2 Паралипоменон 5 глава

Вторая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Когда все работы по возведению Храма ГОСПОДНЕГО, предпринятые царем Соломоном, были завершены, царь принес то, что было посвящено Богу отцом его Давидом: золото, серебро и прочую утварь — и положил всё в сокровищницу Храма Божьего.
2 Соломон созвал в Иерусалим старейшин Израилевых, всех глав племен и вождей родов израильских, чтобы перенести ковчег Завета ГОСПОДНЯ из Города Давидова, то есть с Сиона.
3 Все израильтяне собрались перед царем на праздник в седьмом месяце.
4 Когда все старейшины Израилевы были в сборе, левиты подняли ковчег.
5 Они понесли ковчег и Шатер Откровения и всю священную утварь, что была в Святилище, — всё это несли левиты-священники.
6 В это время царь Соломон и вся община Израиля, собравшаяся к царю пред ковчегом, принесли в жертву столько овец и быков, что не счесть и не перечислить.
7 Священники внесли ковчег Завета ГОСПОДНЯ во внутреннее святилище Храма, в Святая святых, под сень крыльев херувимов.
8 Херувимы распростирали свои крылья над тем местом, где стоял ковчег, и накрывали ковчег и его шесты сверху.
9 Шесты выступали за ковчег настолько, что их концы были видны стоящим впереди во внутреннем святилище, но снаружи они не были видны. Так оно и поныне.
10 Внутри ковчега не было ничего, кроме двух скрижалей, которые Моисей положил туда на горе Хорив, когда ГОСПОДЬ заключил с израильтянами Свой Союз, Завет, после исхода их из Египта.
11 Когда священники выходили из Святилища (а все собравшиеся туда священники, вне зависимости от череды их служения, прежде совершили обряд освящения),
12 в это время все левиты-певцы: Асаф, Хеман и Едутун, их сыновья и собратья, облаченные в одежды из тонкого льна, — стоя к востоку от жертвенника, пели и играли на арфах, лирах и кимвалах, и с ними сто двадцать священников трубили в трубы.
13 Звуки их труб и голоса поющих сливались в одну стройную песнь хвалы и прославления ГОСПОДА. И когда под звуки труб, кимвалов и других музыкальных инструментов все запели хвалу ГОСПОДУ:

«Он благ!
Ибо вечна любовь Его неизменная!» —


весь Храм ГОСПОДЕНЬ объяло облако.
14 И не могли больше священники стоять и совершать служение пред облаком Славы Божьей, потому что Слава ГОСПОДНЯ наполнила Храм Божий.

Толковая Библия Лопухина

Перенесение ковчега завета из скинии Давидовой в храм

(Ср. 3Цар 8:1−11) 1−3. Собрание старейшин Израилевых в седьмом месяце на торжество перенесения ковчега. 4−6. Перенесение ковчега и многочисленные жертвы Соломона. 7−10. Поставленне ковчега во Святом Святых. 11−14. Пение левитов и игра на музыкальных инструментах; феофаническое облако наполняет храм.

2Пар 5:1. И окончилась вся работа, которую производил Соломон для дома Господня. И принес Соломон посвященное Давидом, отцом его, и серебро и золото и все вещи отдал в сокровищницы дома Божия.

2Пар 5:2. Тогда собрал Соломон старейшин Израилевых и всех глав колен, начальников поколений сынов Израилевых, в Иерусалим, для перенесения ковчега завета Господня из города Давидова, то есть с Сиона.

2Пар 5:3. И собрались к царю все Израильтяне на праздник, в седьмой месяц.

Замечание ст. 1 о помещении Соломоном в храме сокровищ Давида есть повторение (3Цар 7:51) (ср. 2Цар 8:7−12; 1Пар 18:7−11). Сокровища эти, вероятно, были помещены в трехэтажных пристройках храма. Ст. 2−3 сн. (3Цар 8:1−2). В 2 Паралипоменон не указано наэвание 7-го месяца этаним или афаним (позже — тисри), как в 3 Царств. По блаженному Феодориту, собрание народа совершилось в праздник кущей (Migne, Patrolog. Curs. Comp. Ser. gt. t. 80, p. 822).

2Пар 5:4. И пришли все старейшины Израилевы. Левиты взяли ковчег

2Пар 5:5. и понесли ковчег и скинию собрания и все вещи священные, которые в скинии, — понесли их священники и левиты.

2Пар 5:6. Царь же Соломон и все общество Израилево, собравшееся к нему пред ковчегом, приносили жертвы из овец и волов, которых невозможно исчислить и определить, по причине множества.

По (3Цар 8:3) ковчег подняли и несли священники, как требует и (Чис 4:15). Здесь же, ст. 4, равно как в (1Пар 15:2) и (2Цар 6:15), право носить ковчег представляется принадлежащим и левитам или «священникам-левитам», как следует точно перевести с еврейского: /(гак) коганим (га) левиим/: «левиты» — родовое понятие, священники — видовое (ср. Втор 10:8; 18:7). См. проф. Ф.Г. Елеонского, Феократическое и экономическое состояние ветхозаветного левитства и священства по законам Пятикнижия. Христ. Чтен. 1875, август, с. 192−207; сн. прот. Г. Титова. История священства и левитства ветхозаветной церкви. Тифлис 1876, с. 63−64, примеч. 2.

2Пар 5:7. И принесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир храма — во Святое Святых, под крылья херувимов.

2Пар 5:8. И херувимы распростирали крылья над местом ковчега, и покрывали херувимы ковчег и шесты его сверху.

2Пар 5:9. И выдвинулись шесты, так что головки шестов ковчега видны были пред давиром, но не выказывались наружу, и они там до сего дня.

2Пар 5:10. Не было в ковчеге ничего кроме двух скрижалей, которые положил Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исходе их из Египта.

Замечание о шестах ковчега и о присутствии их при последнем до сего дня (ст. 9), сн. (3Цар 8:8) принадлежит современному Соломону — составителю церковно-государственных летописных известий, а не самому свящ. писателю книг Паралипоменон, — предположительно Ездре: уже при Ровоаме драгоценная утварь храма была похищена фараоном египетским Сусакимом (3Цар 14:25−26; 2Пар 12:9), а после плена, в храме Зоровавеля не было и самого ковчега. Таким образом, данное замечание, подобно другим чертам повествования, указывает на документальный характер известий кн. Паралипоменон (Cornel, a Lapide ad. h. loc.; проф. А.А. Олесницкий, Государств. Летопись царей иудейских. Труды Киев. Дух. Акад., № 8, с. 420−421; проф. П.А. Юнгеров. Происхождение и историчность кн. Паралипоменон. 1905, сентябрь, с. 15−16. Сн. Толков. Библия II, с. 461).

Из замечания ст. 10: «не было в ковчеге (храма Соломонова) ничего, кроме двух скрижалей» сн. (3Цар 8:9) можно уже заключать, что в скинии Моисеевой ковчег заключал и еще нечто, — именно по (Евр 9:4) там были, кроме скрижалей завета (ср. Втор 10:1), еще золотой сосуд с манною (Исх 16:32−34) и жезл Ааронов расцветший (Чис 17:10). См. Толков. Библию I, с. 430 и 523; проф. Олесницкого, Ветхозаветный храм, с. 151).

2Пар 5:11. Когда священники вышли из святилища, ибо все священники, находившиеся там, освятились без различия отделов;

2Пар 5:12. и левиты певцы, — все они, то есть Асаф, Еман, Идифун и сыновья их, и братья их, — одетые в виссон, с кимвалами и с псалтирями и цитрами стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать священников, трубивших трубами,

2Пар 5:13. и были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его; тогда дом, дом Господень, наполнило облако,

2Пар 5:14. и не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий.

В сравнении с параллельными стихами (3Цар 8:10−11) здесь имеется значительная вставка документального характера: свидетельство о левитских хорах, устроенных 25:7−31), главных регентах их: Асафе, Емане и Идифуне, и торжественном пении с игрой храмового оркестра при освящении храма (см. у о. прот. Г. Титова, История священства и левитства, с. 94−98. Об Асафе и Емане ср. (3Цар 4:31) и Толков. Библия II, 453−454. Об облаке славы Иеговы — там же, с. 461−462).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.