Псалтирь 86 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Псалом сыновей Корея
Песнь
Город, Господом основанный, на святых горах стоит.
2 Любит ГОСПОДЬ Иерусалим1
более всех обителей Иакова.
3 Прекрасное о тебе говорят,
град Божий, всюду.
4 Упомяну я Рахав2 и Вавилон для тех, кто меня знает;
посмотрите и на Филистию,3 и на Тир с Кушем —
у них говорят: «Такой-то человек там4 родился».
5 А о Сионе будет сказано:
«И тот, и этот муж Божий там, на святом холме, родились,
основал же Сион Сам Всевышний».
6 ГОСПОДЬ в переписи народов напишет:
« Человек этот в святом граде родился».5
7 Придя на Сион, и поющие, и в хороводе танцующие скажут:
«Все источники радости нашей в тебе».

Толковая Библия Лопухина

По надписанию в еврейской, греческой и латинской Библиях псалом принадлежит сынам Кореевым. В псалме говорится о той великой славе, которая выпадет на долю Иерусалима: он сделается предметом прославления среди всех народов настолько, что славой для человека будет значиться в списках родившихся в нем и Господь особенно укрепит и будет покровительствовать ему (Пс 86:3, 5−6). Эта вера в будущее величие Иерусалима покоится на фактах современной писателю действительности: он сейчас может указать Раав, Вавилон, Тигр и Эфиопию среди уже воздающих ему почести (Пс 86:4). Такая слава Иерусалима, опиравшаяся на покровительство ему Господа и сделавшая его известным, относится ко временам Езекии, когда после чудесного уничтожения под Иерусалимом войска Синнахерима, слава о нем распространилась среди языческих народов и вызвала знаки большого внимания к нему. Тогда были посольства из Вавилона, из Тира, а Египет находился в дружественных отношениях к Иуде (2Пар 32:23).

Господь любит Сион и славное будущее возвещается ему (2−3). Сейчас можно назвать несколько народов, знающих Иегову и настанет время, когда особенно почетным будет числиться среди рожденных в Иерусалиме, из которого будут исходить источники всех радостей (4−7).

Пс 86:2. Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова.

«Основание его на горах святых». Иерусалим расположен на вершинах гор Сион и Мориа. Последние называются святыми потому, что на них находился Кивот Завета, при Давиде — на Сионе во дворце, а при Соломоне перенесен в храм на горе Мориа. — «Врата Сиона» — весь Иерусалим, часть вместо целого (синекдоха). — «Более всех селений Иакова». Селения Иакова — другие города Иудеи, опустошенные ассириянами при Езекии, когда неразрушенным оставался один Иерусалим.

Пс 86:4. Упомяну знающим меня о Рааве и Вавилоне; вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею, - скажут: «такой-то родился там».

Речь ведется об Иерусалиме. Его ожидает блестящее будущее. Уже сейчас он может указать несколько народов, поклоняющихся ему. Так, напр., Раав. Это слово значит — гордость, упорство, и им обыкновенно назывался Египет, как страна, где водятся чудовища, вроде гиппопотама и крокодила, непобедимые и гордые, почему они и служили символами этой страны. Царь этой страны Тиргака находился тогда в союзе с Езекией и не мог не сочувствовать и не выражать своего внимания к подобному факту. Из Вавилона было посольство от царя. Правда, оно относится ко времени чудесного выздоровления Езекии, но так как последнее было в один год с гибелью Сеннахерима, то последний факт не мог не быть известен вавилонянам и, может быть, послужил даже и первоначальной причиной снаряжения посольства. В числе народов, которые будут благоговеть пред Иерусалимом, писатель указывает Тир, торговый город, на острове Средиземного моря, соседний евреям народ филистимлян, и Эфиопию, страну среднего Египта. Может быть, что и эти народы, которым угрожали ассирияне в случае гибели Иерусалима, были в числе приветствовавших Езекию. Все эти народы будут восхвалять того, о котором скажут, что он «родился там», т. е. в Иерусалиме. Родословные таблицы у евреев имели большое значение и ценность, как документальные свидетельства о знатности и древности рода. Но эти таблицы утратят свое значение: достоинство лица будет определяться не знатностью и древностью рода, а новым мерилом — местом рождения. Только рожденные в Иерусалиме велики и знатны.

Пс 86:5. О Сионе же будут говорить: «такой-то и такой-то муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его».

Пс 86:6. Господь в переписи народов напишет: «такой-то родился там».

Так как «Сам Всевышний укрепил его», т. е. Иерусалим, то это показывает, что Господь покровительствует ему и рожденный в Иерусалиме тем самым становится покровительствуемым Богом. Но для последнего, как Царя всего мира, конечно, важно не самое место рождения лица, не физическая связь его с Иерусалимом только по месту происхождения, а нравственная, духовная близость к Богу, почему данное выражение является предуказанием такого будущего состояния Иерусалима, когда он сделается местом религиозно-нравственного обновления и рождения людей, источником новой жизни в Боге и союза с Ним. А так как Бог Иегова есть единый и истинный Бог, то быть записанным в книге Его подданных, значит получить право на блага в Его царстве. Из факта возвышения Иерусалима во времена Езекии писатель доходит до пророчества о будущем обращении к истинному Богу всех язычников.

Пс 86:7. И поющие и играющие, — все источники мои в тебе.

Пение и игры, как выражение радостного настроения духа и довольства будут исходить из Иерусалима, так как он один явится центром новой жизни. То, что для писателя этого псалма было предметом отдаленной мечты, теперь нашло историческое осуществление со времен Мессии — Христа, когда из Иерусалима раздалось учение новой жизни, быстро распространившееся по всему миру и до сих пор распространяющееся. В этом учении и в подданстве царю Христу, — залог вечного блага, самый высокий и достойный предмет искания человеком истинного счастья. Значиться рожденным в Иерусалиме то же, что и обновиться для другой высшей жизни, а быть записанным в книге — сделаться наследником небесного царства и вечного блаженства.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: врата Сиона.
4  [2] — Т. е. Египет.
4  [3] — См. примеч. к 59:10.
4  [4] — Букв.: там, т. е. в других странах, а не на Сионе, о котором говорится ниже, в ст. 5.
6  [5] — Букв.: там (на Сионе) родился.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.