Как добр Бог к Израилю,
к тем, кто сердцем чист!
чуть было не упал,
когда увидел благополучие этих нечестивцев.
они здоровы, и тучны тела их.1
в отличие от простых людей
не ведают они превратностей судьбы.
и насилие — как одежду.
вздорные мечтанья переполняют сердца их.
высокомерны речи их.
языком своим важно расхаживают по земле.
и тоже опиваются беззаконием, как водой из полной чаши.2
Что ведомо Всевышнему?»
в самоуверенности своей предались они накопительству.
что напрасно сердце свое сохранял в чистоте,
в невинности своей омывал руки,
и каждое утро — наказанию.
изменил бы я Твоему народу.
смысл трудно мне было увидеть,
и не понял, какой конец ожидает их:
и на разор обрекаешь.
как пришли к концу своему и в ужасе погибли!
так, Господи, да исчезнет даже образ их,
когда Ты пробудишься!4
когда горело нутро мое,
как скот пред Тобою я был.
Ты держишь меня за руку,
и потом, я знаю, примешь меня в славу Свою.
А если Ты со мной, ничего другого на земле не хочу.
твердынею сердца останется Бог во мне,
Он — всё для меня навеки.
отступников Ты истребляешь.
на Тебя, ГОСПОДИ, своего Владыку, возложил я свое упование,
чтоб о всех делах Твоих возвещать.
Псалом принадлежит Асафу, современнику Давида. В обстоятельствах жизни этого царя, особенно в истории Авессалома, его быстрого возвышения и падения писатель мог находить материал как для основной мысли содержания псалма, так и для некоторых частных его положений (Пс 72:3, 4, 6, 19).
Господь благ к чистым сердцем. Я сомневался было в этой истине при виде благоденствия нечестивых, вследствие которого они делаются высокомерными, дерзкими (1−9). Вслед за ними идет и народ, который доходит до отрицания Промысла Бога на земле (10−13). Я тоже испытывал колебание — для чего я забочусь о своей чистоте? Но меня от проповеди этих колебаний удержало сознание ответственности пред людьми (14−15). Когда же я стал вдумываться и вошел во святилище, то узнал, как быстро падение таких нечестивцев (16−20). Мои колебания были выражением моего невежества, теперь же я знаю, что только в Боге и приближении к Нему истинная жизнь и награда, а удаляющиеся от Него — погибнут (21−28).
Пс 72:1. Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
Представляет введение ко всему содержанию псалма, заключая в себе и тот вывод, к которому автор пришел через свои сомнения и колебания.
Пс 72:6. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
Гордость нечестивых и высокомерное отношение к другим людям являются результатом их внешнего преуспевания.
Пс 72:7. выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
«Бродят помыслы в сердце» — они свободно отдаются своим влечениям, не заботясь о проверке их чистоты и согласованности с указаниями воли Божией.
Пс 72:9. поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
«Поднимают к небесам уста свои» — высокомерно смотрят на Заповеди Бога, считая себя вправе оценивать и критиковать их, т. е. волю Бога проверяют своим суждением, возводя тем себя на место верховного законодателя.
Пс 72:10. Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
Пс 72:11. и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»
Безнаказанность нечестивых и их внешнее преобладание вызывает подражания среди народа. Последний тоже начинает «пить... полною чашею», отдаваться неудержимо своим дурным влечениям, причем доходить до сомнения: «как узнает Бог?» и «есть ли ведение у Вышнего?» т. е., находится ли человек под Божественным воздействием и есть ли справедливость на земле?
Пс 72:13. [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,
Пс 72:14. и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
Пс 72:15. Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
«Очищать сердце», «омывать в невинности руки», «подвергать себя ранам... и обличениям» — значит зорко следить не только за своими поступками, но и за чистотою своих помыслов. Такая заботливость о духовной опрятности требует постоянного и сильного ограничения своих греховных порывов, что причиняет боль. Факты же благоденствия нечестивых, живущих по своим влечениям и не заботившихся о своей нравственной чистоте, поставили пред писателем вопрос — есть ли смысл в его самоограничениях? Сомнения мучили его, но он счел себя не вправе оглашать эти сомнения и вселять их в других; если у самого нет твердости в убеждениях, то прямая обязанность того не вселять колебаний в других. Поступок последнего рода делает его «виновным пред родом сынов Твоих», т. е. пред евреями, которых Господь любит и о которых заботится, как отец о детях. Прививать им сомнения свои значило бы отвращать детей от Отца, лишать их Его благотворного и любвеобильного попечения, лишать других блага, на которое сам не имеешь права.
Пс 72:16. И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
Пс 72:17. доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.
Колебания автора разрешились «во святилище». Вероятно здесь разумеется молитва, с которой он пред жертвенником обратился к Господу и когда получил от Него в откровении разрешение своих сомнений.
Пс 72:18. Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
Пс 72:19. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
Пс 72:20. Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
Писатель в своих наблюдениях над действительностью был односторонен; он судил лишь на основании фактов благоденствия нечестивых, а не обращал внимания на то, как быстро и неожиданно они гибнут, как часто обманываются их мечты о счастье.
Пс 72:25. Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
«Кто мне на небе?» Что мне может дать небо, если я не буду там с Богом? — «И с тобою ничего не хочу на земле» — кроме Тебя ничего иного не хочу на земле. Смысл всего выражения — кроме Бога писатель не желает иметь никаких других привязанностей, так как кроме Него ничто не может дать ему удовлетворения.
Пс 72:26. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
Пс 72:27. Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
Пс 72:28. А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой].
Так как вне Бога живущие гибнут, то истинное благо — приближаться к Нему. Тогда человек получает «часть... вовек» (26), т. е. вечную, неотъемлемую награду, которая остается и после его смерти, или — вечную жизнь.