Псалтирь 72 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Псалом Асафа
Как добр Бог к Израилю,
к тем, кто сердцем чист!
2 А я чуть не поскользнулся,
чуть было не упал,
3 ибо позавидовал надменным,
когда увидел благополучие этих нечестивцев.
4 Нет у них никаких страданий,
они здоровы, и тучны тела их.1
5 От изнурительного труда человеческого избавлены они,
в отличие от простых людей
не ведают они превратностей судьбы.
6 Потому носят они на себе гордыню свою, как ожерелье,
и насилие — как одежду.
7 Глаза их заплыли жиром,
вздорные мечтанья переполняют сердца их.
8 Они глумятся и угрожают насилием,
высокомерны речи их.
9 Устами они уже и на само небо притязают,
языком своим важно расхаживают по земле.
10 За ними тянутся и люди их
и тоже опиваются беззаконием, как водой из полной чаши.2
11 Говорят они: «Как узнает об этом Бог?
Что ведомо Всевышнему?»
12 Таковы эти нечестивые:
в самоуверенности своей предались они накопительству.
13 Я уверился было,
что напрасно сердце свое сохранял в чистоте,
в невинности своей омывал руки,
14 каждый день3 подвергался мукам
и каждое утро — наказанию.
15 Но если бы я сказал: «Стану говорить, как они»,
изменил бы я Твоему народу.
16 И думал я, как понять всё это, —
смысл трудно мне было увидеть,
17 пока не вошел во Святилище Божие
и не понял, какой конец ожидает их:
18 воистину, на скользком месте Ты их ставишь
и на разор обрекаешь.
19 Увидел я, как уничтожены они были в миг единый,
как пришли к концу своему и в ужасе погибли!
20 Как после пробуждения забывается сновидение,
так, Господи, да исчезнет даже образ их,
когда Ты пробудишься!4
21 Когда сердце мое было в отчаянии,
когда горело нутро мое,
22 потерял я рассудок, не мог понять ничего —
как скот пред Тобою я был.
23 Но я всегда хочу быть с Тобой.
Ты держишь меня за руку,
24 советами Твоими путь указываешь мне
и потом, я знаю, примешь меня в славу Свою.
25 Кроме Тебя, кто у меня на небе?
А если Ты со мной, ничего другого на земле не хочу.
26 Пусть ослабеет тело и сердце мое,
твердынею сердца останется Бог во мне,
Он — всё для меня навеки.
27 Те, кто ушел от Тебя, погибнут,
отступников Ты истребляешь.
28 Для меня же одно есть благо — близость, Боже, к Тебе;
на Тебя, ГОСПОДИ, своего Владыку, возложил я свое упование,
чтоб о всех делах Твоих возвещать.

Толковая Библия Лопухина

Псалом принадлежит Асафу, современнику Давида. В обстоятельствах жизни этого царя, особенно в истории Авессалома, его быстрого возвышения и падения писатель мог находить материал как для основной мысли содержания псалма, так и для некоторых частных его положений (Пс 72:3, 4, 6, 19).

Господь благ к чистым сердцем. Я сомневался было в этой истине при виде благоденствия нечестивых, вследствие которого они делаются высокомерными, дерзкими (1−9). Вслед за ними идет и народ, который доходит до отрицания Промысла Бога на земле (10−13). Я тоже испытывал колебание — для чего я забочусь о своей чистоте? Но меня от проповеди этих колебаний удержало сознание ответственности пред людьми (14−15). Когда же я стал вдумываться и вошел во святилище, то узнал, как быстро падение таких нечестивцев (16−20). Мои колебания были выражением моего невежества, теперь же я знаю, что только в Боге и приближении к Нему истинная жизнь и награда, а удаляющиеся от Него — погибнут (21−28).

Пс 72:1. Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!

Представляет введение ко всему содержанию псалма, заключая в себе и тот вывод, к которому автор пришел через свои сомнения и колебания.

Пс 72:6. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;

Гордость нечестивых и высокомерное отношение к другим людям являются результатом их внешнего преуспевания.

Пс 72:7. выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;

«Бродят помыслы в сердце» — они свободно отдаются своим влечениям, не заботясь о проверке их чистоты и согласованности с указаниями воли Божией.

Пс 72:9. поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.

«Поднимают к небесам уста свои» — высокомерно смотрят на Заповеди Бога, считая себя вправе оценивать и критиковать их, т. е. волю Бога проверяют своим суждением, возводя тем себя на место верховного законодателя.

Пс 72:10. Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,

Пс 72:11. и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»

Безнаказанность нечестивых и их внешнее преобладание вызывает подражания среди народа. Последний тоже начинает «пить... полною чашею», отдаваться неудержимо своим дурным влечениям, причем доходить до сомнения: «как узнает Бог?» и «есть ли ведение у Вышнего?» т. е., находится ли человек под Божественным воздействием и есть ли справедливость на земле?

Пс 72:13. [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,

Пс 72:14. и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?

Пс 72:15.  Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.

«Очищать сердце», «омывать в невинности руки», «подвергать себя ранам... и обличениям» — значит зорко следить не только за своими поступками, но и за чистотою своих помыслов. Такая заботливость о духовной опрятности требует постоянного и сильного ограничения своих греховных порывов, что причиняет боль. Факты же благоденствия нечестивых, живущих по своим влечениям и не заботившихся о своей нравственной чистоте, поставили пред писателем вопрос — есть ли смысл в его самоограничениях? Сомнения мучили его, но он счел себя не вправе оглашать эти сомнения и вселять их в других; если у самого нет твердости в убеждениях, то прямая обязанность того не вселять колебаний в других. Поступок последнего рода делает его «виновным пред родом сынов Твоих», т. е. пред евреями, которых Господь любит и о которых заботится, как отец о детях. Прививать им сомнения свои значило бы отвращать детей от Отца, лишать их Его благотворного и любвеобильного попечения, лишать других блага, на которое сам не имеешь права.

Пс 72:16. И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,

Пс 72:17. доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.

Колебания автора разрешились «во святилище». Вероятно здесь разумеется молитва, с которой он пред жертвенником обратился к Господу и когда получил от Него в откровении разрешение своих сомнений.

Пс 72:18. Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.

Пс 72:19. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!

Пс 72:20. Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.

Писатель в своих наблюдениях над действительностью был односторонен; он судил лишь на основании фактов благоденствия нечестивых, а не обращал внимания на то, как быстро и неожиданно они гибнут, как часто обманываются их мечты о счастье.

Пс 72:25. Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.

«Кто мне на небе?» Что мне может дать небо, если я не буду там с Богом? — «И с тобою ничего не хочу на земле» — кроме Тебя ничего иного не хочу на земле. Смысл всего выражения — кроме Бога писатель не желает иметь никаких других привязанностей, так как кроме Него ничто не может дать ему удовлетворения.

Пс 72:26. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.

Пс 72:27. Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.

Пс 72:28. А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой].

Так как вне Бога живущие гибнут, то истинное благо — приближаться к Нему. Тогда человек получает «часть... вовек» (26), т. е. вечную, неотъемлемую награду, которая остается и после его смерти, или — вечную жизнь.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Данный перевод представляет иное членение одного из слов масоретского текста; масоретский текст: ибо нет (у них) страданий в их смерти, тучны тела их.
10  [2] — Друг. возм. пер.: потому обращается сюда народ его и глотает воду обильно.
14  [3] — Букв.: весь день.
20  [4] — Псалмопевец сравнивает Божье терпение к людям нечестивым со сном, а время суда над ними — с Его пробуждением ото сна.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.