Иов 11 глава

Книга Иова
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 И сказал в ответ Цофар из Наамы:
2

«Можно ли оставить без ответа это многословие?
Если речист человек, то, стало быть, и прав?

3

Неужто пустословие твое людей молчать заставит?1
Глумиться будешь — и никто тебя не одернет?

4

Ты говоришь Богу: „Ученье мое2 непорочно,
чист я перед Тобою!“

5

О если бы Сам Бог заговорил,
если бы Он о тебе речь повел,3

6

открыл тебе тайны премудрости!..
Ведь у истины — две стороны!4
Пойми, часть грехов твоих Бог и не припомнит!5

7

Разве можешь ты открыть все тайны6 Бога?
Разве можешь до конца постичь премудрость Всесильного?

8

Выше неба она — а что ты можешь?
Шеола глубже — а что знаешь ты?

9

Самой земли она необъятнее7
и шире моря.

10

Решит ли Он пройти мимо
или привлечь к суду и заключить в тюрьму
кто сможет противиться Ему?

11

Ведь знает Он недостойных людей,
зло видит и всё примечает!8

12

Но не раньше поумнеет пустоголовый,
чем дикий осел человеком станет.

13

Если ты обратишься к Богу всем сердцем,
если протянешь к Нему руки,

14

если руки свои от греха удержишь9
и нечестие из жилища своего изгонишь,

15

вот тогда без стыда смотреть будешь прямо,10
стоять будешь крепко, не ведая страха.

16

И горе свое позабудешь,
как о воде утекшей, не вспомнишь о нем.

17

Ярче полудня засияет жизнь твоя,
и тьма в зарю превратится.

18

И будешь ты спокоен, потому что будет надежда,
защищен будешь
и спать будешь спокойно.11

19

Ляжешь — никто тебя не потревожит,
и будут многие добиваться милости твоей.

20

А взоры нечестивцев померкнут,
убежище их рухнет,
и вся надежда их развеется».12

Толковая Библия Лопухина

Речь Софара. — 1−3. Введение, — повод к речи. 4−12. Полная законность и справедливость постигшего Иова наказания. 13−20. Совет Иову раскаяться, и тогда он будет утешен.

Иов 11:1.  И отвечал Софар Наамитянин и сказал:

Иов 11:2. разве на множество слов нельзя дать ответа, и разве человек многоречивый прав?

Иов 11:3. Пустословие твое заставит ли молчать мужей, чтобы ты глумился, и некому было постыдить тебя?

Многословие не есть признак ума и правды (Притч 10:19), приводящей слушателей силою своей бдительности в молчание (Иов 6:25), а наоборот свидетельствует о глупости (Еккл 5:2:10.14). Считая сообразно с этим продолжительную речь Иова неубедительным пустословием, Софар не допускает возможности ответить на нее молчанием. Оно свидетельствовало бы о неспособности друзей понять и изобличить пустоту речей Иова, говорило бы о их глупости.

Иов 11:4. Ты сказал: суждение мое верно, и чист я в очах Твоих.

Иов 11:5. Но если бы Бог возглаголал и отверз уста Свои к тебе

Иов 11:6. и открыл тебе тайны премудрости, что тебе вдвое больше следовало бы понести! Итак знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению.

В противоположность Иову, уверенному в правоте своих суждений, невинности (Иов 10:7) и незаслуженности наказаний, Софар утверждает, что он страдает не только вполне заслуженно, но и мало: часть его грехов не открыта ему Богом (ст. 5), предана Богом забвению (ср. Иов 14:17), — прощена.

Иов 11:7. Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?

Иов 11:8. Он превыше небес, — что можешь сделать? глубже преисподней, — что можешь узнать?

Иов 11:9. Длиннее земли мера Его и шире моря.

И как в настоящем случае, так и в случае больших страданий Иов не имеет права оспаривать их справедливость. Его протест безрассуден, поскольку это — протест ограниченного по уму человека против Бога, мудрость которого, будучи взята во всем своем объеме, во всей глубине и широте (ст. 8−9), превосходит человеческое разумение (ст. 7; ср. Рим 11:33). Если человек не в состоянии обнять своим взглядом и мыслью небо, море и землю, то как же может он постичь их Творца? Иов будет осуждать то, чего не понимает.

Иов 11:10. Если Он пройдет и заключит кого в оковы и представит на суд, то кто отклонит Его?

Иов 11:11. Ибо Он знает людей лживых и видит беззаконие, и оставит ли его без внимания?

Протест не только безрассуден, но и бесполезен. Божественные определения, основанные на всестороннем знании беззакония, даже замаскированного, прикрытого ложью, справедливы и в силу этого неотвратимы. Человек должен им подчиниться.

Иов 11:12. Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому осленку.

Так и поступит разумный человек; что же касается пустого, то скорее осел превратится в человека, чем он вразумится (Делич).

Иов 11:13. Если ты управишь сердце твое и прострешь к Нему руки твои,

Иов 11:14. и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих,

Иов 11:15. то поднимешь незапятнанное лице твое и будешь тверд и не будешь бояться.

Иов 11:16. Тогда забудешь горе: как о воде протекшей, будешь вспоминать о нем.

Иов 11:17. И яснее полдня пойдет жизнь твоя; просветлеешь, как утро.

Иов 11:18. И будешь спокоен, ибо есть надежда; ты огражден, и можешь спать безопасно.

Иов 11:19. Будешь лежать, и не будет устрашающего, и многие будут заискивать у тебя.

Определения Божии премудры и неотвратимы; следовательно, им нужно подчиняться, а не противиться. Смирение вознаграждается, гордость наказывается. Когда Иов прекратит ропот, «управит сердце свое», — даст ему истинное направление (ст. 13, ср. 1Цар 7:3; 2Пар 20:33; Пс 77:8), что выразится в молитве и удалении от всего дурного (ст. 14, ср. Иов 8:5−6), то Бог наградит его. Он исцелится от болезней, лицо его сделается чистым, освободится от струпьев (ст. 15); не испытывая страха лишиться, он будет пользоваться устойчивым непрекращающимся счастьем, счастьем настолько полным и захватывающим его существо, что воспоминания о пережитых страданиях не оставят в его душе чувства горечи (ст. 16). Не омрачаемая ни опасением за будущее (ст. 15), ни печальными воспоминаниями о прошлом, жизнь Иова будет яснее полдня, — самого светлого в течение дня времени (ст. 17). Даже в случае опасности он, уверенный в божественной помощи и защите, может наслаждаться покоем, не боясь бедствия; оно его не коснется (ст. 18−19; ср. Иов 5:21−24; Лев 26:6; Соф 3:13). Наконец, благоволение Божие к Иову сделает его предметом уважения для многих: они будут заискивать, добиваться его расположения (ст. 19 ср. Притч 19:6).

Иов 11:20. А глаза беззаконных истают, и убежище пропадет у них, и надежда их исчезнет.

Совершенно иная участь ждет нечестивого. Он не только не увидит чего-либо хорошего («глаза беззаконных истают» — Втор 28:32), но не в состоянии будет избежать опасностей, — надежда на избавление от них исчезнет (ср. Иов 8:22).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Друг. возм. пер.: пусть твое пустословие заставит замолчать людей (но не Бога, Он скажет Сам — ст. 5).
4  [2] — Друг. чтение: жизнь моя.
5  [3] — Букв.: открыл уста Свои к тебе.
6  [4] — Возможно, в знач., что необходимо выслушать и другую сторону, т. е. Бога. Друг. переводы: мудрость имеет две стороны (тайную и явную); мудрость Его — удивительна / разностороння.
6  [5] — Или: Бог поступает с тобой мягче, чем ты заслуживаешь за свои грехи.
7  [6] — Букв.: отыскать глубины.
9  [7] — Букв.: длиннее.
11  [8] — Или: когда Он видит беззаконие, разве пройдет мимо.
14  [9] — Или (ближе к букв.): если (нечто) ничтожное (предмет идолопоклонства) в руке твоей, удали его как можно дальше.
15  [10] — Букв.: тогда поднимешь лицо свое незапятнанное. Ср. Син. пер. Некоторые исследователи усматривают здесь намек Цофара не только на нравственную нечистоту, но также и на тот факт, что лицо Иова было обезображено отвратительными язвами.
18  [11] — Или: посмотришь (кругом) — и будешь спать спокойно.
20  [12] — Или: надежда их что предсмертный вздох.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.