Есфирь 10 глава

Книга Есфири
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Царь Ксеркс обложил налогом всех подданных своей страны, вплоть до жителей отдаленных побережий.1
2 Все его деяния во дни его владычества и могущества, а также полный перечень высоких почестей, которые царь оказал Мардохею, не записаны ли в летописи царей мидийских и персидских?
3 Ведь иудей Мардохей был вторым лицом после царя Ксеркса и великим человеком среди иудеев. Многочисленные его родичи почитали Мардохея за то, что он думал о благополучии своего народа и поступал во благо всему своему роду.2

Толковая Библия Лопухина

1−3. Заключение книги. 7-е добавление к книге: изъяснение сна Мардохея (после 3-го стиха)

Эсф.10:1. Потом наложил царь Артаксеркс подать на землю и на острова морские.

Эсф.10:2. Впрочем, все дела силы его и могущества его и обстоятельное показание о величии Мардохея, которым возвеличил его царь, записаны в книге дневных записей царей Мидийских и Персидских,

Эсф.10:3. равно как и то, что Мардохей Иудеянин был вторым по царе Артаксерксе и великим у Иудеев и любимым у множества братьев своих, ибо искал добра народу своему и говорил во благо всего племени своего.

Эсф.10:1−3, обещая как будто продолжить историю Артаксеркса после Есфири, вдруг обрывает простой отсылкой к летописям царей мидийских и персидских, где описано все это, равно как и все связанное с именем Мардохея. Возможно, что автор книги и взял свое повествование из этих летописей, оборвав его такой оговоркой там, где оно перестало быть нужным и подделав его лучше под вкусы иудейских читателей.

Эсф.10:3a. [И сказал Мардохей: от Бога было это,

Эсф.10:3b ибо я вспомнил сон, который я видел о сих событиях; е осталось в нем ничего неисполнившимся.

Эсф.10:3c Малый источник сделался рекою, и был свет и солнце и множество воды: эта река есть Есфирь, которую взял себе в жену царь и сделал царицею.

Эсф.10:3d А два змея — это я и Аман;

Эсф.10:3ë)  народы — это собравшиеся истребить имя Иудеев;

Эсф.10:3f а народ мой — это Израильтяне, воззвавшие к Богу и спасенные. И спас Господь народ Свой, и избавил нас Господь от всех сих зол, и совершил Бог знамения и чудеса великие, какие не бывали между язычниками.

Эсф.10:3g Так устроил Бог два жребия: один для народа Божия, а другой для всех язычников,

Эсф.10:3h и вышли эти два жребия в час и время и в день суда пред Богом и всеми язычниками.

Эсф.10:3ï)  И вспомнил Господь о народе Своем и оправдал наследие Свое.

Эсф.10:3k И будут праздноваться эти дни месяца Адара, в четырнадцатый и пятнадцатый день этого месяца, с торжеством и радостью и весельем пред Богом, в роды вечные, в народе Его Израиле.

Эсф.10:3l В четвертый год царствования Птоломея и Клеопатры Досифей, который, говорят, был священником и левитом, и Птоломей, сын его, принесли в Александрию это послание о Пуриме, которое, говорят, истолковал Лисимах, сын Птоломея, бывший в Иерусалиме.]

Греческий текст дает к сему особое 7-е добавление, предлагая в нем изъяснение приведенного в начале книги сна Мардохея (см. 1-е добавление — Эсф.1:0), становящееся вполне понятным после описания всей этой истории, послужившей основанием к установлению праздника Пурим. Изъяснение сна усвояется самому Мардохею, вспомнившему этот сон по его оправданию происшедшими событиями.

Добавление заключается упоминанием об ознакомлении с обстоятельствами установления Пурим египетских иудеев через особое «послание», под которым можно разуметь саму книгу Есфирь, в более или менее близком к настоящему виде. Это ознакомление произошло лет сто спустя после написания книги, в совместное царствование Птоломея XII и и сестры его и жены, знаментой Клеопатры (52−30 л. до Р.Х.).

Праздник Пурим (2 Мак 15.37:)Μαρδοχαϊκῆ ἡμέρα — «день Мардохея») доныне с особенной торжественностью празднуется в синагогах 13-го адара, канун праздника бывает днем поста. Вечером этого дня начинается сам праздник — прочтением всей книги Есфирь. При этом чтец произносит очень бегло место Есф 9:7−9, где приводятся имена Амана и его сыновей, насколько возможно — не переводя дыхания, чтобы обозначить, что все они были повешены вместе. В это время присутствующие поднимают невообразимый шум, как и при каждом провозглашении имени Амана, показывая этим всю грозность своего негодования. Утром 14-го адара чтение повторяется, и вечер дня проводится в большом веселье. Доныне соблюдается также обычай — обмена взаимными подарками, и непременно особой формы маковыми коржиками, известными под наименованием «Гамана ухо». Время празднования Пурима падает обыкновенно на последние числа нашего февраля или на первые марта, делая его как бы еврейской масленицей.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: морских островов.
3  [2] — Или: своим потомкам.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.