Псалтирь 106 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Благодарите ГОСПОДА, ибо Он благ,1
ибо вечна любовь Его неизменная!
2 Да скажут так искупленные ГОСПОДОМ,
те, кого избавил Он от рук притеснителя,
3 кого собрал Он вместе из стран разных,
с востока и запада, с севера и юга!2
4 Блуждали они в пустыне, по земле безлюдной,
не находя пути к городу, в котором бы им поселиться.
5 И голод, и жажду сносили они,
томились душами своими.
6 Воззвали они к ГОСПОДУ в бедствии своем,
и их от страданий избавил Он
7 и вывел на путь прямой,
к городу, где могли они поселиться.
8 Да благодарят они ГОСПОДА за любовь Его неизменную
и за дивные дела Его для потомков Адама!
9 Ибо удовлетворил Он душу жаждущую
и душу голодную наполнил усладою.
10 Были и такие, кто жил во тьме и мраке полнейшем,
узником был, в оковах железных страдал,
11 ибо противились они словам Божьим
и отвергали советы Всевышнего.
12 Тяжким трудом смирял Он их дух;
падали они — никто не приходил им на помощь.
13 Воззвали они к ГОСПОДУ в бедствии своем,
и избавил Он их от страданий,
14 вывел их из тьмы и мрака,
сокрушил их оковы.
15 Да благодарят они ГОСПОДА за любовь Его неизменную
и за дивные дела Его для потомков Адама!
16 Ибо разрушил Он ворота медные
и запоры железные сломал.
17 Безумные из-за пути своего мятежного,
из-за беззаконий своих так страдали,
18 что никакой пищи не принимала душа их,
у самых ворот смерти стояли они.
19 Воззвали они к ГОСПОДУ в бедствии своем,
и их от страданий избавил Он.
20 Сказал Он слово Свое — и они исцелились,
спас Он их от могилы.
21 Да благодарят они ГОСПОДА за любовь Его неизменную
и за дивные дела Его для потомков Адама!
22 Да принесут они жертвы благодарственные
и возвестят о делах Его с ликованием!
23 Те, кто на кораблях в море отправлялся,
на водных просторах торговлю вел,
24 видели тоже дела ГОСПОДНИ
и чудеса Его в пучине морской.
25 По слову Его буря начиналась:
высоко вздымались волны,
26 и все, кто был на корабле, то до небес взлетали,
то до глубин бездны опускались;
души их в бедствии том в отчаяние впадали.
27 Они, как пьяные, кружились и шатались;
бесполезно было всё уменье мореплавателей.
28 Но взывали они к ГОСПОДУ в бедствии своем,
и избавлял Он их от страданий.
29 Он бурю унимал — и успокаивались волны морские.
30 Радовались спасшиеся, что на море тихо стало
и что ГОСПОДЬ ведет их к желанной пристани.
31 Да благодарят они ГОСПОДА за любовь Его неизменную
и за дивные дела Его для потомков Адама!
32 Да превозносят Его в собрании народном,
да славят Его в совете старейшин!
33 Превращает Он реки в пустыню,
места с бурлящими источниками — в землю иссохшую,
34 почву плодоносную — в солончаки
из-за беззакония там живущих.
35 Но Он же обращает пустыню в озеро,
и на земле иссохшей бурлят источники.
36 Там поселяет Он голодных,
чтоб строили они город для обитания своего.
37 Засевают они поля, сажают виноградники,
обильно плоды приносящие.
38 По благословению Его они становятся народом большим,
и стада их не уменьшаются.
39 Но в дни забвения Бога численность народа на убыль идет,
в скорби и бедствии, под гнетом живет он.
40 Тогда отворачивается ГОСПОДЬ с презреньем от вождей народа,
оставляет блуждать их в пустыне без дорог.
41 Однако бедному Он из нужды выбиться помогает,
и потомство его, как стада овец, делает многочисленным.
42 Видят это праведные3 и радуются,
а нечестивые закрывают уста свои.
43 Кто мудр, пусть примет это к сердцу
и думает о делах неизменной любви ГОСПОДНЕЙ.

Толковая Библия Лопухина

Весь этот псалом представляет благодарственную песнь Господу за изведение евреев из рассеяния между всеми народами (Пс 106:3). Обстоятельства, при которых он был написан, указаны в Пс 106:36−38 ст. Евреи были озабочены восстановлением разрушенных городов, разведением виноградников, засеванием полей и получили от своих трудов богатый урожай. Во всем псалме не видно разочарования или горестного чувства, не говорится также о построении храма и препятствиях в этом деле. Отсюда можно заключить, что псалом написан по возвращении из плена вавилонского еще до времени построения второго храма, когда козни самарян и некоторые нестроения во внутренней жизни самих евреев не успели обнаружиться. Имя писателя неизвестно.

В псалме хвалебное обращение к Богу, повторяемое четыре раза, делит весь псалом на пять частей Пс 106:2−7; Пс 106:9−14; Пс 106:16−20; Пс 106:23−30; Пс 106:33−43.

Да восхвалят Господа избавленные от врага и собранные ото всех стран света! Там они терпели всякие лишения, но Господь услышал их зов и повел их к месту поселения (2−7). За то, что они не покорялись Господу, Он смирил их бедствиями, и по обращении к Нему, вывел их от уз их (9−14). Тяжесть бедствия была такова, что угрожала им полной гибелью, но покаяние пред Богом спасло их (16−20). Пребывание в плену походило на состояние моряков во время бури, когда волны угрожают затопить корабль и погубить всех, кто на нем. По воле и милости Господа буря умолкает и они пристают к желаемому месту (23−30). Прежде превращенная в пустыню и опустошенная, теперь страна снова заселяется, обстраивается городами, обрабатываются поля и виноградники, принося обширную жатву. Жители ее размножаются, а прежние их поработители гибнут. При виде такой судьбы праведник радуется, а нечестивый заграждает свои уста; всякий мудрый видит это и понимает оказанную милость Господа (33−43).

Пс 106:3. и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.

Под «морем» здесь разумеется Чермное море, через которое прошли евреи по выходе из Египта. Во всем стихе указываются четыре страны света для обозначения всех мест рассеяния Израиля, из которых он собран снова в Палестину.

Пс 106:4. Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города;

Предлагаемая здесь картина странствования евреев по пустыне должна пониматься как образ угнетенного нравственного состояния евреев в плену, из которого они стремились к родной Палестине так же, как путник из пустыни к обитаемым местам. — «Не находили населенного города» — точнее можно передать — не находили и не искали места для постоянного поселения, так как из пророчеств они знали, что плен не вечен, равно также зависимая обстановка жизни от владетелей язычников и пребывание среди язычников вызывала жажду восстановления прежней самостоятельности и независимой жизни как в религиозном, так в гражданском и политическом отношениях, которую они утратили вместе с изведением из родной земли. При таком положении в плену и настроении, привлекали и прикрепляли к себе не Вавилонские равнины, а горы Палестины.

Пс 106:7. и повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу.

Господь даровал евреям прямой путь возвращения на родину с воцарением Кира, дозволившего и содействовавшего возвращению евреев в Палестину.

Пс 106:9. ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами.

Радостное чувство возвращения на родину сравнивается с чувством удовлетворения жаждущим своей жажды и алчущим своего голода.

Пс 106:19. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;

Пс 106:20. послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их.

Пребывание в плену сравнивается с заключением в мрачную тюрьму, где заключенные осуждены погибнуть, если бы их не спасло «слово Господа», т. е. обетование, данное еврейскому народу, по которому Господь обещал возвратить его из плена в случае его покаяния, что Он и исполнил теперь. Рассчитывать своими силами возвратить потерянную самостоятельность евреи, конечно, не могли за своею малочисленностью, неорганизованностью и бессилием.

Пс 106:23. Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах,

Пс 106:24. видят дела Господа и чудеса Его в пучине:

Пс 106:25. Он речет, — и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его:

Пс 106:26. восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии;

Пс 106:27. они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает.

Пс 106:28. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их.

Пс 106:29. Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают.

Пс 106:30. И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.

Бесправность плененных евреев и необеспеченность существования и жизни, предоставленных капризному своеволию восточных языческих владык, не привыкших считаться с потребностями и нуждами своих подданных, особенно пленных, уподобляло евреев матросам на кораблях, едущим в бурю по взволнованному морю, когда каждый вал последнего легко мог и угрожал потопить их слабое судно. Но Господь спас их из этой пучины и благополучно доставил до желанной пристани, до Палестины.

Пс 106:33. Он превращает реки в пустыню и источники вод — в сушу,

Пс 106:34. землю плодородную — в солончатую, за нечестие живущих на ней.

Картина состояния опустошенной войнами и врагами Палестины. По обычаям ведения войны в древнем мире вся неприятельская страна с ее источниками, полями, лесами, колодцами, а не только одни воины, подвергались опустошенно, а потому там, где прежде кипела жизнь, были обработанные поля и источники, после нападения врагов появлялась пустыня, не имевшая ни источников, ни колодцев, культурные растения, без поддержки со стороны человека, погибали, а вырастали солончаковые и т. п.

Пс 106:35. Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую — в источники вод;

Пс 106:36. и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания;

Пс 106:37. засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды.

Пс 106:38. Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет.

Совершенно обратное происходит теперь, когда водворились здесь прежние владельцы, начавшие с любовью и упорством обрабатывать заброшенные поля: Палестина снова зацвела и Господь наградил тружеников обильным урожаем.

Пс 106:39. Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби, -

Пс 106:40. Он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей.

Пс 106:41. Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его, как стада овец.

Пс 106:42. Праведники видят сие и радуются, а всякое нечестие заграждает уста свои.

Пс 106:43. Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа.

Прежние поработители, т. е. вавилоняне гибнут, а праведник, т. е. еврейский народ, восстановляется. Во всей этой истории пленения и изведения из плена ясно видна рука Господа, покровительствующего благочестивым, поэтому при наблюдении за ходом исторических событий как из жизни евреев, так и современных языческих монархий, праведник радуется, а нечестивый молчит, и кто мудр, тот не может не видеть здесь проявлений Божественной милости.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. к 99:5.
3  [2] — Букв.: с севера и с моря.
42  [3] — Букв.: честные / справедливые.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.