Псалтирь 140 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Псалом Давида
ГОСПОДИ, к Тебе взываю, поспеши ко мне!
Услышь мой зов о помощи!
2 Да будет молитва моя, как фимиам, пред Тобою,
и руки мои, к Тебе воздетые, как жертва вечерняя.
3 ГОСПОДИ, возле уст моих стражу поставь,
обуздай пылкость речи моей.1
4 Не дай сердцу моему к делу злому склониться,
чтобы ничего худого я не совершил
вместе с теми, кто зло творит.
Не дай мне быть участником в их удовольствиях!
5 Пусть лучше исправляет меня праведник по своей доброте,
пусть он обличает меня — елей это для головы моей,
и я не воспротивлюсь этому.2
Лишь бы прекратились злодеяния нечестивых —
вот о чем я всегда молюсь.3
6 Когда судьи их со скал будут сброшены,
поймут они тогда, что слова мои были верны,
7 и скажут они: «Как бывает при пахоте,
когда землю вскрывают,
так кости наши рассыпаны у могильного зева».4
8 Но я смотрю на Тебя, ГОСПОДИ, Владыка мой.
Ищу в Тебе я убежище,
и Ты без защиты меня не оставь.
9 Сохрани меня от силков, для меня расставленных,
и от ловушек злодеев избавь.
10 Пусть все вместе попадут они сами в сети свои,
в то время как я мимо пройду.

Толковая Библия Лопухина

Можно относить написание этого псалма Давидом ко времени гонения от Авессалома. На это указывает изображение Давидом себя преследуемым от врагов, причем он нигде не говорит о своей полной невинности пред Богом, а только о том, что неприязненность действий врагов не вызвана поступками с его стороны, которые бы оправдывали силу этой неприязненности. Наоборот, его молитва к Богу о том, чтобы Он сохранил его от всего дурного и слова «пусть накажет мя праведник» (Пс 140:5) дают возможность предполагать, что Давид не всегда следовал Богу, и что он получил обличение от праведника. Такое понимание данных слов псалма указывает на известное преступление Давида с Вирсавией и обличение его пророком. Следствием же указанного преступления Давида, были, как мы говорили ранее, семейные нестроения и, в частности, восстание Авессалома.

В еврейской, греческой и латинской Библиях псалом приписывается Давиду.

Поспеши, Господи, ко мне со Своею помощью; да направится к Тебе молитва моя, как фимиам вечерней жертвы (1−2). Сохрани меня от дурных слов и лукавых мыслей; пусть меня обличает праведник, но я всегда против злодейств (3−5). Враги жестоко преследуют нас, как бы плугом рассекают землю, я же невиновен пред ними и кроток (6−7). Я надеюсь на Тебя и верую, что Ты защитишь, а враги нечестивые падут (8−10).

Пс 140:2. Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя.

Псалом представляет молитву к Богу о спасении от врагов. Да будет моя молитва так же угодна Тебе, Господи, как угодна вечерняя жертва и фимиам, приносимые пред Тобою по закону Моисея. Давид, очевидно, находился вне Иерусалима, когда не мог приносить Богу узаконенной жертвы и место последней занимают теперь его устная молитва и воздеяние рук к Господу.

Пс 140:3. Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих;

Пс 140:4. не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их.

Пс 140:5. Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их.

«Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст» — не дай мне преступить Твои заповеди словом, дай мне силы к достойному пользованию даром речи, направляя его к служению Тебе. Сохрани меня, сбереги от уклонения в сторону лукавых, соблазнительных и преступных по греховности речей, сохрани мой путь прямым, не допусти «уклониться... к словам лукавым для извинения дел греховных» — измышлять, прибегать к извинениям, изворачиваться в отыскивании искусственных оправданий, как то делают люди нечестивые; да не буду считаться в числе избранных их, их соучастником. Пусть всякий мой поступок будет обличаем праведником; это обличение благодетельно и полезно, как елей на голове. Фактическим подтверждением служит обличение Давида пророком Нафаном, вызвавшее в нем глубокое покаяние и послужившее к его нравственному возрождению и примирению с Богом. — «Мольбы мои — против злодейств их» — я не только не желаю быть соучастником злых, но молю Тебя прекратить, остановить злодеяния их.

Пс 140:6. Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки.

Пс 140:7. Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.

«Вожди их рассыпались по утесам» — вожди нечестивых моих врагов всюду следят да мною, они рассеялись даже по всем холмам и скалам. — «Слышат слова мои, что они кротки» — мои увещевания к ним кротки и слышались ими. Злоба врагов не вызывалась моим отношением к ним: я был кроток, они же стремились так уничтожить нас, как раздробляют землю для посевов.

Пс 140:8. Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!

Пс 140:9. Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников.

Пс 140:10. Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.

Давид здесь указывает, что преследующие его не могут найти в нем ничего злобного, дурного, за что бы его должно гнать так, как они. Такое злобное преследование Давида с их стороны найдет должную кару от Бога. Господь накажет их тяжелым, конечным исходом их жизни, отвержением от Себя. Вера в свою правоту и сознание греховности действий врагов вселяют в Давида уверенность, что они погибнут в тех кознях («силки», «тенета»), которые ставят для него; он же, Давид, останется невредим («я перейду»). Эта вера Давида, как показывает исход Авессаломовых гонений, оправдалась.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: двери губ моих стереги.
5  [2] — Букв.: голова моя не будет противиться.
5  [3] — Перевод отрывка с конца ст. 5 по ст. 7 не может быть определенным ввиду неясности оригинала.
7  [4] — Букв.: у входа в Шеол. См. примеч. «б» к 6:6.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.