Псалтирь 37 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Псалом Давида
Напоминание
2 ГОСПОДИ, не во гневе Твоем обличай меня
и не в ярости Твоей с меня взыскивай.
3 Вонзились в меня стрелы Твои,
и рука Твоя гнетет меня.
4 Нет здорового места на теле моем:
негодуешь Ты на меня;
нет здоровья в костях моих
из-за грехов, мной совершённых.
5 Ибо беззаконий у меня выше головы,
как бремя тяжкое, они невыносимы.
6 Смердят и гноятся раны мои
из-за безумия моего.
7 Согбен я, поник совсем,
с утра до вечера хожу в печали.
8 Горю я весь, словно в огне,
здорового места нет на теле моем.
9 Изнемог я и разбит совершенно,
кричу, стенает сердце мое.
10 Господи, ведомы Тебе томления души моей,
и воздыхания мои не сокрыты от Тебя.
11 Тяжко бьется сердце в груди моей, силы покинули меня,
даже света в очах моих нет.
12 Друзья мои и товарищи сторонятся меня из-за ран моих,
и родные мои поодаль держатся.
13 Посягающие на жизнь мою расставляют мне сети,
те, кто причинить мне зло желает,
о погибели моей говорят
и злое непрестанно замышляют.
14 А я, как глухой, не слышу
и, как немой, не открываю уст своих.
15 Стал я как человек, который ничего не слышит
и возразить не может.
16 Ибо я с томлением жду Тебя, ГОСПОДИ,
ответа Твоего жду, Владыка, Бог мой!
17 Я молился об избавлении,
ведь иначе они злорадствовать будут,
и, случись мне споткнуться,
восторжествуют они надо мной.
18 Ведь я вот-вот и упаду,
страдаю непрестанно;1
19 но не скрываю вины своей
и о грехе своем сокрушаюсь.
20 А те, кто без всякого повода2 враждует со мной, сильны;
и много тех, кому без причины я стал ненавистен.
21 Они платят мне злом за добро,
поносят меня за то, что пытался я делать добро им.
22 Не оставляй же меня, ГОСПОДИ,
Боже мой, не стой вдали!
23 Поспеши на помощь мне,
Господи, спасение мое!

Толковая Библия Лопухина

«В воспоминании о субботе» понимается, или как указание на время богослужебного исполнения псалма — в субботу, или в переносном смысле, отвечающем буквальному пониманию слова (суббота — покой) и содержанию псалма — «в напоминание о покое», т. е. этот псалом является просительной молитвой к Богу о даровании покоя, что указывает на тяжелое состояние, испытываемое в это время Давидом. Некоторые же, выходя из того положения, что суббота была установлена по окончании дней творения, толкуют это надписание буквально, т. е., что псалом написан Давидом в воспоминание окончания творения мира. Но последнее понимание принять нельзя: окончание творения мира, когда все явилось «добра зело» (Быт 1:31), было торжественным и величественным актом, с которым не гармонирует грустное и просительное содержание псалма.

Все содержание псалма отличается покаянным характером: в нем Давид ярко изображает картину своих страданий, как физических (от болезни), так и нравственных, от сознания своего преступления пред Богом. Таким же преступлением Давида, как известно, был его грех с Урией и Вирсавией. В этом же псалме Давид изображает себя одиноким, от него начинают даже отдаляться его бывшие друзья. Обе эти черты дают основание предполагать, что псалом написан при начале восстания Авессалома (на связь своего преступления с восстанием сына, как мы уже говорили, указывал и Давид), чем объясняется и вероломство друзей царя.

Господи! Снизойди к моим страданиям и болезни тела и души (2−5). Я покрыт ранами и изнемог (6−11). Друзья оставили меня, а враги усилились (13−15). Я только на Тебя надеюсь. Сознание моего греха тяготит меня и враги умножаются. Не оставь меня, Господи, и поспеши своей помощью (16−23).

Пс 37:2. Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня,

Пс 37:3. ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.

Пс 37:4. Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,

Пс 37:5. ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне,

Давид молит Бога, чтобы Он не наказывал его всею силою своего праведного гнева, хотя последний он и считает заслуженным. Страдания Давида велики: в него «вонзились... стрелы», т. е. те страдания, которые сейчас испытывает Давид и которые ниже он описывает очень подробно; по испытываемой боли он сравнивает страдания с болью от стрел на войне. «Рука... тяготеет», т. е. рука гнева, или — Господь сильно карает. Этой карой была какая-то болезнь, которая поразила Давида и, по его образному выражению, заставляла страдать не только его тело, мускулы, но и кости, т. е. внедрилась очень глубоко. Сила физических страданий вполне отвечает сознанию Давидом глубины своего падения и тяжести совершенного им преступления, которое он в своем сокрушенно-покаянном настроении образно рисует потопившим его с головой и давящим, как тяжелое бремя.

Пс 37:6. смердят, гноятся раны мои от безумия моего.

Пс 37:7. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,

Пс 37:8. ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.

Представляют описание болезни. — «От безумия моего», вследствие моего греха, мое тело покрылось ранами, которые издают смрадный запах; мои страдания тяжелы и я совсем поник, целый день хожу и «сетую», томлюсь, осуждаю себя самого. Мои чресла полны воспалений и нет здорового места в моем теле. Какая это была болезнь, по указанным здесь признакам трудно определить. Согласно евр. тексту, многие толковники (напр., Иероним, а из новейших — Крамер, Евальд) и раввины считали эту болезнь «в роде проказы». Но такого определения нельзя составить по признакам, указанным в Библии. Если у Давида были поражены уже кости, то при таком развитии болезни он не мог бы ходить, чему, по данному псалму, эта болезнь, однако, не мешала. Кроме того, если бы это была проказа, то едва ли о ней, как явлении важном, умолчали бы исторические книги, так как при взгляде того времени на эту болезнь, как знак отвержения от Бога, едва ли бы она прошла для царя бесследно и не вызвала бы в народе политических волнений. Данная болезнь, как видно из псалма, вызывала насмешки над Давидом за болезнь чресл. Последние признавались носителями производительной силы, источником чадородия, в чем видели знак божественного благоволения; поэтому считали, что потеря этой силы и, следовательно, способности чадородия, являлась знаком отвержения от Бога и вызывала поношения. Русский текст дает, таким образом, общее указание, что болезнь Давида поразила весь его организм и была настолько изнурительной, что совершенно истощила его силы, но не дает возможности точно определить вид ее.

Пс 37:9. Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.

«Кричу от терзания сердца моего» — от внутренних, душевных мучений, я «кричу», издаю вопль.

Пс 37:11. Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня.

С потерей мужества («сердце мое трепещет») и силы для Давида погас и «свет» в глазах. Это выражение, понимаемое буквально, указывает на развитие болезни, которая отразилась и на его зрении: или же под светом в образном смысле разумеется счастье, благо вообще, тогда оно будет значить — я лишился всех благ и их нет при мне — ни здоровья, ни силы, ни уважения от людей, ни даже друзей. Можно понимать и в том смысле, что «свет» означает Бога, раньше изливавшего на Давида свои милости и светившего ему в жизни, а теперь переставшего. Все эти толкования могут быть приняты без нарушения смысла выражения, контекста речи и всего содержания псалма.

Пс 37:12. Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.

Пс 37:13. Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни;

Моя болезнь отдалила от меня друзей, а враги сделались смелее. Искренние мои стали против меня в некотором расстоянии, как простые наблюдатели, но не подходили ко мне. Это делали самые приближенные ко мне лица, а обыкновенные друзья, — так те стояли вдали. Зато не дремали враги Давида. Его страдания побуждали их, желавших гибели и зла ему, распространять ложные о нем сведения и строить козни.

Пс 37:14. а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;

Пс 37:15. и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа,

Давид видел, что делалось кругом его, но не принимал никаких мер к прекращению козней и лживых слов, как потому, что его болезнь как бы подтверждала правоту речей его врагов, так и потому, что он не считал себя вправе выступить мстителем и поборником истины, когда продолжающаяся его болезнь, по его мнению, служила знаком, что он еще не прощен Богом.

Пс 37:16. ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.

Пс 37:17. И я сказал: да не восторжествуют надо мною [враги мои]; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.

Пс 37:18. Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.

Пс 37:19. Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.

Пс 37:20. А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;

Пс 37:21. и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.

Пс 37:22. Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;

Пс 37:23. поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!

Поэтому-то Давид прежде всего взывает к Богу о прощении своего греха, как о великой милости и залоге Его помощи. Я на Тебя, Господи, надеюсь: не дай им (врагам) восторжествовать надо мною. Моя слабость, мои несчастия являются для них источником злорадства (17). Я же сейчас нахожусь в настолько беспомощном и беззащитном положении, что «близок к падению», готов погибнуть, не могу противодействовать нападениям на себя и грех давит меня. Давид кается пред Богом в своем грехе и обещает публичное покаяние в нем (что он и исполнил написанием этого и 50-й Псалом, посвященных его покаянному настроению). В этом псалме он и говорит: «беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем». Насколько полон Давид сознания своей греховности и смирения, настолько, наоборот, сильны его враги, которые ненавидят его незаслуженно («безвинно»); за сделанное им, Давидом, добро они платят злом, клевещут, враждуют против него за его верность доброму, истинному в его предшествующей жизни. Под добром, какое сделал Давид, разумеется как его гуманное, справедливое отношение к каждому из его подданных, так все его реформы во внутренней и государственной жизни, установившие правопорядок и ограничившие произвол и самоуправство, царившие до него. Степень страданий Давида, сознание им греха и покаяние в нем, несправедливость преследований от врагов, все это вызывает в нем горячую молитву к Богу: «не оставь меня, Господи, Боже мой! вонми в помощь мою»!

37-й псалом занимает в шестопсалмии второе место. Словами этого псалма каждый верующий приносит покаяние пред Богом в своей греховности с исповеданием полной покорности и преданности Его воле (16 ст.). Человек здесь выражает желание в наступающем дне загладить сделанные им раньше дурные поступки (19 ст.).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
18  [1] — Букв.: боль моя всегда пред глазами.
20  [2] — Перевод по кумранскому тексту; масоретский текст: мои живые враги.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.