Словами этой песни
обратился к ГОСПОДУ Давид,
слуга ГОСПОДЕНЬ,
в день, когда ГОСПОДЬ избавил его
от всех врагов его и от руки Саула1
Таковы были слова его:
Ты — сила моя!
Бог мой — защита моя: в Нем прибежище мое,
Он — щит мой, сила2 спасения моего и твердыня моя.
и от врагов моих буду спасен.
потоки гибельные3 в ужас меня повергли.
смерти западня передо мной.
к Богу моему возопил,
и голос мой услышал Он из Храма Своего,
и внял Он воплю моему.
поколебались основания гор
и задрожали, ибо гнев Его воспылал.
дым и огонь исходили от Него,
сыпались угли горящие.5
мгла под ногами Его.
понесся на крыльях ветра.
полог вокруг Него — густые тучи дождевые.
град и молнии6 в них.
с градом и молниями
глас Всевышнего прозвучал.
множество молний — и в замешательство их привел.
основания мира обнажились
от укора Твоего грозного, ГОСПОДИ,
и от дыхания, от Тебя исходящего.
и извлек из пучины водной.7
от ненавистников моих, силою меня превосходивших.
но ГОСПОДЬ был опорою мне.
избавление Свое явив по благоволению ко мне.
по чистоте рук моих вознаградил меня.
не отступал от Бога моего, чтоб нечестию предаваться:
и от установлений Его никогда я не уклонялся.
и удерживался от греха;
по чистоте рук моих в глазах Его.
с человеком непорочным — по непорочности его,
а бесчестному — Свое уменье противостать ему.
а надменных очи свои потупить принуждаешь.
ГОСПОДЬ, Бог мой, тьму мою в свет обращает.
с Богом моим на стену неприступную могу взобраться.11
слово ГОСПОДА огнем испытано.
Он — щит для всех, кто в Нем прибежище находит.
и кто Защитник,13 кроме Бога нашего?
путь мой безопасным делает.
и твердо на высотах поставил меня.
мышцы мои — натягивать лук крепчайший.14
поддерживаешь меня сильной15 рукою Своей,
Ты снизошел ко мне, чтобы возвеличить меня.16
поступь моя уверенна.
не возвращаюсь, пока не расправлюсь с ними.
и подняться не могут.
всех восставших на меня покорил мне.
моих ненавистников я уничтожил.
к ГОСПОДУ взывали, но Он не ответил им.
разбросал, как грязь уличную.
во главе племен поставил меня,
и люди, которых я не знал, служат мне ныне.
по первому слову повинуются мне.
выходят иноплеменники из укрытий своих.
Да будет превознесен Бог спасенья моего!
покоряющий мне народы,
Ты возвысил меня над восстававшими против меня,
от людей, насилие чинящих, избавил.
имя Твое воспевать буду.
и милость оказываешь помазаннику Своему, Давиду,
и потомкам его вовеки».
Этот псалом приводится в 2Цар 22 с большими изменениями. Надписание псалма совпадает с указанием исторической книги на время его происхождения — по окончании гонений Саула и после многочисленных побед Давида над соседними языческими народами, упрочивших спокойствие в его государстве от нападений внешних врагов. Название Давидом себя «рабом» Иеговы отвечает тому месту псалма, где он свидетельствует о своей полной невинности пред Богом и всегдашнем следовании Его заповедям (ст. Пс 17:21−25).
Возлюблю Господа, который спас меня от опасностей, угрожавших смертью (1−6). На мой зов о помощи Господь явился в грозном величии, когда вся природа помогала Ему сокрушить моих врагов (7−16). Он вызвал меня на свободу за то, что я никогда на отступал от Его заповедей и был пред Ним непорочен (17−25). Господь и с каждым поступает так, как он того заслуживает (26−28). Господь хранил меня во всю жизнь, был несокрушимым для меня орудием, поражавшим как внутренних моих врагов, так и внешних, которых я обратил в тыл и города которых разрушил (29−46). Жив Господь и да будет превознесен мой Помощник и Избавитель, которого я буду славить не только во всю свою жизнь, но и в потомстве (47−51).
Пс 17:3. Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое.
«Господь —...рог спасения моего». Сравнение взято с животных, у которых их рога служат средством защиты и через них проявляется сила животного. Как рога для животного, так Бог являлся орудием, защищавшим Давида от врагов.
Пс 17:5. Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня;
«Объяли меня муки смертные» — со всех сторон окружали опасности, грозившие смертью. — «Потоки беззакония», с евр. «потоки Валиалэ». Это название означает человека дурного т. е. меня окружили люди, целые потоки нечестивых людей и злых.
Пс 17:7. В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от [святаго] чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его.
«В тесноте» — в тяжелых обстоятельствах.
С 8 ст. Давид описывает очень картинно оказанную ему Богом помощь, когда вся природа подчинялась Его велению и шла на защиту гонимого праведника.
Может быть указанные здесь проявления Божественной силы являются только образами, какими хотел Давид обозначить Его господство над всем миром и людьми, а может быть он разумел здесь факт действительной помощи ему Бога, проявленной в действиях сил и явлений природы. В борьбе с какими врагами и когда была оказана Давиду такая помощь, в исторических книгах указаний нет.
Пс 17:8. Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался [Бог];
Изображение сильной грозы. — «Основания гор» — от удара грома тряслась земля в своих глубоких недрах, до которых, по воззрениям древних, доходили корни, основания гор.
Пс 17:9. поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли сыпались от Него.
«Дым от гнева Его», «огонь поядающий» и «горячие угли» — образы туч и молнии.
Пс 17:10. Наклонил Он небеса и сошел, — и мрак под ногами Его.
Обычный образ явления Бога ветхозаветному человеку — в тучах и облаках, поэтому «наклонение небес... и мрак под ногами Бога» — появление тучи.
Пс 17:11. И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра.
Херувимы — небесные бесплотные духи, ближайшие и самые быстрые исполнители Его воли, почему обыкновенно их изображали с 6-ю крылами. Здесь выражение «воссел на херувимов» — объясняется последующим — «понесся на крыльях ветра», т. е. туча приближалась с необыкновенной быстротой.
Пс 17:12. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных.
Эта туча была местом пребывания Бога, как шатер служит местом обитания человека, см. 10 ст.
Пс 17:14. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные.
Удары и раскаты грома — грозный глас Божий.
Пс 17:16. И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего.
«Открылись основания вселенной» — обнажилось дно морей. Этим выражением — гиперболой Давид хотел обозначить силу потоков дождя, обилие воды: ее было так много, что как бы вода вылилась из всех морей и затопила землю.
Пс 17:17. Он простер руку с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих;
«Извлек меня из вод многих». — Вода здесь, как часто в Библии, означают многочисленные бедствия: Бог освободил меня от них.
Пс 17:20. Он вывел меня на пространное место и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне.
«Вывел меня на пространное место» — освободил из тесноты, бедствий, дал свободу.
Пс 17:21. Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня,
«Воздал мне Господь по правде моей» — по моей внутренней чистоте, чистоте мыслей и побуждений, «по чистоте рук» — по чистоте поступков.
Пс 17:22. ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим;
«Хранил пути Господни» — не отступал от поведения, назначенного Богом человеку.
Пс 17:26. С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно,
Пс 17:27. с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его,
Господь с каждым поступает соответственно тому, что он заслуживает: чистого, праведного Он награждает, а лукавого карает.
Пс 17:33. Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь;
«Опоясать» — приготовить к занятиям, к делу. Господь опоясал Давида силою — дал ему средства победить врагов. «Устроить... верный путь» — указывать надежный путь, безошибочные средства к достижению цели.
Пс 17:34. делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня;
«На высотах моих поставляет меня» — та высота, могущество, которых я достиг сейчас, есть дело Божественной помощи.
Пс 17:37. Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои.
«Расширяешь шаг мой» — расставляешь ноги, даешь твердо стоять.
Пс 17:44. Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне;
«Избавил... от мятежа народа» — указание на внутренние усобицы, происходившие в царстве Израильском при воцарении Давида.
Пс 17:50. За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему,
«Славить Тебя, Господи, между всеми иноплеменниками», точнее — пред всеми иноплеменниками. Каждая победа Давида заканчивалась торжественным благодарением Бога, в котором Давид пред всеми людьми как из своего народа, так и из пленников-язычников не скрывал имени Иеговы, но открыто воспевал Его, как единого истинного Бога.
В этих словах Ап. Павел видит указание на проповедь учения Христа среди язычников (см. Рим 15:9).
Пс 17:51. величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки.
«Потомство... во веки», это то, которое было открыто Давиду через пророка Нафана (см. 2Цар 7:12−16).