Псалтирь 18 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
Псалом Давида
2 Небеса о славе Божией возвещают,
о произведении рук Его повествует свод небесный.
3 День дню о том рассказывает
и ночь ночи знанье открывает —
4 без речей и слов
голосом неслышным.
5 И всё же проносится по всей земле глас их1
и весть — по всей вселенной.
В небесах Он устроил жилище солнцу.
6 Как жених, выходит оно из-под полога своего,
как атлет, радо оно пробежать путь свой.
7 От края небес выходит оно
и круг свой завершает у края их —
ничто не сокрыто от зноя его.
8 Так и Закон ГОСПОДА совершенен, жизнь обновляет,
свидетельства ГОСПОДНИ достоверны,
умудряют простых.
9 Повеления ГОСПОДА верны, радуют они сердце,
заповедь ГОСПОДА чиста, просветляет взор.
10 Благоговейное поклонение пред ГОСПОДОМ чисто
и пребывает вовек.
Установления ГОСПОДНИ истинны,
и справедливо каждое из них,
11 желаннее они золота, множества самородков золотых,
слаще меда, из сот капающего.
12 Слуга Твой в них озаренье обретает,2
и в соблюдении их — награда великая.
13 Заблуждения — кто замечает их за собой?
Очисти же меня от грехов невольных!3
14 От сознательных грехов 4 удержи слугу Своего,
дабы не возобладали они надо мною!
Тогда непорочен и чист буду я от тяжких прегрешений.
15 Слова мои пусть будут угодны Тебе всегда,
как и думы мои.
О ГОСПОДИ, скала моя и Искупитель мой!

Толковая Библия Лопухина

Надписанием и сходством этого псалма с другими псалмами Давида подтверждается происхождение его от последнего. Время написания точно указать невозможно за общностью его содержания. Этот псалом — торжественный гимн Богу, как Творцу величественного внешнего мира и нравственного закона, чем он дополняет предыдущий, тоже представляющий гимн Богу, но как защитнику угнетенного праведника. «Кант не вспоминал ли об этом псалме, когда говорил: есть две вещи, которые возбуждают во мне постоянное изумление, звездное небо над моею головою и нравственный закон в моем сердце!» (Вигуру. Руководство к чтению Библии, т. 2, первая половина, с. 477).

Небо, величественное днем и ночью, свидетельствует славу Божию пред всем живущим (2−5). На этом небе — самое великое светило — солнце, которое обходит, живит и освещает весь мир (6−7). Как благодетельно солнце для земли, так благодетелен нравственный закон Бога для человека, очищающий и оживляющий его духовную природу (6−10), почему он выше всяких земных сокровищ (8−12). Поэтому Давид молит Господа охранить его от действия греховных влечений, часто не сознаваемых самим человеком, но при развитии и укреплении способных погубить его (13−15).

Пс 18:2. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.

Небо, покрытое бесконечным количеством светил, особенно ярких на Востоке, вся эта твердь, находящаяся над головою человека, ясно свидетельствует о необыкновенном величии и силе Творца. Человек знает, что эти светила вне его власти, он видит их необыкновенно стройное течение и красоту. О чем ином, как не о величии творческой славы Бога все это говорит самым фактом своего существования!?

Пс 18:3. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.

Эти светила и все пространство тверди изо дня в день, из ночи в ночь, постоянно и неумолчно говорят и проповедуют об этом величии Бога.

Пс 18:4. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.

Небесный свод — везде, а потому и везде эта проповедь. Какие бы народы («языцы») и племена («наречия») не жили на земле, и где бы они не находились, этот голос всеми ими слышен. Выражение «нет языка, и нет наречия» понимают (Генгстенберг) и в таком смысле: хотя эти явления безмолвны, не обладают даром речи, однако они всюду красноречиво, хотя и немо, проповедуют о славе Творца.

Пс 18:6. и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:

Пс 18:7. от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.

Из светил, особенно величественных на звездном небе, выделяется солнце, которое каждый день выходит, «от края небес» — от востока, в необыкновенном сиянии, напоминая жениха в его убранстве, или «исполина», воина идущего на состязание в бегании. Оно обходит всю землю и ничто не укроется от его теплоты и света: оно все согревает и живит.

Пс 18:8. Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.

Пс 18:9. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.

Пс 18:10. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;

«Закон Господа», «откровение»,«повеления Господа», «страх Господень», «суды Господни» — выражения синонимические, обозначающие откровение Божие, даваемое человеку для его блага. В этом откровении человек почерпает «укрепление» души, так как Божественный закон всегда отвечает ее лучшим, идеальным влечениям и авторитетом своего высшего происхождения освящает и подкрепляет человека в следовании им. Как откровение, ниспосылаемое человеку в разных случаях жизни, в которых человеку трудно разобраться самому, оно «умудряет» человека, давая ему истинное знание и понимание предметов и явлений; откровение «веселит сердце», так как говорит о том, что Господь все видит и над всем промышляет, ничто доброе не остается без Его попечения и покровительства. — «Просвещает очи» — синонимично выражено «умудряет». Откровение, как данное и происходящее от Бога, не имеет в себе ничего греховного, а потому оно не подлежит изменению или очищению: оно вечно и неизменно. В откровении заключается «истина»; поэтому оно праведно.

Пс 18:11. они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;

Если такова зиждущая и обновляющая сила откровения, понятно, что данность его неизмеримо выше всяких слитков золота и приятнее «меда», выше всех внешних, материальных ценностей.

Пс 18:12. и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.

«Раб твой» — Давид; «охраняется ими» — старается согласовать свои действия с указаниями откровения и оберечь себя от уклонения к греху.

Пс 18:13. Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня

Пс 18:14. и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.

В природе человека, однако, есть скрытые, часто не сознаваемые им греховные влечения, есть греховные «мысли» («умышленные»). То и другое может перейти в действие и привести к великому «развращению», к отступлению от Бога, если они возобладают над человеком. Своевременное уяснение человеком истинного смысла этих влечений и дум, равно как и гибельности их, предохраняет его от греха. Об этом возможно раннем просвещении Давид и молит Бога, как существо всеведущее, от которого ничто не скрыто.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Так в LXX и друг. древн. пер.; масоретский текст: проходит их мера / линия.
12  [2] — Друг. возм. пер.: и слуга Твой ими предостерегается.
13  [3] — Букв.: сокрытых.
14  [4] — Букв.: от высокомерных (грехов; или: людей).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.