Псалтирь 118 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Блаженны те, чей путь непорочен,1
кто по Закону ГОСПОДА живет.
2 Блаженны те, кто свидетельства о воле Его хранит,
кто Его всем сердцем ищет
3 и, не делая зла,
ходит путями Господними.
4 Ты дал нам, Господи, Свои повеленья,
чтобы верно мы их исполняли.
5 О если бы я шел всегда прямым путем
и веленьям Твоим повиновался,
6 тогда, взирая на все заповеди Твои,
не знал бы я чувства стыда.
7 Благодарю Тебя от чистого сердца,
познавая справедливость решений Твоих.
8 Буду соблюдать законы Твои,
только совсем не оставляй меня!
9 Как юноше незапятнанным путь жизни своей сохранить? —
Послушанием Слову Твоему.
10 Я ищу Тебя всем сердцем своим,
от заповедей Твоих не дай мне уклониться.
11 Слово Твое я бережно храню в сердце своем,
чтобы мне перед Тобой не грешить.
12 Благословен Ты, ГОСПОДИ!
Учи меня законам Своим,
13 и я все постановления, изреченные устами Твоими,
буду вслух повторять одно за другим.
14 На пути, что открылся мне в Твоих свидетельствах,
радость большую я нахожу, чем в богатстве любом.
15 Буду размышлять о Твоих повелениях
и внимательно смотреть на все пути Твои.
16 Буду наслаждаться исполнением воли Твоей,
никогда не забуду Слова Твоего.
17 Окажи милость слуге Своему — продли жизнь мою,
и Слову Твоему я повиноваться буду.
18 Пелену с очей моих сними,
чтоб видеть мне истины дивные в Законе Твоем.
19 И хоть всего лишь странник я на сей земле,
смысл Твоих заповедей да не будет сокрыт от меня.
20 Душа моя томительно желает видеть
и всегда полнее постигать решенья суда Твоего.
21 Надменным Ты дал испытать Твое возмущение.
Прокляты те, кто от заповедей Твоих уклоняется.
22 От насмешек и оскорблений избавь меня,
ибо я поступаю по Твоим свидетельствам о воле Твоей.
23 Хоть князья и собрались, чтоб заговор против меня готовить,
слуга Твой будет размышлять об уставах Твоих.
24 Твои свидетельства — наслаждение мое,
советники они мои.
25 Во прах повержена душа моя,
оживи меня по обещанью Своему.
26 Я поведал Тебе невзгоды пути своего —
Ты не оставил меня без ответа,
учи же меня уставам Своим.
27 Дай понять мне путь, в Твоих повеленьях указанный,
чтобы деянья Твои дивные я мог постигать.
28 Истаивает душа моя от печали —
укрепи меня по обещанью Своему.
29 Не дай мне стать на путь лжи
и милостиво научи жить по Закону Твоему.
30 Избрал я для себя путь верности,
к сердцу принял все постановления Твои.
31 Твердо держусь свидетельств, о Тебе переданных,
не дай, ГОСПОДИ, мне быть посрамленным.
32 Путем, указанным в заповедях Твоих, жизнь моя потечет,
ибо Ты расширяешь мое понимание.2
33 Наставь меня, ГОСПОДИ, на путь, Тебе угодный,
и я буду держаться его до конца дней своих.
34 Даруй мне разумение, и буду Закон Твой соблюдать
и повиноваться ему всем сердцем.
35 Веди меня по пути, указанному в заповедях Твоих,
ибо в этом мое наслаждение.
36 Привязанность к Твоим свидетельствам,
а не к наживе в сердце мое вложи.
37 Отврати мой взор от всего недостойного,
новой силой жизни одари, чтобы ходил я путями Твоими.3
38 Исполни обещанное слуге Своему,
чтобы и другие перед Тобой благоговели.
39 Да не услышу я упрека в неверности Тебе
страшусь я этого, ибо верны решенья Твои.
40 О как хочу я велениям Твоим повиноваться!
Жизнь новую даруй мне в праведности Твоей!
41 Да изольется на меня любовь Твоя неизменная, ГОСПОДИ,
и придет спасение, Тобой обещанное,
42 тогда смогу я ответить тому, кто меня оскорбляет,
ибо Слову Твоему я доверился.
43 Только силы совсем не лиши меня слово истины молвить,4
ведь всем решениям Твоим я доверился.
44 Закон Твой хочу соблюдать неизменно
во веки и веки.
45 И буду я жить в полной свободе,
ибо отыскал в уставах Твоих для себя вразумленье.
46 О Божественных свидетельствах законов Твоих
я и пред царями говорить буду и не постыжусь.
47 Удовольствие неизменное нахожу себе в заповедях Твоих —
я люблю их.
48 Простираю руки свои к заповедям Твоим, любимым мною,
и об уставах Твоих размышляю.
49 Помни же слово, данное слуге Своему,
которым вселил Ты надежду в меня.
50 Слово Твое меня к жизни всякий раз возвращает,
и это утешает меня в скорби моей.
51 Нагло смеются надо мною надменные,
но я не уклоняюсь от Закона Твоего.
52 Вспоминаю, как совершались суды Твои в древности,
и тем утешаюсь, ГОСПОДИ.
53 Я в ярость прихожу, когда думаю о нечестивых,
что Закон Твой оставляют.
54 Всё, что волей Твоей предписано,
было песнью моей, где б ни странствовал я.
55 Даже ночью думаю об имени Твоем, ГОСПОДИ,
и Закон Твой лелею.
56 Соблюдать веления Твои —
мое обыкновение.
57 Ты, ГОСПОДИ, — удел, мне в жизни определенный,
и слова Твои исполнить я обещаю.
58 Расположенья Твоего всем сердцем ищу,
и Ты, по обещанью Своему, будь милостив ко мне.
59 Переосмыслил я пути свои
и к свидетельствам о воле Твоей шаги свои направил.
60 Заповеди Твои исполнить спешу,
не допуская и мысли о промедлении.
61 Хоть и опутан я тенётами нечестивых,
но о Законе Твоем не забываю.
62 Я встаю и в полночь благодарить Тебя
за суды Твои справедливые.
63 Друг я всем благоговеющим перед Тобою,
всем, кто исполняет повеления Твои.
64 Земля, ГОСПОДИ, преисполнена любви Твоей неизменной,
учи меня уставам Своим!
65 Ты, ГОСПОДИ, верный Своему обещанию,
доброту проявлял к слуге Своему.
66 Учи же меня благоразумию и знанию,
ибо на заповеди Твои я полагаюсь.
67 Заблуждался я, пока не пострадал,
но теперь слову Твоему повинуюсь.
68 Ты блага Свои на нас источаешь!5
Учи же меня уставам Своим.
69 Хоть нечестивые и лгут, чтоб запятнать меня,
я всем сердцем держусь Твоих наставлений.
70 Огрубели и ожирели их сердца,
а я нахожу удовольствие в Законе Твоем.
71 Благо мне, что я пострадал,
к познанию уставов Твоих это меня привело.
72 Закон, что Твои уста изрекли, для меня дороже
тысяч слитков золота и серебра.
73 Руки Твои меня сотворили и придали мне образ,
видение мне дай, чтоб познавал я заповеди Твои.
74 Пусть благоговеющие пред Тобой радуются, меня увидев,
ибо я на Слово Твое уповаю.
75 Знаю, ГОСПОДИ, что решения Твои справедливы
и что Ты, смиряя меня, являл верность Свою.
76 Да будет неизменная любовь Твоя утешением моим
по обещанию, что дал Ты слуге Своему.
77 Милосердие Твое да явится мне, и буду я жить,
ибо нахожу удовольствие в Законе Твоем.
78 Пусть постыжены будут гордые, ложью меня смущающие,
а я и при этом буду размышлять о повелениях Твоих.
79 И пусть соберутся ко мне те, кто Тебя почитает
и познает свидетельства, Тобой данные.
80 Сердце мое да будет полностью отдано законам Твоим,
дабы я не был посрамлен.
81 Томлюсь я, ожидая, что Ты спасешь меня,
на обещание Твое надеюсь.
82 Истомились очи мои в ожидании обещанного Тобой,
и я вопрошаю: «Когда ж Ты утешишь меня?»
83 Хоть похож я уже на мех для вина, в дыму сморщившийся,
но уставов Твоих не забываю.
84 Долго ль еще жить мне, слуге Твоему, осталось?
Когда же свершишь Ты суд над гонителями моими?
85 Надменные вырыли ямы, чтобы меня уловить;
они Закона Твоего не признают, не ведая,
86 что все заповеди Твои, с их обещаниями, надежны.
Преследуют меня эти люди без причины. Помоги мне!
87 Они чуть не сжили меня со света,
но повелений Твоих я не оставил.
88 По любви Своей неизменной сохрани меня в живых,
и буду я повиноваться свидетельству уст Твоих.
89 Навеки, ГОСПОДИ,
запечатлено в небесах Слово Твое.
90 Неизменна из поколения в поколение верность Твоя,
и земля остается на месте, Тобой для нее отведенном.
91 Твердо всё стоит доныне, как быть тому Ты судил,
ибо всё оно и служит Тебе.
92 Не будь Закон Твой утешением моим,
одолела бы меня скорбь моя.
93 Повелений Твоих я вовек не забуду,
ведь ими Ты к жизни меня вернул.
94 Твой я, спаси меня,
ибо по уставам Твоим поступать я стремлюсь!
95 Выжидают нечестивые случая удобного меня погубить,
а я думаю о свидетельствах, кои Ты дал о Себе.
96 Видел я предел всякому совершенству,
но заповедь Твоя широка, совершенство ее безгранично!
97 Как люблю я Закон Твой!
О нем размышляю весь день.
98 Заповеди Твои делают меня врагов моих мудрее —
навсегда это мое достояние.
99 Разумнее я становлюсь, чем все учителя мои,
когда о свидетельствах Твоих размышляю,
100 проницательнее, нежели старцы,
ибо повелениям Твоим повинуюсь.
101 Избегал я всякого пути недоброго
в своем послушании слову Твоему.
102 Не уклонялся я от установлений Твоих,
ибо Ты Сам наставлял меня.
103 Повторяя слова Твои, я сладость чувствую их,
меда слаще они устам моим!
104 Повелениями Твоими вразумлен я,
потому и ненавижу всякий путь лжи.
105 Слово Твое — светильник ногам моим,
свет на пути моем.
106 Я клятву дал и ее держу —
жить согласно праведным установлениям Твоим.
107 ГОСПОДИ, я жестоко подавлен,
по Своему обещанию сохрани меня в живых.
108 Хвалу из уст моих прими, молю,
как принесенную охотно жертву,
и учи меня, ГОСПОДИ, установлениям Твоим.
109 Хотя жизнь моя всегда в опасности,
не забываю я Закона Твоего.
110 Раскинули сеть для меня нечестивые,
но не отступил я от повелений Твоих.
111 Твои свидетельства — мое наследие навеки,
наслаждение они сердцу моему.
112 Исполнению уставов Твоих я себя посвятил:
вознаграждение их — вечное.6
113 Двоедушие ненавижу,
а Закон Твой люблю.
114 Ты — убежище мое и щит мой,
я на Слово Твое уповаю.
115 Оставьте меня, творящие зло,
не мешайте мне соблюдать заповеди Бога моего!
116 Верный обещанию Своему, поддержи меня,
дабы жил я и в надежде своей не был посрамлен.
117 Силу придай мне, чтобы я в безопасности был,
и взор мой будет всегда на уставы Твои обращен.
118 Ты отверг тех, кто от исполнения воли Твоей уклоняется,
ибо хитрость их есть предательство веры.
119 Всех нечестивцев земли Ты, как изгарь, отметаешь,
потому и дороги мне Твои свидетельства.
120 Перед Тобой вся плоть моя содрогается,
суды Твои в трепет приводят меня.
121 Делал я то, что справедливо и верно, —
не предавай же меня гонителям моим;
122 о благополучии слуги Своего Сам позаботься,7
не позволь надменным угнетать меня.
123 Истомились очи мои, ожидая спасения,
Тобой обещанного в праведности Твоей.
124 Поступи со слугой Своим по любви Своей неизменной
и учи меня уставам Своим.
125 Я Твой слуга, видением надели меня,
смогу тогда я понимать свидетельства Твои.
126 Пришло для ГОСПОДА время действовать:
Твой Закон превратили в ничто.
127 Истинно, люблю я Твои заповеди более золота,
самого чистого золота;
128 по указаниям Твоим идя, нахожу себе стезю верную,8
а всякий путь лжи ненавижу.
129 Все Твои свидетельства — дивны,
потому и дорожит ими душа моя.
130 Откровение слов Твоих свет дарует,
просвещает человека простого.
131 В томлении по заповедям Твоим
я открываю свои уста и тяжко вздыхаю.
132 Взгляни на меня, будь и ко мне благосклонен,
как поступаешь с теми, кто любит имя Твое.
133 Словом Своим утверди шаги мои
и никакому нечестию не дай возобладать надо мной!
134 Избавь меня от угнетателей моих,
чтобы соблюдать мне повеления Твои.
135 Лица Твоего свет да сияет над слугой Твоим,
и уставам Своим учи меня.
136 Я слез своих сдержать не могу,9
потому что Закон Твой в пренебрежении.
137 Праведен Ты, ГОСПОДИ,
верны и справедливы решения Твои.
138 Твои свидетельства о Себе и о воле Твоей
заповеданы нам в праведности и верности великой.
139 Снедает меня рвение мое,
когда вижу, что слова Твои врагами моими забыты.
140 Слово Твое в огне испытано,10
и любит его слуга Твой.
141 Хотя ничтожен и презираем я,
но повелений Твоих не забываю.
142 Праведность Твоя — праведность вечная,
и Закон Твой — истина.
143 Бедствия и муки постигли меня,
но заповеди Твои восхищение у меня вызывают.
144 Вечна справедливость Твоих свидетельств:
даруй мне разумение их, чтобы я мог жить.
145 Всем сердцем взываю я, внемли мне, ГОСПОДИ,
буду повиноваться уставам Твоим.
146 Тебя прошу: спаси меня,
и буду исполнять сказанное в свидетельствах Твоих.
147 Встаю я до зари и о помощи молю,
на слово Твое надеясь.
148 Не придет еще стража полуночная — очи мои открыты,
готов я опять о Слове Твоем размышлять.
149 ГОСПОДИ, по любви Своей неизменной услышь голос мой
и по Своему изволенью животвори меня.
150 Приблизились мои гонители с умыслом злобным —
далеки они от Закона Твоего.
151 Ты близок, Ты рядом, ГОСПОДИ,
и все заповеди Твои истинны.
152 Давно узнал я из свидетельств Твоих,
что незыблемы они вовеки.
153 Посмотри на бедствие мое и спаси меня,
ибо не забываю я Закона Твоего.
154 Тебя прошу отстоять мое дело и меня искупить,
даруй мне жизнь, что обещана в Слове Твоем.
155 Далеко от нечестивых спасение:
не стремятся они узнать уставы Твои.
156 ГОСПОДИ, много явил Ты сочувствия ко мне,
и ныне, в согласии с решеньями Твоими, меня сохрани.
157 Нет числа тем, кто гонит и притесняет меня,
но я не уклоняюсь от Твоих свидетельств.
158 С отвращением смотрю я на отступников:
не повинуются они Слову Твоему.
159 Посмотри на любовь мою к Твоим повелениям
и, ГОСПОДИ, по милости Своей в живых сохрани меня.
160 Вся суть11 Слова Твоего — истина,12
и всё, что постановил Ты в праведности Своей, вечно.
161 Власть имущие преследуют меня без причины,
но только Слово Твое вызывает трепет в сердце моем.
162 Радуюсь я сокровищам Слова Твоего,
как иной радуется большой добыче.
163 Ложь ненавижу и отвращение к ней питаю —
Закон же Твой люблю.
164 Семь раз в день славлю Тебя
за суды Твои праведные.
165 У любящих Закон Твой — благополучие и мир великий,
ни обо что не споткнутся они.
166 Надеюсь я, ГОСПОДИ, на спасение, Тобой даруемое,
заповеди Твои соблюдаю.
167 Душа моя чтит Твои свидетельства,
велика любовь моя к ним.
168 Следую я велениям и свидетельствам Твоим,
ведь весь мой жизненный путь открыт пред Тобой.
169 ГОСПОДИ, пусть же зов мой о помощи к Тебе донесется,
и Ты по Слову Своему мне разумение даруй.
170 Пусть же молитва моя услышана будет Тобой!
Спаси меня по обещанию Своему!
171 Хвала да изольется из уст моих,
ибо Ты учишь меня уставам Своим!
172 Да воспоет язык мой о Слове Твоем,
ибо все заповеди Твои праведны!
173 Да будет рука Твоя мне в помощь простерта,
ибо избрал я для себя повеления Твои!
174 С томленьем жду, что Ты, ГОСПОДИ, спасешь меня,
залогом тому Закон Твой — источник моего наслаждения.
175 Да будет жива душа моя, дабы славить Тебя,
и да помогут мне справедливые решения Твои!
176 Заблудился я, как овца потерянная,
выйди на поиск слуги Своего,
ибо не забыл я заповедей Твоих.

Толковая Библия Лопухина

В еврейской Библии этот псалом не имеет надписания, в греческой же и Вульгате он, как и все псалмы, начиная с 110, надписывается — «аллилуия». Псалом — алфавитный, причем каждой буквой еврейской азбуки начинается не один стих, как в тех псалмах, которые уже встречались у нас, а строфа в 8 стихов, а потому всех стихов в псалме 176, строф же 22, по числу знаков еврейской азбуки. Псалом можно считать написанным во время Ездры и Неемии, так как указания псалма на нестроения жизни, вроде враждебных отношений к иудеям правительства (Пс 118:23, 46), появление среди самих иудеев отступников (Пс 118:21, 53, 150), равно также многочисленные указания, что праведник боролся и находил защиту и подкрепление только в вере в Господа и следовании Его закону (ст. Пс 118:1−8, 14, 20, 24 и др.) совпадают с положением евреев в эпоху деятельности Ездры и Неемии, когда персидские цари мешали евреям по проискам самарян устроению их гражданской, политической и религиозной жизни, когда евреи за свою верность закону подвергались прямым даже преследованиям, напр., при Артаксерксе 3, его военачальник Вагоз обложил жертвоприношения податью; известный Артаксеркс Лонгиман издал даже повеление по проискам царедворца об истреблении иудеев (Есф 3:8−14). В это время у евреев было много отступников от веры отцов.

Содержание псалма посвящено уяснению высоты содержания закона Божия и выяснению его благодетельного значения для человека. Несмотря на обширность псалма и кажущуюся повторяемость многих мыслей, он, однако, по выражению преосв. Феофана (см. толкование на этот псалом, введение к нему), полон разнообразия или в уяснении свойств закона, или разных его оттенков, так что для углубляющегося в его чтение представляет неистощимый материал для назидания. Указанный труд преосв. автора ознакомит желающего с деталями, оттенками содержания псалма, в его правовоспитательном понимании, мы же здесь остановимся лишь на тех местах, которые за некоторой темнотою нуждаются в выяснении прямого, буквального смысла.

Пс 118:1. Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем.

Пс 118:2. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его.

Пс 118:3. Они не делают беззакония, ходят путями Его.

Пс 118:4. Ты заповедал повеления Твои хранить твердо.

Пс 118:5. О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!

Пс 118:6. Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои:

Пс 118:7. я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей.

Пс 118:8. Буду хранить уставы Твои; не оставляй меня совсем.

Закон Божий здесь именуется разными названиями, при единстве своего внутреннего содержания выясняющими разнообразное его проявление, выражение и значение. «Закон» — общее указание, основное родовое понятие, указывающее на те непреложные нормы, которым подчиняется в своем строении и деятельности как природа физическая, так и духовная жизнь человека. «Откровения» — особые повеления, сообщенные Богом человеку для его духовного возрастания. Они «откровенны», т. е. не человеком выработаны, почему могут не иметь обязательной силы и быть ошибочными, но безгрешны и святы, так как открыты, сообщены Самим Господом, а потому и общеобязательны. Этот закон есть «путь», указывает направление деятельности человека для достижения определенной ему цели его существования на земле. «Повеления» -частные предписания, дающие указания направлению деятельности в разных видах жизни — семейной, общественной, религиозной и др. «Уставы», т. е. предписания, которые устанавливают известные отношения человека к Богу, принимаемые первым обязательства, нарушение которых влечет за собой кару, в виде разных бедствий и нестроений жизни, за это нарушение. «Заповеди», т. е. пределы, указывающие границы того, что дозволено и полезно, в каковых границах и должна быть заключена воля человека и его деятельность. С греч. и лат. под «заповедями» разумеются «оправдания», т. е. повеления Господа, при сохранении и следовании им делающие человека святым и правым пред Богом. «Суд ..» — в смысле беспристрастия и непогрешимости его решений: в законе нет ничего, потворствующего страстям человека или двусмысленного, там одна правда. Писатель псалма восхваляет и считает блаженным того, кто не отступал от этого закона и неуклонно следовал ему, и молит Бога дать и ему силы для такого же исполнения этих повелений, так как только в последнем — условие душевного спокойствия и нравственного удовлетворения.

Пс 118:9. Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему.

По сопоставлению с 8 ст. под юношей здесь нужна разуметь писателя псалма, на что указывает и 100 ст. Этим указанием можно отчасти объяснить самую обширность псалма, в которой (обширности) нельзя не видеть пытливого старания писателя понять и уяснить себе все содержание закона и его великое значение для человека, уяснить его даже в частностях; это первая проба сознательной мысли и стремления определить и наметить себе путь жизни. Вместе с тем в псалме мы увидим много указаний, где его писатель проникнут жаждой подвига и горячим, порывистым негодованием на всех, не следующих закону. Последняя черта, черта горячего желания подвигов и намерения неуклонно и прямолинейно следовать тому, что признается высоким, особенность и свойство преимущественно молодого возраста. Если писатель псалма был юношей, то тем самым устраняются те многочисленные предположения, которые приписывают происхождение его Давиду, написавшему псалом своему сыну Соломону для его обучения: Давид, когда у него родился Соломон, не был юношей, но зрелым и многоопытным мужем. «Словом» называется здесь тот же закон Божий, как сообщенный человеку от Господа через Моисея и пророков путем слова, речи. Следованием этому слову юноша сохранит свою чистоту, так как в этом законе предлагаются наставления, возвышающие человека, облагораживающие его душу и святые.

Пс 118:11. В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою.

«Сокрыть... в сердце»: — полюбить, глубоко усвоить, так, чтобы внешнее поведение являлось выражением внутреннего настроения. В таком же согласии внутренней жизни и ее внешнего выражения — полнота личной жизни и определенности ее направления.

Пс 118:13. Устами моими возвещал я все суды уст Твоих.

Как результат глубокого проникновения закона в сердце писателя является то, что он постоянно говорит об этом законе, проповедует его, так как другого, более для него высшего и ценного предмета нет.

Пс 118:14. На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве.

«На пути откровений Твоих я радуюсь», я радуюсь, когда следую Твоим заповедям, потому что здесь нахожу удовлетворение своим влечениям. Это следование заповедям не означает теоретического только изучения закона, а многообразное проявление его в деятельности, которая во всех своих видах и направлениях была осуществлением и фактической, практической проповедью уставов Господа.

Пс 118:18. Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего.

«Увидеть чудеса закона Божьего» — понять все высокое содержание его, оценить ту преобразующую его силу, которая из грешного человека делает праведника, из слабого волей — великого подвижника, из ничтожного — героя. Таких свидетельств чудесного преобразования человека под действием закона история указывает целые тысячи: все пророки были мучениками за закон и непоколебимыми его проповедниками, в истории же христианской церкви таких фактов великого подвижничества и мученичества невозможно и пересчитать. Понять и узнать такую силу и действие закона Божия на человека можно тогда, когда «открыты очи», когда не отворачиваются от него с предвзятым убеждением, а внимательно, сосредоточенно, «с открытыми очами», изучают его.

Пс 118:19. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих.

Жизнь на земле есть «странствование», путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания. Очевидно, последнее — не на земле, а за гробом. Если же так, то земная жизнь должна быть подготовлением к загробной и к ней может привести только безошибочно избранный на земле путь. Как и где найти последний? Этот путь указан в заповедях закона. Кто не следует им, тот заблуждается и не достигнет загробной обители, т. е. загробного успокоения, как награды за понесенные труды к его достижению. Здесь довольно ясное учение о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии.

Пс 118:21. Ты укротил гордых, проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих.

Пс 118:22. Сними с меня поношение и посрамление, ибо я храню откровения Твои.

Пс 118:23. Князья сидят и сговариваются против меня, а раб Твой размышляет об уставах Твоих.

В этих стихах — указание того положения еврейского народа во времена Ездры и Неемии, когда они встречали противодействие как со стороны отступников от веры отцов из евреев, так и со стороны самарян. Последние называются уклонившимися от заповедей Бога потому, что самаряне признавали только Пятикнижие Моисея, а остальные священные книги евреев отвергали, вследствие чего уклонялись и от соблюдения сообщенного в этих книгах откровения. Самаряне интриговали против евреев пред персидскими правителями, и князья персов, доверяя их доносам, издавали указы, стесняющие деятельность евреев, вроде, напр., запрещения постройки храма и Иерусалима. Такие запрещения являлись незаслуженным поношением и посрамлением евреев, заботившихся только при этих постройках об удовлетворении своих религиозных нужд, а не о политическом отложении, как ложно доносили на них их враги.

Пс 118:25. Душа моя повержена в прах; оживи меня по слову Твоему.

«Душа моя повержена в прах» — я измучен, истерзан до того, что близок к смерти, обращен в пыль, в ничто — указание на то, что современные писателю настроения действовали на него удручающе, он близок был к отчаянно. — «Оживи меня по слову Твоему» — помоги Своим всемогущим содействием.

Пс 118:29. Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне.

«Удали от меня путь лжи» — сохрани меня от ложных и дурных поступков. Может быть писатель в целях ослабить интриги самарян временно останавливался на мысли, воздействовать на персидский двор непрямыми средствам, но потом, сознавая, что такой способ, являясь нечистым, может повлечь за собою целый ряд подобных же, развить в человеке безразличие к нравственной стороне поступков, сделав мерилом достоинства последних лишь внешнюю их выгодность, испугался своей мысли и с молитвой покаяния обратился к Господу, чтобы он утвердил Его в следовании лишь правде, Его закону (см. 30 ст.).

Пс 118:33. Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца.

Пс 118:34. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем.

Пс 118:35. Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее.

Пс 118:36. Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти.

Пс 118:37. Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем.

Пс 118:38. Утверди слово Твое рабу Твоему, ради благоговения пред Тобою.

Сознание писателем высоты закона, его святости и своей слабости и неопытности, вызывает в нем, при его решении неуклонно следовать указаниям закона, молитву к Господу о том, чтобы Он не оставлял его Своим постоянным вразумлением и руководством в самых разнообразных обстоятельствах и положениях жизни.

Пс 118:39. Отврати поношение мое, которого я страшусь, ибо суды Твои благи.

«Поношение» — разумеется со стороны Бога за грех человека, т. е. за отступление от Его заповедей. Это поношение выражается в лишении человека величайшего блага — близости к Господу. Такое «поношение» для благочестивого человека есть величайшее бедствие, самое тяжелое наказание, которого он страшится и от которого, в случае нарушения Божественных заповедей, он молит благость Господа помиловать его.

Пс 118:42. и я дам ответ поносящему меня, ибо уповаю на слово Твое.

Обыкновенная, обыденная мера, прилагаемая к оценке достоинства разных направлений жизни есть, большею частью, узкоматериалистическая: достоинство измеряется степенью выгоды и количеством практических удобств. В таком положении находился писатель псалма с своей глубокой верой в плодотворность закона Божия для хранящих его. Вера его была глубока, но внешнее положение было бедственно. Это вызывало насмешки над ним со стороны как врагов еврейского народа, язычников, так и его единоплеменников, неустойчивых в своей вере и отступников от нее. Так как поношение упований праведника переходило в поношение самого Господа, бессильного, будто бы, наградить и избавить от бедствий Своих чтителей, то писатель молит Его (см. 40 и 41 ст.) о ниспослании милостей для верующих в Него, чтобы тем самым дать фактическое опровержение лжи поносителей.

Пс 118:43. Не отнимай совсем от уст моих слова истины, ибо я уповаю на суды Твои

«Не отнимай совсем от уст моих слова истины». «Совсем» значит навсегда, постоянно, точнее бы с евр. «никогда», т. е. дай мне никогда не отступать от Твоих повелений.

Пс 118:46. буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь;

«Говорить об откровениях Твоих пред царями» — разъяснять истинный смысл того, что созидалось евреями по возвращении из плена, не опасаясь никаких ложных истолкований и недоверия со стороны правителей (см. 29 ст.).

Пс 118:51. Гордые крайне ругались надо мною, но я не уклонился от закона Твоего.

Ст. сл. 42.

Пс 118:53. Ужас овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой.

Под нечестивыми, «оставляющими закон Божий», разумеются не язычники, которые этого закона не держались, но евреи, отступившие от него.

Пс 118:55. Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой.

«Ночь...» — время бедствий. В тяжелые минуты жизни писатель утешался только силой своей веры в Закон Божий и изложенные там обетования для всех чтителей Иеговы.

Пс 118:61. Сети нечестивых окружили меня, но я не забывал закона Твоего.

«Сети нечестивых», вероятно, происки самарян.

Пс 118:67. Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню.

Бедствия, пережитые евреями во время плена, показали им, что сила и могущество их народа заключается не в устроении жизни по своему усмотрению, а по указанию Господа. Хотя о последнем постоянно слышалась проповедь пророков, предвещавшая тяжелые бедствия за отступление от Бога, но народ не верил и «заблуждался» до момента наступления предвозвещенной пророками кары, в виде вавилонского плена. Теперь, за время плена, еврей научился, сознал, что его благополучие зависит от хранения «слова Божия». Писатель псалма здесь является выразителем общего настроения благочестивых израильтян.

Пс 118:69. Гордые сплетают на меня ложь; я же всем сердцем буду хранить повеления Твои.

Пс 118:70. Ожирело сердце их, как тук; я же законом Твоим утешаюсь.

Под «гордыми» можно разуметь или вообще языческих князей, пренебрежительно относившихся к евреям, или тех из евреев, которые обращали все свои усилия только на свое материальное обеспечение, не заботясь об общенародных нуждах и своей нравственной чистоте. Для всех них еврей, преданный своему народу и благочестивый, был помехой, которую им хотелось устранить.

Пс 118:81. Истаевает душа моя о спасении Твоем; уповаю на слово Твое.

Пс 118:82. Истаевают очи мои о слове Твоем; я говорю: когда Ты утешишь меня?

Пс 118:83. Я стал, как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл.

Изображение тяжести переживаемых писателем нестроений жизни. — «Мех в дыму», точнее, мех на морозе, который от того твердеет, ломается и делается от него дым. «Мороз» здесь образ бедствий евреев, изнуривших последних.

Пс 118:94. Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих.

«Твой я» — только Тебе одному предан и только от Тебя жду помощи и защиты.

Пс 118:96. Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна.

«Я видел предел всякого совершенства». Все дела и начинания человека, ограничивающие их содержание и ценность пределами земной жизни могут быть совершенны и закончены, «заповедь же Господа безмерно обширна», она не может быть, закончена человеком, никто не может сказать, что он достиг совершенства в законе, ибо заповеди последнего такой высоты, что мерилом, пределом их может быть только полное богоуподобление человека, т. е. бесконечное его развитие не на земле только, но и за гробом.

Пс 118:98. Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною.

Пс 118:99. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.

Пс 118:100. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню.

Руководство заповедью Господа делает юношу разумнее учителей, сведущее старцев и мудрее врагов. Здесь указание, что псалом написан после устранения некоторых препятствий, какие встречались евреям во времена Ездры. Оставаясь преданными закону Бога, веруя в его помощь, истинные и благочестивые ревнители о благе народа не прекращали заботы о благоустроении его жизни и эти заботы часто увенчивались успехом, хотя встречали прямое противодействие со стороны врагов самарян и неодобрение со стороны учителей-старцев (Агг 1:1−15), которые подрывали энергию строителей второго храма и в некоторых нестроениях жизни видели знаки отвержения своего народа Богом, почему предвещали неудачу всем их предприятиям.

Пс 118:109. Душа моя непрестанно в руке моей, но закона Твоего не забываю.

«Душа моя непрестанно в руке моей», — т. е. открыта всякому, доступна действию врага, или — в постоянной опасности. Вероятно, под рукой разумеется здесь открытая и прямая деятельность писателя псалма для восстановления народного благополучия и эта-то деятельность была неприятна врагам еврейского народа, которые старались в ней найти основание для осуждения писателя, может быть, путем клеветы пред персидским правительством. Но писатель не смущался враждебным к нему отношением, а непреклонно шел к исполнению и восстановлению законного служения среди своего народа.

Пс 118:116. Укрепи меня по слову Твоему, и буду жить; не посрами меня в надежде моей;

Пс 118:117. поддержи меня, и спасусь; и в уставы Твои буду вникать непрестанно.

Хотя вера писателя в слово Божие была глубока, но тяжелые условия, среди которых ему приходилось действовать, ставили ему такие непреодолимые препятствия, что он прибегал к помощи Божией и взывал к Его непосредственному содействию. Показателем силы его веры здесь служит та черта, что и в минуты некоторого упадка духа он ищет поддержки не от людей, а от Господа.

Пс 118:120. Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь.

«Трепещет от страха Твоего плоть моя», писатель находится в трепете, в боязливом ожидании того, каково будет определение Господа относительно успеха его деятельности, он опасается, что по суду Божественной правды еврейский народ может оказаться недостойным Его милости, а вместе с тем и восстановления благополучия. Это опасение и заставляет его трепетать.

Пс 118:121. Я совершал суд и правду; не предай меня гонителям моим.

Пс 118:122. Заступи раба Твоего ко благу его, чтобы не угнетали меня гордые.

Деятельность во имя народного блага создала автору много врагов, которые не только презрительно относятся к нему, но и «гонят», преследуют его разными способами, которые сильно вредят успеху его благих начинаний. О прекращении этих нападок он молит Господа.

Пс 118:126. Время Господу действовать: закон Твой разорили.

Над нечестивыми отступниками от закона писатель молит Господа произнести свой суд. Их безнаказанность и благополучие вредны тем, что в колеблющихся душах вселяют недоверие к деятельности в духе указаний закона к тому, что именно только последняя увенчается успехом и вызовет благоволение со стороны Бога. Пример благополучия нечестивых как будто говорит иное. Чтобы укрепить колеблющихся, обличить отступников и ободрить благочестивых, писатель молит Бога произнести Свой суд.

Пс 118:134. избавь меня от угнетения человеческого, и буду хранить повеления Твои;

Избавление от «угнетения человеческого» является условием всецелого и постоянного служения Господу и исполнения Его закона. Внешние бедствия не имеют силы подорвать веру человека в Бога, но могут препятствовать такому распорядку времени и своего поведения, которое бы являлось и направлялось всегда к служению Господу, отвлекая силы и внимание к устранению их.

Пс 118:136. Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего.

Так как писатель везде проповедует о необыкновенно возвышающем действии закона на душу человека, равно так же и о том, что следование уставам Господа является верным источником и внешнего благополучия человека на земле, то на него должно было действовать удручающе всякое нарушение повелений Божиих, которое он где-либо видел: он с горьким сожалением оплакивает таких заблуждающихся людей.

Пс 118:141. Мал я и презрен, но повелений Твоих не забываю.

Писатель псалма не был видным по положению среди еврейского народа («мал я и презрен»), но он был одним из тех верных евреев, которые искренно любили свой народ, были преданы служению Господу и горячо стремились к восстановлению истинного богопочтения и благочестивой жизни. Может быть, что писатель псалма был одним из благочестивых левитов.

Пс 118:147. Предваряю рассвет и взываю; на слово Твое уповаю.

«Предваряю рассвет и взываю», т. е. с раннего утра «до наступления» появления рассвета, я молюсь и взываю к Тебе о защите и помощи.

Пс 118:164. Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей.

«Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей». — Семикратно — в смысле часто. — «Суды правды» — проявления Божественного гнева на врагах благочестивого писателя и всех верных евреев. Можно видеть здесь указание на то, что действия врагов еврейского народа не всегда были успешны: интриги их удавалось обличить, наступало улучшение и эти моменты жизни наполняют писателя благодарно-восторженным чувством.

Пс 118:171. Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим.

Вместо «когда» точнее можно бы перевести «так как». Смысл тот: так как только от Тебя, Господи, происходит, научение закону, то я и полон хвалы к Тебе.

Пс 118:176. Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл.

«Заблудившаяся... овца» — затерянный, угнетенный писатель, как и всякий истинный в данное время чтитель Иеговы, что указывает на общее тяжелое тогдашнее положение еврейского народа.

Содержание псалма представляет мало указаний на внешнее положение писателя, более же всего говорит о том, какие чувства и мысли вызываются в нем при чтении закона. В нем одном он находит отраду и успокоение, почерпает веру в торжество правды и энергию для своей деятельности. Таков содержание псалма ясно свидетельствует о том, что враждебные действия ненавистников евреев ставили последним препятствия, которые останавливали и тормозили их начинания. Но тяжесть такого положения не без просвета: писатель находил возможность радоваться и благодарить Господа за проявление Его судов (ст. 164), т. е. бывали моменты, когда деятельность врагов его была бесплодной. Общий угнетенный тон содержания псалма с проблесками света и радости в писателе подтверждает высказанное в начале псалма предположение о времени его происхождения в эпоху Ездры, когда против евреев велась интрига при дворе, вызвавшая запрещение евреям постройки храма и другие преследования и когда руководителям еврейского народа усиленно приходилось разоблачать ложь и клеветы врагов и частично вызывать проблески благоволения персидского правительства.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Этот псалом написан в форме алфавитного акростиха, причем каждый стих в блоке из восьми стихов с соответствующей буквы евр. алфавита, указанной в данном переводе.
32  [2] — Или: мое сердце.
37  [3] — В некот. рукописях: (жил) по слову Твоему.
43  [4] — Букв.: не отнимай совсем от уст моих слова истины.
68  [5] — Букв.: Ты добр и доброе делаешь; см. примеч. к 99:5.
112  [6] — Этот псалом написан в форме алфавитного акростиха, причем каждый стих в блоке из восьми стихов с соответствующей буквы евр. алфавита, указанной в данном переводе.
122  [7] — Или: будь порукой благополучия раба Твоего.
128  [8] — Так в LXX и Вульгате; масоретский текст: следую всем заповедям Твоим.
136  [9] — Букв.: потоки воды текут из глаз моих.
140  [10] — Или: Слово Твое прошло все испытания на чистоту.
160  [11] — Букв.: голова.
160  [12] — Или: верность.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.