишви и Берия, и сестра их Серах.

1Пар 7:31. Сыновья Берии: Хевер и Малхиил. Он отец Бирзаифа.

Одинаковое с настоящим перечисление сыновей и внуков Ассира находится в Быт 46:17 и Чис 26:44. В последнем месте не упомянут лишь Ишви; равным образом только в кн. Паралипоменон встречается имя Бирзаиф.

1Пар 7:32. Хевер родил Иафлета, Шомера и Хофама, и Шую, сестру их.

1Пар 7:33. Сыновья Иафлета: Пасах, Бимгал и Ашваф. Вот сыновья Иафлета.

1Пар 7:34. Сыновья Шемера: Ахи, Рохга, Ихубба и Арам.

Потомство Хевера, состоящее из трех поколений.

1Пар 7:35. Сыновья Гелема, брата его: Цофах, Имна, Шелеш и Амал.

Потомство Гелема, отожествляемого некоторыми экзегетами с Хофамом, сыном Хевера (1Пар 7:32); имена членов того и другого поколения, т.е. Хевера и Гелема встречаются только здесь.

1Пар 7:40. Все эти сыновья Асира, главы поколений, люди отборные, воинственные, главные начальники. Записано у них в родословных списках в войске, для войны, по счету двадцать шесть тысяч человек.

Отмеченное количество потомков Ассира более чем на половину меньше количества их по Чис 26:47 (53 400). Но это разногласие не составляет противоречия, так как оба исчисления принадлежат различным временам, и в настоящем случае указывается, как можно думать, только количество родов Хевера, а в кн. Чисел число всех потомков Ассира времени Моисея.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: могучие воины.
12  [2] — Букв.: сыновья.
13  [3] — Букв.: сыновья, здесь в знач. потомки, см. Быт 46:24,25.
23  [4] — Имя «Бериа» в евр. созвучно слову «горе, беда» (бераа́).
34  [5] — Или: сыновья Ше́мера: Ахи́…
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.