Иов 36 глава

Книга Иова
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 И продолжал Элигу свой ответ:
2

«Потерпи-ка меня еще немного, и расскажу тебе:
есть еще что сказать в защиту Бога.1

3

Свою мысль я начну издалека,2
Творца своего оправдаю.

4

Воистину, слова мои не лживы,
исполненный всякого знания3 говорит с тобою.

5

Всесилен Бог! Не отвергнет Всесильный
того, кто сердцем чист.4

6

Не позволит Он жить нечестивцу
и творит беднякам правый суд.

7

От праведников Он не отвернется,
с царями на престол их посадит
и возвысит их навеки.

8

А если в оковах оказались люди
и в цепях бедствий томятся,

9

значит, Он на их дела им указывает,
на преступления их,
на то, что возгордились они.5

10

Так Он открывает им слух для вразумленья,
говорит им, чтоб от греха отвратились.

11

И если послушаются они и будут служить Ему,
дни свои закончат в благоденствии
и годы — в радости.

12

Если же не станут слушать — от стрелы погибнут,6
умрут в своем безумии.

13

Но сердца безбожные гнева полны,
не взывают они к Нему,
когда Он в оковы их заключает!7

14

Жизнь их оборвется в юности,
окончат дни свои среди распутных в капище. 8

15

Но страданием Он спасает страдальца,
через муки слух ему открывает.

16

И тебя Он вывел бы из гибельной тесноты
на простор, где нет препон,
и твой стол был бы изобилен.

17

Но ты жаждешь осуждения нечестивых,9
потому справедливый суд тебя постигнет!

18

Берегись, чтобы ярость не довела тебя до кощунства,10
чтобы надежда на богатый выкуп тебя не обольстила!11

19

Спасут ли тебя от беды твои богатства
или все усилия твои?

20

Не желай той ночи,
когда развеяны будут народы.12

21

Берегись, чтоб не впасть тебе в злодейство,
из-за него ты подвергся страданью.

22

Возвеличен Бог в Своем могуществе —
какой наставник подобен Ему?

23

Кто за дела Его упрекнет?13
Кто скажет Ему: „Ты творишь несправедливость“?

24

Подумай о том, как достойно
восхвалить Его дела,14
которые люди воспевают.

25

Всякий человек их видит,
издали смертный на них взирает.

26

Воистину велик Бог, непостижим для нас,
лета его неисчислимы.15

27

Соберет Он капли водяные —
ливнем они низвергнутся,16

28

из облаков сочатся,
на людей изливаются щедро.

29

Кто постигнет, как облака простерты,
постигнет рокот шатра Его?17

30

Посмотри, как всполохи Его над ним сияют,
и закрываются истоки вод небесных. 18

31

Так вершит Он суд над народами,
но Он же и пищу дарует в изобилии.

32

В ладонях Своих Он держит молнию,
повелевает ей, куда разить.

33

Громовые раскаты о Нем возвещают,
о пылающем гневе Его — буря.19

Толковая Библия Лопухина

Четвертая речь Елиуя. 1−33. Бог поражает человека страданиями, чтобы предохранить от греха и побудить к покаянию.

Иов 36:2. подожди меня немного, и я покажу тебе, что я имею еще что сказать за Бога.

Молчание Иова дает Елиую повод обратиться к нему с просьбою о продлении его, так как он имеет сказать в защиту Бога еще нечто иное, более лучшее ранее им сказанного.

Иов 36:3. Начну мои рассуждения издалека и воздам Создателю моему справедливость,

Иов 36:4. потому что слова мои точно не ложь: пред тобою — совершенный в познаниях.

Новые рассуждения Елиуя заимствуются из отдаленной области, — из действий Творца в истории человечества и природе («издалека» евр. «лемерахок», ср. Иов 39:29; Ис 37:26) и, отличаясь безусловною справедливостью, всецело соответствуют своему назначению оправдать Бога.

Иов 36:5. Вот, Бог могуществен и не презирает сильного крепостью сердца;

В буквальном переводе с еврейского данный стих должен читаться так: «Бог могуществен и не презирает никого. Он могуществен силою сердца». Принимая во внимание заявление Иова, что божественное всемогущество переходит в произвол, нарушающий требования правды (Иов 9:4−12), Елиуй утверждает, что при всем своем всемогуществе Бог не попирает ничьих прав, — «не презирает никого». Причина и объяснение этого в том, что Его могущество — чисто духовное: «Он могуществен силою сердца», т. е. разума. В силу этого он обладает способностью различить правду от несправедливости и водворить повсюду мудрый порядок (ср. Иов 12:13).

Иов 36:6−15. Примеры беспристрастного правосудия из истории человечества.

Иов 36:6. Он не поддерживает нечестивых и воздает должное угнетенным;

Иов 36:7. Он не отвращает очей Своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются.

Обладая полнотою духовных сил, Бог и среди людей поддерживает духовное совершенство: не допускает торжества зла (ст. 6; ср. Иов 34:19) и охраняет добро — «не отвращает очей» («праведников посаждает на престол» ср. 1Цар 2:8; Пс 112:7−8:131.12).

Иов 36:8. Если же они окованы цепями и содержатся в узах бедствия,

Иов 36:9. то Он указывает им на дела их и на беззакония их, потому что умножились,

Иов 36:10. и открывает их ухо для вразумления и говорит им, чтоб они отстали от нечестия.

Не нарушается Божественное Правосудие и страданиями праведников, будут ли это цепи в буквальном смысле, — превращение прежних царей в узников, или же всякого рода бедствия («узы бедствий» — ср Иов 13:27; Ис 28:22, Пс 106:10 и д.). Они вызываются впадением праведников в грех, несмотря на божественные предостережения («потому что умножились», буквально: «потому что они поступали гордо» ср. Иез 33:13:18), и направляются к исправлению, — просветлению рассудка и совести («открывает... ухо», ср. Иов 33:16) и укреплению воли («отстали от нечестия», евр. «овен» ничтожество, грех слабости; ср. Иов 13:10; 1Ин 1:9).

Иов 36:11. Если послушают и будут служить Ему, то проведут дни свои в благополучии и лета свои в радости;

Иов 36:12. если же не послушают, то погибнут от стрелы и умрут в неразумии.

Двоякий результат страданий: раскаяние возвращает впавшему в грех прежнее благополучие (ср. Ис 1:19; Иез 33:14−16), а при нераскаянности бедствия доводят человека до гибели (Иез 33:13; Ис 1:20), он умирает «в неразумии», — греховности (по кн. Притчей, глупость — синоним нечестия, греховности).

Иов 36:13. Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы;

Иов 36:14. поэтому душа их умирает в молодости и жизнь их с блудниками.

В то время как в согрешившем праведнике несчастья могут возбудить раскаяние, нечестивых (синодальное «лицемеры») они приводят в состояние ожесточения, раздражения (ср. Иов 5:2), при котором не может быть молитвенного обращения к Богу. В наказание за это они умирают в юности (ср. Иов 5:26) и проводят такую же позорную жизнь, как «кедешим» («effeminati» Vulg.) — официальные блудники, посвятившие себя гнусному служению в честь языческих богов (Втор 23:18; 3Цар 14:24:15.12, 22.46).

Иов 36:15. Он спасает бедного от беды его и в угнетении открывает ухо его.

Иов 36:16. И тебя вывел бы Он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком;

Применение сказанного к Иову. Спасая страждущего праведника, Господь подобным же образом поступил бы и с раскаявшимся Иовом: избавил бы от бедствий («вывел бы из стеснения на простор», ср. Пс 4:2:17.20, 117.5, 118.45) и возвратил бы прежнее счастье, богатство: «поставляемое на стол твой было бы наполнено туком» (ср. Пс 21:27:22.5; Притч 9:2).

Иов 36:17. но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение — близки.

Иов 36:18. Да не поразит тебя гнев Божий наказанием! Большой выкуп не спасет тебя.

Сомнение в исполнимости только что сказанного. Ввиду греховного настроения Иова («преисполнен суждениями нечестивых», ср. Иов 34:7), проявляющегося в нечестивых речах, которые навлекают божественный гнев («суждение и осуждение — близки»), Елиуй сомневается в исполнимости своих обещаний и потому предостерегает Иова от излишней раздражительности, могущей привести к оскорблению Бога, «Пусть гнев не вовлечет тебя в оскорбление» (буквальный перевод первой половины 18 ст.; ср. ст. 13; Иов 34:37), и советует терпеливо переносить страдания, которыми он может искупить себя («пусть величие выкупа не отвращает тебя от раскаяния», — вторая половина 18 ст.).

Иов 36:19. Даст ли Он какую цену твоему богатству? Нет, — ни золоту и никакому сокровищу.

Неудовлетворительность синодального чтения доказывается упоминанием о богатствах, которые Иов готов предложить в качестве выкупа. Все его имущество погибло, следовательно, не может быть и речи о нем, как существующем. Правильным чтением данного стиха признается следующее: «твои вопли выведут ли тебя из несчастия, а равно и все усилия твоего могущества?» Побуждением последовать совету Елиуя (ст. 18) является бесполезность в деле избавления от несчастия воплей Иова (ср. Иов 19:7), а равно и обращения к силе (ср. Иов 9:19). Спасти Иова может лишь тот путь раскаяния, смирения пред Богом, который указывается его другом.

Иов 36:20. Не желай той ночи, когда народы истребляются на своем месте.

К числу таких воплей принадлежит неоднократное страстное («не желай», буквально «не вздыхай»; ср. Иов 7:2) требование «ночи», т. е. божественного суда (Иов 34:20:25, 35.10; ср. Иов 13:18 и д.; Иов 16:21:23.3 и д.). В деле оправдания Иова оно бесполезно, так как эта «ночь», суд кончается гибелью целых народов («истребляются», буквально — «уносятся, как прах», ср. Пс 1:4; Ис 5:26); уцелеют ли же в это время отдельные личности?

Иов 36:21. Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочел страданию.

Противополагая «нечестию» «страдание», Елиуй, очевидно, разумеет под первым ропот на Бога, нетерпеливое перенесение бедствий. Ввиду бесполезности, даже явного вреда от подобного настроения он еще раз и советует Иову прекратить его, смириться пред правосудным Богом.

Иов 36:22−33. Явления видимой природы, — откровение божественного всемогущества и премудрости, — как доказательство Божественного Правосудия. Введением в этот новый ряд мыслей служат ст. 22−25, из которых первый начинается в качестве начала нового отдела выражением «вот» (ср. ст. 5).

Иов 36:22. Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник?

Бог — всемогущий, верховный правитель, и потому Его нельзя упрекнуть ни в одном из действий (ср. Иов 34:17−18). Еврейские «море», передаваемое в синодальном тексте, равно в Таргуме, Пешито и у новейших гебраистов, — Делича и др., выражением «наставник», следует, кажется, по смыслу самого стиха перевести словом «правитель», «δυνάοτης» — LXX.

Иов 36:23. Кто укажет Ему путь Его; кто может сказать: Ты поступаешь несправедливо?

В качестве верховного правителя Бог не нуждается в постороннем руководительстве («кто укажет», точнее — «кто Ему предписал пути Его»? ср. Иов 34:13:33), и Его действия, определяемые исключительно личным всесовершенным сознанием и волею, не подлежат обвинению в несправедливости.

Иов 36:24. Помни о том, чтобы превозносить дела его, которые люди видят.

Иов 36:25. Все люди могут видеть их; человек может усматривать их издали.

Всесовершенные по характеру они должны вызывать со стороны Иова не порицание, осуждение (ср. Иов 12:15), а восхваление. Свою хвалебную песнь он обязан присоединить к таковым же песнопениям (Пс 103:33) других людей («дела, которые воспеты другими людьми», вместо неправильного синодального: «дела, которые люди видят»), видящих дела Божии «издали», смотрящих на них с почтением.

Иов 36:26. Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо.

Чувство подобного рода вызывается прежде всего неисследимостью существа Божия, а отсюда и дел божественных, что объясняется в свою очередь Его вечностью. Вечный, он не может быть постигнут ограниченным умом человека.

Иов 36:27. Он собирает капли воды; они во множестве изливаются дождем:

Показателями величия Божия, — мудрости и всемогущества, служит атмосферическое явление дождя. Бог «собирает», буквально «привлекает» (евр. «йегара»; ср. Иов 15:8) «капли воды». Силою Его всемогущества и премудрости носящиеся над земною поверхностью испарения поднимаются вверх, превращаются здесь в капли и падают на землю в виде дождя «при Его паре» (евр. «леедо», ср. Быт 2:6; синодальное «во множестве»), т. е. в то время, когда воздушное пространство наполнено созданным Богом паром. В дождь превращаются не все испарения, а только часть их; он дается облаками, изливающими воду на пользу людей.

Иов 36:29. Кто может также постигнуть протяжение облаков, треск шатра Его?

Величие Божие сказывается далее в том способе, которым распростираются (ср. Пс 103:2:104.29; Иез 27:7) в атмосферических областях облака, и в происходящем же среди тех же облаков («шатер», ср. Пс 17:12) громе.

Иов 36:30. Вот, Он распространяет над ним свет Свой и покрывает дно моря.

Дающий знать о Себе этим последним, Бог распоряжается также молнией, которая во время грозы прорезывает облака и освещает океан до самых «корней его», до самой глубины.

Иов 36:31. Оттуда Он судит народы, дает пищу в изобилии.

Из своего жилища Бог является как в роли судьи, так и в положении благодетеля, дает дождь, поддерживает растительность и тем поставляет пищу.

Иов 36:32. Он сокрывает в дланях Своих молнию и повелевает ей, кого разить.

Иов 36:33. Треск ее дает знать о ней; скот также чувствует происходящее.

Свой суд Он осуществляет при посредстве повинующейся Ему молнии, направляя ее против Своих врагов (ср. Пс 10:6:17.14 и д.; Прем 19:12), а страшную силу суда сознают даже неразумные животные, — намек на их беспокойство перед наступлением грозы.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: потому что есть еще слова от имени / за Бога.
3  [2] — Текст оригинала не вполне ясен, друг. возм. пер.: возвещу мое знание всем.
4  [3] — Букв.: тот, кто совершенным знанием (обладает).
5  [4] — Пер. по друг. чтению. Друг. возм. пер.: видишь, Бог могуществен, не гнушается Он (нами), Он силен в крепости разума (Своего).
9  [5] — Или: на то, как велики их преступления.
12  [6] — Или: пропадут в бездне (ср. 33:18).
13  [7] — Друг. возм. пер.: сердца безбожные обрекают себя на гнев, пусть не зовут на помощь, когда Он закует их в оковы.
14  [8] — Речь идет о мужчинах, занимавшихся при языческих святилищах проституцией (ср. Втор 23:18).
17  [9] — Или: но ты достоин кары нечестивых, справедливая кара тебя постигла.
18  [10] — Этот фрагмент текста, равно как и вся последующая часть 36-й главы, довольно темен и труден, существует несколько разных версий.
18  [11] — По-видимому, смысл стиха: пусть Иов не надеется, что ему удастся спасти свою жизнь, заплатив Богу за нее богатый выкуп.
20  [12] — Вероятно, Элигу говорит о Божьем суде (ср. 34:20; Ис 5:24; Пс 101:5).
23  [13] — Или: кто предпишет Ему, как поступать (ср. 34:13).
24  [14] — Друг. возм. пер.: не забывай восхвалять Его дела.
26  [15] — Букв.: необъяснимы / непостижимы.
27  [16] — Букв.: которые превращают пары Его в дождь / которые образуют (извлекают) дождь из потопа. Ср. Быт 2:6.
29  [17] — Имеется в виду гром (шатер Бога — метафора неба).
30  [18] — Или: …и закрывают дно моря. Друг. возм. пер.: посмотри, вот Он свет Свой над ним простирает и запирает истоки бездны.
33  [19] — Или: на злодеев.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.