Псалтирь 35 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
Псалом Давида, слуги ГОСПОДНЕГО
2 Грех — советчик нечестивца.
Голос советчика этого слышит он из глубин сердца своего,1
и в благоговении перед Богом нужды не видит он.2
3 Своему самолюбию льстит он так сильно,
что заметить свой грех и возненавидеть его он не может.3
4 Слова уст его — ложь и коварство,
разумно поступать, добро творить он не хочет.
5 На ложе своем нечестивец преступление замышляет,
идет он стезею недоброю, зла не гнушаясь.
6 ГОСПОДИ, милость Твоя до небес простирается,
до облаков — верность Твоя.
7 Праведность Твоя — что горы великие,4
суждения Твои — словно глубины морские.
Жизнь и людей, и животных — в Твоей руке, ГОСПОДИ.
8 Как драгоценна, Боже, милость Твоя!
Под тенью крыл Твоих люди убежище себе находят,
9 насыщаются они благами Дома Твоего,
и пить Ты им даешь из потока радостей Твоих.
10 Ибо у Тебя источник жизни,
и мы во свете Твоем прозреваем.5
11 Сохрани любовь Свою неизменную к тем, кто Тебя знает,
и оправдай тех, чьи сердца для Тебя открыты!
12 Пусть же не попирает меня нога гордого
и рука нечестивца прочь не гонит меня.
13 Я вижу злодеев — пали они,
повергнуты и не могут подняться.

Толковая Библия Лопухина

В первой половине XXXV псалма (Пс 35:1−5) описан нечестивый, который постоянно злоумышляет на праведного и строит ему козни, он не может успокоиться и ночью, которую проводит в обдумывании злых планов. Такая характеристика очень подходит к Саулу, неугомонному преследователю Давида, почему этот псалом, за отсутствием в нем других каких-либо конкретных указаний можно считать написанным в эпоху гонений от этого царя.

Истинное благочестие возможно у того, в ком есть страх Божий, поэтому нечестивый, как не имеющий этого страха, всегда стремится только ко злу (2−5). Но как бы ни была велика сила нечестивого, милость и правда Господа к человеку являются истинной и несокрушимой опорой последнего так как только от Него идет свет жизни (6−10). Эту милость Твою, Господи, продли ко правым сердцем и нечестивые погибнут (11−13).

Пс 35:2. Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его,

Пс 35:3. ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его;

Давид уясняет себе основной, психологический источник и причину нечестия беззаконного. Причина эта — отсутствие в нем «страха Божия пред глазами его». Страх Божий есть благоговейное чувство пред Богом, обязывающее человека стремиться к тому, чтобы не оскорблять Последнего, никаким дурным помыслом и поступком. В основании такого страха лежит признание человеком чистоты Его заповедей и их высокого и благотворного значения для человека. Если есть в человеке такое сознание и такой страх пред Богом, то все старания его будут направляться к согласованию своих действий и внутренних стремлений с заповедями Господа. Если же подобного настроения нет в человеке, не может быть в нем и заботливости о чистоте своих поступков: руководящим принципом и началом деятельности становится его благо личное и удовлетворение своих желаний земных. Поэтому то небольшое самоограничение, какое налагает на себя нечестивый, или точнее — некоторая нравственная самооценка своих действий, которой иногда и он может отдаваться, не может быть понимаема, как забота о нравственном перерождении, это самообман, месть нечестивого пред самим собою, будто он «отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его».

Пс 35:4. слова уст его — неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро;

Пс 35:5. на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом.

От отсутствия в нечестивом страха Божия зависит и то, что все его слова, поступки и помыслы направлены к неправде, лукавству и злу. Так как деятельность нечестивого имеет целью личный интерес, мелочный, то и приемы его действий основаны на лжи, строении козней, чему он отдается даже в ночное время — время покоя для других людей.

Пс 35:6. Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков!

Пс 35:7. Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои — бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!

Бог управляет миром по законам милости и правды. «Милость и истина Его до облаков и неба; правда.., как горы.., и судьбы — бездна великая!» Сравнения, употребленные автором, имеют целью показать, что в Боге — вся истина и вся правда и что только ими Он управляет всем миром, человеком и скотом.

Пс 35:8. Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны:

«Сыны человеческие» — все люди. «В тени крыл» — под сенью, покровительством Бога — тоже, что и под крыльями наседки, которая ревниво оберегает своих птенцов. Так и Бог печется о всем живущем и особенно о человеке.

Пс 35:9. насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их,

«Тук... дома Твоего», «поток... сладостей» — образы, указывающие на богатые дары природы, которые даны в пользование человеку.

Пс 35:10. ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет.

«Во свете Твоем мы видим свет». Так как ранее говорилось о внешних богатых источниках счастливого существования на земле, которые получаются от Бога, то означенное выражение должно, согласно с контекстом речи, понимать так: нашим благополучием («видим свет») мы обязаны Твоей милости («во свете Твоем»).

Пс 35:12. да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня:

«Да не наступит на меня нога гордыни». Источник праведности человека заключается в страхе Божием. Гордыня — свойство, противоположное ему. Она поддерживает в человеке стремление жить по своей воле и влечениям, а не в согласии с заповедями Господа. Смысл выражения тогда будет таким: сохрани меня, Господи, от своеволия, как причины отчуждения человека от Тебя, ибо тогда Ты не будешь хранить меня. Можно разуметь под гордыней вообще человека нечестивого, и весь стих представит молитву к Богу о спасении от неправедных врагов.

Пс 35:13. там пали делающие беззаконие, низринуты и не могут встать.

Если Господь выступит на защиту праведного, то там, где Он поразит нечестивых, последние «не... встанут», т. е. будут уничтожены совершенно.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Такой перевод возможен согласно некоторым евр. рукописям, а также LXX и другим древним переводам. Масоретский текст: в сердце моем, исходя из этого, иные переводят: изречение в сердце моем о греховности нечестивца (говорит).
2  [2] — Букв.: нет страха Божия пред глазами его.
3  [3] — Друг. возм. пер.: нечестивый обманывает себя, считая, что Бог не обнаружит грех его и не возненавидит его (нечестивого).
7  [4] — Букв.: Божьи.
10  [5] — Букв.: мы видим свет.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.