Псалтирь 57 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
На мелодию «Не погуби»
Молитва1 Давида
2 О вы, сильные2 мира сего, о правде ли печетесь?
Людей справедливо ли судите?3
3 О нет! В сердце вы зло вынашиваете,
а руками своими путь насилию пролагаете на земле.
4 Нечестивые, сойдя с колен матери, сбиваются с пути,
с самого рождения4 своевольны и лживы.
5 Яд у них — яд змеиный,
как у кобры глухой, что уши свои закрыла
6 и не слышит голоса заклинателя,
как бы искусны ни были заклинания его.
7 Боже, сокруши зубы их в самой пасти!
Вырви, ГОСПОДИ, клыки львиные!
8 Да исчезнут они, как вода протекающая;
когда натянут они луки свои,
пусть стрелы их5 будут без наконечников.
9 Пусть пропадут нечестивые, как след от слизняка уползающего,
как выкидыш, солнца не увидевший.
10 Прежде, чем их котлы жар ощутят терновника горящего
пусть живыми они сметены будут, словно бурей яростной.6
11 Увидев возмездие свершившимся, порадуется праведник.
Он вброд пойдет через поток крови нечестивых.7
12 И тогда люди скажут:
«Несомненно, есть награда для праведника,
есть Бог — Он суд и правду вершит на земле!»

Толковая Библия Лопухина

Псалом написан Давидом во время начинавшегося подготавливаться восстания Авессалома, когда он мог наблюдать в Иерусалиме как степень озлобления против него его врагов (Пс 57:4−5 ст.), так и начавшееся нестроение в жизни: они (враги) злоупотребляли своей властью.

Вы, судьи, поступаете несправедливо, так как всегда совершаете злодеяния (2−3). Эти судьи — нечестивцы, с самого рождения они любят зло и неспособны к перерождению, как аспид не поддается заклинаниям (4−6). Сокруши, Господи, их силу, сделай их безвредными и развей (7−10). Тогда праведник будет радоваться от сознания, что есть Бог, судящий на земле! (11−12)

Пс 57:2. Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие?

Известно, что Авессалом старался расположить к себе евреев указанием на те несправедливости, которые будто бы допускаются Давидом за его неспособностью к управлению народом и за нелюбовью к последнему. Так как вкрадчивые речи Авессалома возымели свое действие, то популярность его и его сторонников росла, влияние же Давида сокращалось. Власть, таким образом, фактически и постепенно переходила на сторону непризнанных и незаконных правителей. Как последние вели дела, выясняется далее.

Пс 57:3. Беззаконие составляете в сердце, кладете на весы злодеяния рук ваших на земле.

«Составлять беззаконие в сердце» — любить и питать зло, быть внутренне расположенным к дурному. «Класть на весы злодеяния» — наклонять чашку весов справедливости, перевешивать злым делом. Злое же дело в судебных решениях зависит от руководства при разборе тяжбы не существом поступка, а посторонними соображениями, каким являлось, напр., взяточничество. Подкуп, как бесчестное дело и злодеяние, и склоняло весы судьи.

Пс 57:5. Яд у них — как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои

Пс 57:6. и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях.

Испорченность этих новых судей настолько велика, что они недоступны к восприятию хорошего и честного. Они похожи на змей, вроде аспида, который не поддается влиянию самых лучших заклинателей Востока, умевших путем нашептываний и насвистываний так очаровывать самых даже ядовитых из них, что они делались бессильными жалить.

Пс 57:7. Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов!

«Сокрушить зубы», «разбить... челюсти» — отнять то, чем особенно сильны хищные животные, т. е. отнять силу у нечестивых наносить вред.

Пс 57:9. Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины.

«Да исчезнут, как распускающаяся улитка», которая по той мере, как выходит из своей раковины, становится беззащитной не только от зверей или птиц, а даже и от насекомых. — «Да не видят солнца, как выкидыш» — пусть их влияние не упрочится, не имеет успеха и преобладания, как безвреден мертворожденный.

Пс 57:10. Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий терн, и свежее и обгоревшее да разнесет вихрь.

Губительное действие нечестивых сравнивается с котлом, в котором обыкновенно варится пища. Для согревания котла нужен материал, каким особенно является сухой терновник, сухой хворост. Этим терном сухим или обгоревшим являются злые стремления нечестивцев. По той мере, как эти стремления находят себе применение и фактическое выражение в действиях, постольку нагревается котел, увеличивается количество причиняемых ими бедствий, Давид молит Господа, чтобы Он не дал нечестивым силы и возможности причинять вред, развеял бы их.

Пс 57:11. Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого.

«Омоет стопы свои в крови нечестивого» — образ взят из военных действий, когда земля обагряется кровью побежденных и преследуемых врагов, по которой (земле) гонятся за ними их победители. Смысл выражения — пусть нечестивые погибнут, а праведные останутся победителями.

Пс 57:12. И скажет человек: «подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!»

Гибель нечестивого укрепит в людях сознание, что «есть Бог, судящий на земле!», что побудит их держаться правды и бороться с нечестием, ожидая защиты и подкрепления от Бога, бодрствующего над землею.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. к 15:1.
2  [2] — Друг. чтение: боги.
2  [3] — Друг. возм. пер.: справедливо ли судите, сыны человеческие.
4  [4] — Букв.: от чрева матери.
8  [5] — Букв.: его.
10  [6] — Перевод этого стиха предположителен.
11  [7] — Букв.: свои стопы омоет он в крови нечестивого.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.