Псалтирь 13 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
Псалом Давида
«Бога нет!» — сами себе говорят безумцы;1
все они развращены, отвратительное творят,
и на доброе ни один из них не способен.
2 ГОСПОДЬ с неба смотрит
на всех потомков Адама,
желая видеть хоть одного, кто поступал бы разумно,
хоть одного, кто стремился2 бы к Богу.
3 Но все вероломны стали,3 все как один развратились,
нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели ничего не сознают все эти злодеи,
народ мой пожирают они, словно хлеб едят?
Не думают они о ГОСПОДЕ, не призывают Его молитвенно.
5 Охватит же их страх великий,
ибо Бог на стороне4 праведных.
6 Насмехаетесь вы, злодеи, над чаянием5 человека смиренного,
но прибежище его — ГОСПОДЬ.
7 О, пришло бы с Сиона избавление Израилю!
Возрадуется Иаков и возвеселится Израиль,
когда ГОСПОДЬ отвратит несчастье от народа Своего.6

Толковая Библия Лопухина

Саул и его сподвижники настолько развратились, что Господь среди них не находит ни одного, «делающего добро» (1−8). Неужели эти нечестивцы не вразумятся? Господь строго покарает их за то, что смеялись они над верой праведника в Него (4−6).

Пс 13:1. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.

«Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Под безумным разумеется Саул. «Сказать в сердце» — искренно верить, решить. Отрицание Саулом Бога есть не отрицание им Его бытия, а непризнание над Давидом Божественного определения, по которому последний помазан им быть царем над Израилем. Саул в своих преследованиях Давида руководился взглядом на него, как на властолюбца, жадного искателя престола, а потому и революционера. Саул заблуждался относительно Давида, но был искренен в заблуждении, окружающие же его придворные сознательно и своекорыстно поддерживали в нем такое ложное воззрение, а потому в своих клеветах на невинного страдальца «совершили гнусные дела».

Пс 13:2. Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.

Пс 13:3. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

Около Саула группировались люди, пользовавшиеся своим влиянием на него для личных целей. Эти цели, равно как и средства для их осуществления, были настолько нечисты, что не осталось «ни одного», «делающего добро». Выражение гиперболическое, указывающее на степень широкого распространения всяких злоупотреблений и насилий в народе.

Пс 13:4. Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?

«Съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа». Враги Давида заботились не о благе народном, а старались получать от него для себя все, что они считают ценным в жизни: они поедали его, как хлеб. Нравственной оценки к своим действиям они не прилагали; им нужно было только то, что выгодно, а не то, что согласно с Законом Бога: они не призывали Его и не слушали.

Пс 13:5. Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо Бог в роде праведных.

Пс 13:6. Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.

Бог, который внимательно следит за человеком («с небес призрел» Пс 13:2), не оставит их без наказания: там, где для праведных нет страха, нечестивые будут трепетать («убоятся они страха»). Конечный суд над всем живущим принадлежит Богу, поэтому выражение «там» — значит пред Богом, на Его суде, когда Господь покарает нечестивых и наградит только праведных, так как для последних Он есть их «упование» и Его благоволение только «в роде праведных».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: сказал безумец в сердце своем.
2  [2] — Букв.: искал.
3  [3] — Букв.: уклонились.
5  [4] — Букв.: в роде; или: из рода.
6  [5] — Или: намерением / планом.
7  [6] — Или: выведет / вызволит из плена народ Свой.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.