Стих1 Давида
что Давид пришел в дом Ахимелеха)2
По неизменной любви Божьей я защищен всегда!
он у тебя острее бритвы, душа коварная!
правдивой речи — ложь.
языку твоему лживому милы.
сгребет и выбросит тебя из шатра твоего,
с корнем вырвет из мира живых.3
но затем и посмеются над злодеем, говоря:
на большое богатство свое надеялся
и сильным хотел стать, зло причиняя другим!»
навсегда возложил надежды свои на любовь Его неизменную.
и, уповая на имя Твое, благ полное,
прославлять Тебя буду среди верных Твоих.
Повод написания псалма указан во Пс 51:2 ст. Это — донос Доика на первосвященника Ахимелеха за оказанное последним Давиду гостеприимство.
Что ты хвалишься своим доносом, заключающим коварство и несущим зло (3−6)? За это Господь покарает тебя, исторгнет от земли живых и на твоем примере наглядно покажет гибельность упования только на свою крепость, а не на Бога (7−9). Я же, за свою веру в Бога, буду как зеленеющая маслина, за что и прославлю Его (10−11).
Пс 51:2. после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
Пс 51:3. Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
Донос Доика Саулу Давид называет злодейством потому, что он имел целью завинить Ахимелеха в оказании Давиду помощи, как врагу своего царя, т. е. в сочувствии мятежнику и соучастии с последним. В этом случае он намеренно ложно истолковал поступок Ахимелеха, который не знал истории настоящего бегства Давида и если оказал ему участие, то руководился священным обычаем гостеприимства, а не злодейским умыслом против своего царя; донос Доика, как губивший невинного, был злодейством. — «Милость Божия всегда со мною». Давид верит, что Господь не оставит его своей защитой и донос Доика, рассчитанный на то, чтобы повредить Давиду, будет безрезультатен.
Пс 51:7. за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
«За то Бог сокрушит тебя вконец» — выражение неопределенное, указывающее или на полную гибель его на земле, на потерю им своего внешнего благополучия и гибель его потомства («корень... из земли живых»), или на вечную гибель и осуждение Богом, когда Доик лишен будет близости к Богу, вечной пред Ним жизни («земля живых», т. е. праведников), а низойдет в землю забвения, в шеоле.
Пс 51:10. А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
«Я, как зеленеющая маслина, в доме Божием». Нечестивый погибнет, положение же Давида будет прочным и хорошим, как дерево, зеленеющее при обилии влаги. Эту силу для своего процветания Давид находит «в доме Божием», т. е. от Бога, обитающего в скинии.