Псалтирь 5 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
Для исполнения в сопровождении флейт
Псалом Давида
2 Услышь, ГОСПОДИ, слова мои,
стенаниям моим внемли!
3 К воплю моему прислушайся,
Царь мой и Бог мой,
ибо к Тебе возносится молитва моя!
4 Уже на заре Ты слышишь, ГОСПОДИ, голос мой,
на заре уже готовлю я жертву1 Тебе
и к Тебе в ожидании ответа взор устремляю.
5 Ибо Ты — не такой Бог, которому греховность приятна.
Делающий злое не сможет быть гостем Твоим,
6 надменные и хвастливые не устоят пред очами Твоими:
всех, вред ближним творящих, Ты ненавидишь
7 и говорящих ложь предаешь погибели.
Жаждущие крови и живущие обманом
отвратительны ГОСПОДУ.
8 А я, по милости Твоей великой, в Дом Твой смогу войти
и, благоговея пред Тобою, смогу поклониться Тебе,
лицом к святому Храму Твоему обратившись.
9 ГОСПОДИ, в праведности Своей
проведи меня среди врагов подстерегающих
и путь, которым ведешь, уровняй.
10 Ибо нет правды в том, что они произносят устами:
внутри они — сама порча,
рот их — зияющая могила;
льстят они языком своим.
11 Пусть поплатятся они за это, Боже,
от злых умыслов своих пусть сами же погибнут.
Отвергни их за множество дел их вероломных,
ибо они против Тебя восстали.
12 А все, кто прибежище в Тебе находит, пусть поют от радости
и ликуют вовеки.
Ты покровительствуешь им,
поэтому радуются всему, что Ты совершил,2
любящие имя Твое.
13 Ибо Ты, ГОСПОДИ, благословляешь праведника,
Своим благоволением, как щитом, ограждаешь его.

Толковая Библия Лопухина

Надписание в славянской Библии («о наследствующем») указывает на содержание псалма: в нем говорится об участи, уделе, наследии праведников и нечестивых. С евр. языка — «начальнику хора; на духовых инструментах» — надписание говорит о способе музыкального исполнения псалма.

Псалом написан во время подготовлявшегося восстания Авессалома до бегства Давида из Иерусалима. Это видно из описания Давидом тех волнений, которые тогда происходили среди евреев: его враги собирались совершить «беззаконие» (Пс 5:6), возбуждали против Давида народ распространением «лжи» и «льстивыми» обещаниями (Пс 5:10), причем готовился переворот насильственный, с пролитием крови (Пс 5:7). Давид же ходил в храм и молился пред Господом (Пс 5:8), как о наказании беззаконников, так и об «исправлении своего пути» пред Господом (Пс 5:9). Все содержание, таким образом, указывает на начало восстания Авессалома, когда Давид не был удален от храма, видел связь между начинавшимися волнениями и своим преступлением, видел и те средства, какие употреблялись Авессаломом для подготовки восстания.

Давид молит Бога принять его молитву при тяжких постигших его бедствиях (2−5), а нечестивых и кровожадных его врагов наказать (6−7). Он просит Бога о постоянном руководстве «в правде», а нечестивых осудить за греховный характер их действий (8−11). Спасение несправедливо гонимого Давида наполнит радостью всех других праведников (12−13). «Ради врагов моих», чтобы гибелью Давида не дать восторжествовать его врагам и считать себя правыми во всех их дурных действиях (Пс 5:9). «Уровняй... путь» — дай мирную и безопасную жизнь.

Пс 5:2. Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.

Пс 5:3. Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.

«Услышь... слова» — выслушай, прими мою молитву: «уразумей помышления мои» — внимательно выслушай, прими мои думы, мою умственную молитву.

Давид видел успех подготовлявшегося злодеяния и степень своей опасности, почему и его молитва к Богу отличается характером не простого прошения, но болезненного вопля («внемли гласу вопля моего»).

Пс 5:4. Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,

«Рано услышь», «рано предстану пред Тобою». Выражение «заутра услыши» (слав.) поэтому означает — окажи скорее помощь. — «Предстану пред Тобою», т. е. явлюсь пред Тобою, в храме, как месте непосредственного присутствия Бога.

Пс 5:5. ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;

«Не водворится злой» — не будешь покровительствовать и сберегать злых, дурных. Выражение взято из обычая восточного гостеприимства, когда пришедший в палатку (во «двор») пользовался защитой хозяина.

Пс 5:6. нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.

«Не пребудут пред очами» — не будешь наблюдать, оберегать их.

Пс 5:7. Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.

«Кровожадного и коварного гнушается Господь». Под этим кровожадным нужно разуметь Авессалома, который, готовясь совершить государственный переворот, не пренебрегал и готов был прибегнуть к насильственным мерам и к убийству своих противников. Авессалом лестью вкрадывался в доверие народа и старался расположить его к себе обещаниями сердечного, справедливого и любовного отношения к нему после получения себе царского престола, почему и назван Давидом «коварным».

Пс 5:8. А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.

Под «домом, храмом» нужно разуметь скинию (см. Исх 23:19; 1Цар 1:9; 2Цар 12:20).

Пс 5:9. Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.

Молитва Давида о наставлении «от Бога правде» указывает на сознание им какой-то своей вины пред Богом; такою же виною было его преступление с Вирсавией. В восстании Авессалома он находил, таким образом, связь со своим преступлением, почему и не принимает для подавления начинавшегося волнения никаких средств, кроме покаяния и молитвы пред Богом, от Которого одного он ждал себе милости.

Пс 5:10. Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят.

«Нет в устах их истины» — враги распространяли о Давиде ложные сведения в народе (см. 2Цар 15:2−6); «сердце их — пагуба» — они стремятся не к истинному благу народа, но к мелочным и честолюбивым целям, к завладению престолом и к почету (2Цар 15:10); «гортань их — открытый гроб», распространением лжи они развращают народ и губят его, так как призывают народ к действиям беззаконным и противным Богу, Который не даст восторжествовать неправде.

Пс 5:11. Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.

«Осуди их, Боже, да падут они от замыслов» — осуди их, Господи, чтобы они отпали от своих мыслей, чтобы не могли совершить задуманное ими.

Пс 5:12. И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.

Пс 5:13. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

Гибель врагов молитвенно испрашивается Давидом не только для наказания беззаконников, но и для укрепления веры в праведниках, когда последние, видя гибель всех предприятий врагов, будут хвалить Бога, как единственного защитника и покровителя.

Этот псалом входит в состав 1 часа (часть утрени), которым был на востоке час восхода солнца. После благодарения Господа за минувшую ночь (см. 4 ст. ) словами этого псалма церковь молится за верующих пред Богом в самом начале дня о сохранении их от опасности, врагов и в духовной чистоте.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Друг. возм. пер.: слагаю молитву; или: обращаюсь с прошением моим.
12  [2] — Букв.: радуются в Тебе.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.