Псалтирь 7 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Плачевная песнь Давида,
которую воспел он ГОСПОДУ из-за Куша-вениаминитянина
2 ГОСПОДИ, Боже мой! В Тебе одном — мое прибежище.
Избавь меня от всех гонителей моих, спаси,
3 чтоб враг, как лев, не бросился бы на меня,
не разорвал, когда спасти уж невозможно.
4 ГОСПОДИ, Боже мой! Если я сделал то, что мне приписывают,
несправедливостью какою запятнал себя,
5 зло коль я творил тому, кто в мире был со мною,
или грабил я того, кто беспричинно стал моим врагом,
6 пусть недруг мой преследует, настигнет пусть меня,
пусть в землю втопчет жизнь мою
и честь мою во прах повергнет.
7 Во гневе праведном Своем, ГОСПОДИ, яви Себя,
против неистовства гонителей моих восстань!
Воспрянь ради меня — Ты заповедал правый суд!
8 Собравшись, пусть народы станут вкруг Тебя,
и Ты воссядь над ними в вышине1 небес.
9 (ГОСПОДЬ народы судит.)
И участь мою, ГОСПОДИ, реши
по правоте и чистоте моей.
10 Конец положи злу людей нечестивых,
поддержи праведника,
испытующий сердце и ум,2 праведный Бог!
11 Мой щит держит Бог,
спасает Он сердцем правдивых.
12 Бог — Судия праведный,
зло всякий день осуждает Он гневно,
13 и против того, кто не кается, Свой меч острит Он,3
лук Его согнут, туго натянут,
14 Свои Он приготовил орудия смерти,
огонь несут стрелы Его.
15 И знай: кто зачинает зло,
тот несчастье в себе вынашивает и обман рождает.
16 Роет он яму, углубляет ее,
но сам же в нее попадает.
17 Зло его на голову ему возвращается,
насилие его падает на темя ему.
18 А я прославлю ГОСПОДА: Он праведен,
песнь воспою имени ГОСПОДА Всевышнего.4

Толковая Библия Лопухина

Значение евр. надписания «шигтайон» точно неизвестно. Предполагают, что этим термином обозначается песнь, составленная при особенно тяжелых обстоятельствах жизни писателя и выражающая смятенное состояние его духа, а потому не отличающаяся строгой последовательностью изложения мыслей. Составлен псалом по делу «Хуса из племени Вениаминова». — «Хус» или Куш означает эфиоплянина, жителя среднего Египта. Кого под ним разуметь, точно нельзя установить. Можно согласиться с предположением, что под этим именем должно разуметь Саула, так же мрачно, враждебно настроенного к Давиду, как темна кожа эфиоплянина. Происхождение псалма из времени гонений Саула подтверждается указанием псалма на тяжелое положение Давида, несправедливо преследуемого врагами и ни в чем невиновного пред Богом (Пс 7:5, 9) Исповедание же Давидом своей невиновности пред Богом и полной незаслуженности гонений есть особенность всех его псалмов из этого периода.

Давид молит Бога о защите ввиду полной своей беспомощности пред врагами и своей невинности как пред последними, так и пред самим Богом (2−6). Пусть Господь пред всеми народами произнесет свой суд, чтобы обнаружилась правда Давида (8−10). Так как Бог — судия праведный, Давид уверен, что Он накажет его врагов, копавших для него ров (11−18).

Пс 7:2. Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня;

Пс 7:3. да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего [и спасающего].

«На Тебя я уповаю». Давид, преследуемый Саулом, не мог оказать никакого сопротивления, так как на его стороне была ничтожная горсть людей, а Саул шел на него с испытанной в боях и большой армией, поэтому единственной его защитой мог быть только Бог, а не человеческая помощь или искусство. — «Да не исторгнет он, подобно льву, души моей». Сравнение со львом указывает на степень жестокости врагов Давида, стремившихся лишить его жизни («души»).

Пс 7:4. Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих,

Пс 7:5. если я платил злом тому, кто был со мною в мире, — я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом, -

Пс 7:6. то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах.

«Если есть неправда в руках моих». Давид отрицает за собой совершение какого-либо дурного поступка против Бога или людей, почему настоящие его преследования им совершенно не заслужены. Давид никогда не был вероломным, не обманывал своих друзей («если я платил злом тому, кто был со мною в мире»), и даже «спасал... того, кто без причины стал моим врагом», т. е. Саула, по отношению к которому Давид не только не делал ничего дурного, но и спасал его от позора поражения, напр., своим единоборством с Голиафом, и не лишал его жизни, когда во время преследований Саулом Давида последнему представлялись к тому многочисленные случаи, (см. 1 Цар.26). Преследования Давида Саулом являлись плодом болезненной подозрительности последнего к ложно приписываемым Давиду властолюбивым замыслам, почему в псалмах из эпохи этих гонений Давид всегда исповедует как свою полную невинность пред Богом и людьми, так и совершенную незаслуженность преследований. 6 ст. представляет форму заклятия, произносимого лицом о себе самом. Такое самозаклятие было очень распространено в древности (см. Иов 31) и оно имело характер добровольного обязательства, налагаемого на себя человеком пред лицом Бога, Верховным и Всемогущим его Судиею. Такое обязательство, как добровольное, свидетельствовало о глубокой и искренней заботливости человека о своей нравственной чистоте.

Все обращение Давида к Богу тогда имеет такой смысл. Пусть враг погубит меня, если я в чем-либо неправ пред людьми и Богом. Для расследования дела Давида с его врагами нужен суд, и об этом суде Давид и молит далее.

Пс 7:7. Восстань, Господи, во гневе Твоем; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, -

Пс 7:8. сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту.

Пс 7:9. Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне.

Пс 7:10. Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!

«Подвигнись против неистовства врагов» — точная характеристика отношений к Давиду Саула и его сподвижников. Ненависть Саула не имела за собой никакого оправдания и повода, она была слепою и в слепоте грозной и неразборчивой на средства. — «Пробудись... на суд». Бог как бы оставил Давида, не обращает на него внимания, как бы заснул, предоставил его врагам несправедливо его преследовать, а между тем им же заповедан «суд», т. е. строго справедливая оценка действий каждого, которой (справедливостью) должен руководиться всякий в своих делах и суждениях.

В преобладании нечестивых Давид видит попрание закона Божия, о восстановлении которого он и молит Бога. Если Господь восстанет на защиту попранной в лице Давида справедливости, то «сонм людей станет вокруг Тебя», все народы и, в частности, евреи («сонм» — собрание) будут благоговеть, преклоняться пред Ним, как единым Судиею. Защита невинно гонимого вознесет пред народом Бога «на высоту», вселит и утвердит веру народа, что в Нем одном правда и защита. Господь есть судья не только отдельного человека, но и всех народов. История завоеваний евреями Палестины и борьба с языческими народами ясно показывала, что Господь властно распоряжается всем миром и Его суду, приговору никто не может противостоять. Исповедуя пред Ним «свою правду и непорочность», Давид молит «прекратить злобу нечестивых», т. е. гонения своих врагов.

Пс 7:11. Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.

Пс 7:12. Бог — судия праведный, [крепкий и долготерпеливый,] и Бог, всякий день строго взыскивающий,

Так как Бог — судия праведный и долготерпеливый, не сразу карающий врагов, то Давид вверяется Ему и видит в Нем свой «щит», опору и защиту.

Пс 7:13. если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его,

Пс 7:14. приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.

Пс 7:15. Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь;

Пс 7:16. рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:

Пс 7:17. злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя.

Пс 7:18. Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.

Враги Давида, в своих несправедливых преследованиях на него, являются врагами Господа; Бог же не потерпит торжества неправды, а потому нечестивые непременно будут наказаны и погибнут, как гибнут от «сосудов смерти», носителей смерти, т. е. стрел, причиняющих раненому «палящие», воспаленные, гнойные и смертельные раны. Чем глубже ненависть по отношению («зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь» — образ силы неприязни) к Давиду, тем страшнее будет нечестивцу кара от Бога. Злоба и злодейства обратятся на «его голову», на него самого и сделаются причиной его гибели. Эта вера Давида в непреложность гибели его врагов нечестивцев вызывает в нем необыкновенный подъем духа и служит источником составления в честь Бога, как защитника правды, хвалебного гимна («пою имени Господа»).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
8  [1] — Букв.: в высь над ними (над собравшимися) возвратись.
10  [2] — Букв.: сердце и почки. По представлению семитов, почки были средоточием чувств, эмоций человека, а сердце — вместилищем разума.
13  [3] — Перевод предположителен; возможно прочтение, при котором «он» не относится к Богу.
18  [4] — Евр. Яхве Эльон.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.