Псалтирь 29 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Псалом Давида
Песнь на посвящение Дома1
2 Тебя, ГОСПОДИ, я восхвалю: Ты спас2 меня от смерти,
врагам моим не дал торжествовать надо мной.
3 К Тебе, ГОСПОДИ, Боже мой,
о помощи воззвал я — Ты исцеленье мне послал;
4 ГОСПОДИ, ведь это Ты из мрака смертного3 извлек меня,
в живых оставил средь в могилу нисходящих.
5 Воспойте же ГОСПОДУ псалом, слуги Его верные,
святому имени4 Его хвалу воздайте,
6 ибо Его гнев — лишь на мгновение,
а на всю жизнь — благоволение Его.
Пусть ночь пройдет в унынье и слезах,
и всё ж с рассветом радость воцарится.
7 В своей беспечности я думал:
вовек не поколеблюсь.
8 И по Твоему благоволенью ко мне, ГОСПОДИ,
гора моя была тверда и неприступна,
но стоило Тебе лишь отвернуться от меня5
и я в смятение пришел.
9 К Тебе воззвал я, ГОСПОДИ,
Тебя, Владыку своего, тогда я умолял:
10 «Какая польза в том, что кровь моя прольется,
что трупом в яму я сойду?
Станет ли прах мой славить Тебя?
Будет ли верность6 Твою возвещать?
11 Внемли же, ГОСПОДИ, и сжалься надо мной.
Мне помоги, ГОСПОДИ!»
12 И Ты причитанья мои обратил в ликованье,7
рубище снял с меня и радостью препоясал,
13 поэтому сердце8 мое будет петь хвалу Тебе, не умолкая.
ГОСПОДИ, Боже мой, благодарить Тебя вовеки буду.

Толковая Библия Лопухина

Псалом принадлежит Давиду и надписан «при обновлении дома». Под последним нужно разуметь поставление жертвенника на гумне Орны Иевусеянина, по окончании моровой язвы (2Цар 24; 1Пар 21).

Такому пониманию надписания отвечает содержание псалма, где говорится, что Господь покарал Давида за его самоуверенность в непоколебимости своего величия и крепости (Пс 29:7), но при его покаянии «обратил сетование его в ликование» (Пс 29:12). Моровая же язва была ниспослана Богом после перечисления Давидом своих подданных, а в этом перечислении выразилось временное упоение Давида своей силой и величием, за что и покарал его Господь.

Превозношу Тебя, Господи, за то, что Ты не дал мне погибнуть (2−4). Пусть к моей хвале присоединятся и все святые (5−6). Я получил величие от Тебя, но стал самоуверен, за что Ты, Господи, и наказал (8). Я обратился к Тебе с молитвой и Ты услышал меня; за это я буду славить Тебя вечно (9−13).

Пс 29:2. Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною.

«Превознесу Тебя, Господи» — объясняется 13 ст., где Давид обещает вечно восхвалять Господа. — «Не дал моим врагам восторжествовать надо мною» — может быть, что Давид здесь разумел соседей язычников, которые не воспользовались этим случаем народного бедствия евреев для нападения на них, и в этом Давид видит милость к нему Бога.

Пс 29:4. Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу.

Кара, ниспосланная Богом на евреев, могла коснуться и его самого. Давид даже молил Господа об этом: так как моровая язва явилась следствием его греха, то пусть она разразится над ним самим и его домом. Такая смиренная молитва Давида смягчила гнев Господа и язва прекратилась. Давид преисполнился благодарным чувством к Богу.

Пс 29:6. ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость.

«На мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его». Давид свой поступок пред Богом считал глубоким Его оскорблением, за которое должно бы последовать тяжелое и продолжительное наказание. Господь же снизошел к нему и та кара, которую Он наслал, по своей продолжительности и последствиям является ничтожной, мгновением пред теми милостями, которыми Господь всегда осыпал его.

Пс 29:7. И я говорил в благоденствии моем: «не поколеблюсь вовек».

Пс 29:8. По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лице Твое, и я смутился.

Грех Давида, за который Господь покарал Его, состоял в следующем. Обезопасив границы своего государства от врагов, упоенный военным успехом и внутренним спокойствием, он решился сделать подсчет своим подданным. Акт, сам по себе безразличный, явился преступлением пред Богом за внутренние мотивы к нему: Давид дошел до самопоклонения, забыл того Господа, Которому он и обязан своими успехами в победах. За это-то Господь и «сокрыл лице» Свое, наслал кару.

Пс 29:10. «что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?

Пс 29:11. услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! будь мне помощником».

Давид молил Бога о помиловании потому, что его гибель, преждевременная смерть, лишила бы его возможности исполнить свое назначение на земле — славить и восхвалять Господа, что в шеоле невозможно.

Пс 29:12. И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием,

«Снял с меня вретище» — волосяную, грубую и жесткую одежду, надеваемую для выражении печали. — «Препоясал меня веселием» — своим помилованием и прекращением моровой язвы Он наполнил Давида чувством радости.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: Храма.
2  [2] — Букв.: извлек (из глубины).
4  [3] — Евр. Шеол. См. примеч. «б» к 6:6.
5  [4] — Букв.: святой памяти.
8  [5] — Букв.: но когда сокрыл Ты лицо Свое.
10  [6] — Или: истину.
12  [7] — Букв.: танцы.
13  [8] — Букв.: слава; друг. чтение дано по LXX.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.