Для исполнения в сопровождении струнных инструментов
Псалом Асафа
Песнь
велико имя Его в Израиле.
обитает Он на Сионе.
щит, меч и орудия войны.
Ты могущественней тех гор,
где хищники беспощадны к добыче.1
в смертный сон погрузились они;
теперь этим героям и собственных рук не поднять.2
колесницы остановились, кони оцепенели.3
Кто устоит пред Тобою, когда Ты во гневе?
земля страшится, умолкает она,
чтобы спасти всех угнетенных на земле.
когда Ты остатком этого гнева, как трофеем, опояшешься.4
Богу вашему,
и пусть все, кто Его окружает,
дары свои принесут Тому, пред Кем благоговеть должно.
трепещут перед Ним цари земли.
Этот псалом является прямым дополнением предыдущего. В первом налагалась угроза врагам Иерусалима, а здесь описывается исполнение этой угрозы, когда Господь сделался «ведом» всюду, имя Его стало великим (Пс 75:2), когда многочисленные враги погибли (Пс 75:6−7) и земля успокоилась (Пс 75:9) благодаря чудесной помощи Бога (Пс 75:10). Описания псалма совпадают с описанием гибели под Иерусалимом ассириян, изложенным в 4Цар 19. У LXX-ти и в Вульгате в надписании сделана прибавка «ко Ассирианину».
Велико имя Бога иудеев: Он сокрушил грозных врагов, которые от повеления Его погибли (2−7). Он страшен в возвышенном с небес повелении, когда восстал на защиту своего народа. Враги погибли и земля успокоилась (8−11). Да воздадут Ему поклонение все народы (12−13).
Пс 75:2. Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.
«Ведом в Иудее Бог», сделалось известным имя Того, который в Иудее управляет и покровительствует ей, т. е. имя Иеговы сделалось повсюду известным.
Пс 75:3. И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.
«Салим» — название древнее Иерусалима, где Господь постоянно пребывает во Святом Святых храма.
Пс 75:5. Ты славен, могущественнее гор хищнических.
«Могущественнее гор хищнических». Гора — образ несокрушимости. Горы хищнические — ассирияне, нападавшие на Иерусалим в надежде богатой добычи. Среди тогдашних народов Востока они были самыми грозными врагами, но Господь показал, что Он «могущественнее их».
Пс 75:6. Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.
«Крепкие сердцем» — мужественные и храбрые враги. — «Уснули сном своим» — непробудным, т. е. мертвым. — «Не нашли все мужи силы рук своих» — гибель их была неожиданной и непредотвратимой, у них не было средств бороться с нею, и их личная отвага и военное искусство оказались бесплодными в борьбе с повелением Господа. В эту ночь погибло 185 тыс. ассириян.
Пс 75:8. Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?
«Устоять пред лицем... гнева Божия» — бороться с Богом никто не в силах.
Пс 75:9. С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла,
«Земля убоялась и утихла», страшная кара, постигшая врагов, наполнила ужасом все сердце иудеев, и вместе с тем внесла успокоение в жизнь страны.
Пс 75:11. И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь.
«Гнев человеческий обратится во славу Тебе», гнев на Бога со стороны человека не только не может причинить Ему какой-либо вред, но служит к Его славе. В лице Рабсака враги издевались над Иеговою и угрожали евреям, но эта угроза закончилась поражением их самих и увеличением славы Иеговы. — «Остаток гнева Ты укротишь». Ты не дашь всецело излиться Твоему гневу на врагов, т. е., хотя гибель ассириян была и ужасной, но она не явилась полным выражением того гнева Иеговы, который они заслуживали, Бог был к ним милостив.
Понимают и так: Ты, Господи, сохранил остаток гнева, чтобы излить его на врагов, в случае новых нападений с их стороны, т. е. навсегда сохранить от них.
Пс 75:12. Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному:
«Все, которые вокруг Него» — разумеются языческие народы, живущие вокруг Палестины. Возрастающее военное могущество Ассирии и самостоятельность этих народов являлись постоянной угрозой, а потому гибель под стенами Иерусалима военной силы Ассирии должна внести успокоение в них и наполнить их чувством благоговейной благодарности пред Богом еврейским.