Псалтирь 88 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Стих1 Эфана-эзрахита
2 Любовь ГОСПОДА неизменную всегда воспевать буду,
из рода в род о верности Его возвещать.
3 Знаю,2 что любовь Твоя вечно пребудет
и, как небо само, непреходяща верность Твоя.3
4 Ведь сказано было Тобой:
«С избранником Своим заключил Я Союз, Завет ему дал,
Давиду, слуге Своему, поклялся:
5 „Упрочу Я царственный род твой — вечным он будет,
престол твой неколебимым сделаю для всех поколений“».
6 Да славят небеса дела Твои дивные, ГОСПОДИ,
и в собрании святых да воспевается верность Твоя.
7 Кого в небесах сравнить с ГОСПОДОМ можно?
Кто из небожителей4 ГОСПОДУ подобен?
8 В сонме святых пред Богом трепещут,
Он более всех окружающих Его
благоговейный трепет вызывает.
9 ГОСПОДИ, Бог Воинств,
кто подобен Тебе, всесильный ГОСПОДЬ?5
Везде, во всем видна верность Твоя, она вокруг Тебя.
10 Ты усмиряешь море бушующее,
вздымающиеся волны его успокаиваешь.
11 Ты сокрушил мощь Рахава,6 лежит он, как труп;
врагов Своих рассеял рукою сильной.
12 Твои — небеса, и земля — Твоя,
мир со всем, что наполняет его, Ты создал.
13 Сотворил Ты север и юг,
Фавор и Ермон имя Твое восторженно славят.
14 Сильна рука Твоя, Господи, крепка она,
высоко поднята сильная7 рука Твоя.
15 Праведность и справедливость — основание престола Твоего,
любовь и верность8 прежде всего в Тебе видны.9
16 Как блаженны участники празднеств священных!
Во свете, от Тебя исходящем, живут они, ГОСПОДИ.
17 Имя Твое радость у них всегда вызывает,
праведностью Твоей они возвышаются,
18 ибо Ты — слава и сила их,
и по милости Твоей мы победы одерживаем.10
19 Ты, ГОСПОДИ, избрал нам защитника,
и Ты, Святой Бог Израиля, дал нам царя.11
20 Сказал Ты давно верным слугам Своим в видении:
«Силой одарил12 Я воина храброго,
избранного из народа возвысил,
21 Нашел Я Давида, слугу Моего,
священным елеем Своим помазал его.
22 Рука Моя всегда готова его поддержать,
укреплять его будет сила Моя.
23 Ни один враг не одолеет его,
ни один беззаконник не подчинит его себе;
24 сокрушу пред ним недругов его,
сражу его ненавидящих.
25 Верность Моя и любовь неизменная с ним пребудут,
и благодаря имени Моему он будет силен и велик.
26 Дам ему власть над морем
и владычество над реками.
27 Он будет звать Меня:
„Отец мой, Бог мой, скала спасенья моего!“
28 Своим первенцем Я сделаю его,
выше всех царей земли поставлю.
29 Любовь Свою к нему сохраню на века,
обещанное ему в Моем с ним договоре — исполню.13
30 Род его сохраню навсегда
и престол его сделаю вечным, как небо.
31 Но если дети его закон Мой оставят
и не станут поступать по предписаниям Моим,
32 если установления Мои не будут для них святыней,
заповеди Мои перестанут они соблюдать,
33 то в ответ на их преступление Я жезл применю14
и на нечестие их — удары.
34 Но любви Своей не лишу Давида
и от верности Своей не отрекусь,
35 не поступлюсь союзом Своим,
сказанного Мною в Завете Моем не отменю.
36 Раз и навсегда поклялся Я святостью Своей —
и не нарушу слова Моего Давиду:
37 род его вовек пребудет,
и, как солнце предо Мной, вечен престол его,
38 как луна, свидетельница в небе,
прочно установлен он навеки».
39 Однако ныне Ты прогневался на помазанника Своего,
отверг и оттолкнул его.
40 Отказался Ты от Завета, расторг Союз со слугой Своим,
предал на попрание венец его,
41 разрушил все стены города его,
крепости его превратил в развалины.
42 Проходящие мимо грабят его,
стал он посмешищем у соседей своих.
43 Ты даровал победу недругам его,15
всем врагам его радость доставил.
44 Ты сделал так, что и острый меч его оказался не нужен —
не помог ему устоять в сражении.
45 Положил конец процветанию его,
престол его поверг на землю,
46 прежде времени он состарился,16
покрыл Ты его позором.
47 Доколе же, ГОСПОДИ? Неужели Ты навсегда сокрылся?
Доколе гнев Твой как огонь пылать будет?
48 Вспомни обо мне, как кратки дни мои!
Неужели лишь для одной суеты Ты создал сынов человеческих?
49 Может ли кто из живущих избежать встречи со смертью
или освободиться от власти могилы?17
50 Где ж прежняя неизменная любовь Твоя, Господи,
любовь, в которой Ты Своей верностью клялся Давиду?
51 Вспомни, Господи, о насмешках, которыми осыпали слуг Твоих
и которые я несу в сердце от многих народов.
52 Это враги Твои, ГОСПОДИ, над нами насмехаются;
каждый шаг помазанника Твоего они высмеивают.
* * *
53 Слава ГОСПОДУ вовеки! Аминь, да! Аминь!18

Толковая Библия Лопухина

В Вульгате, еврейской и греческой Библиях псалом приписывается Ефаму Езрахитянину. Ефам или Идифум был современник Давида и начальником над одним из его хоров (см. о нем подробнее в вводных сведениях). Временем жизни Ефама определяется и время написания псалма. В псалме изображается бедствие, постигшее одного из потомков Давида, это нападение на Иудею врагов и расхищения, произведенные ими в Иерусалиме (Пс 88:39−46). Таким событием нужно считать нападение на Иудею и Иерусалим Сусакима, фараона египетского бывшее в пятый год царствования Ровоама. Тогда он вошел в Иерусалим, ограбил сокровища храма и дворца, и только покаяние Ровоама пред Богом спасло его (3Цар 14:25−26; 2Пар 12:1−12). Ефам, выступивший на свое служение при Давиде, мог дожить до времени Ровоама, быть свидетелем этого события и по его поводу написать псалом.

Господи, я буду вечно восхвалять Тебя за милость, дарованную Давиду в обетовании, что Ты навек утвердишь его семя (2−5). Это обетование будут восхвалять на небе и ангелы за его непреложность, так как оно (обетование) непременно будет исполнено, потому что Ты, Господи, всемогущ: Тебе подчиняются моря. Ты низложил Раава, и вся земля в Твоей власти (6−15). Блажен тот народ, который верен Тебе, так как только Ты единственная и верная его защита (16−19). Некогда Ты дал обетование о Давиде, что сделаешь его грозным для врагов, расширишь его власть над народами и морями, сделаешь его первенцем между всеми царями. Если же сыновья его оставят Тебя, Ты накажешь их, но не лишишь Давида дарованного Тобою ему обетования (20−33). Но ныне Ты лишил помазанника Твоего своей милости: его расхищают враги, он унижен и сделался посмешищем у народов (39−46). Доколе, Господи, будет продолжаться Твой гнев? Вспомни о краткости жизни человека, снизойди милостью к поруганным людям и Твоему помазаннику (47−52).

Пс 88:2. Милости [Твои], Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими.

Под милостью и истиной, как видно из последующего содержания псалма, нужно разуметь великие обетования, данные Богом Давиду о вечном благоволении и милости к нему и его потомку, и верность, непреложность исполнения этих обетований.

Пс 88:3. Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал:

Истина «утверждена на небесах». Выражение образное: небо для человека, существа слабого и непостоянного, недоступно, а потому и все, основанное на нем, не может подвергаться никаким изменениям или колебаниям, т. е. эта истина, обетование будет исполнено.

Пс 88:4. «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:

Пс 88:5. навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой».

Изложенное здесь обетование то самое, которое было сообщено Давиду через пророка Нафана (2Цар 7:12−14).

Пс 88:6. И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых.

Пс 88:7. Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?

«Небеса», «собрание святых», «сыны Божии» означают ангелов, благоговеющих пред величием данного Давиду обетования.

Пс 88:11. Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих.

«Раав» — обозначение Египта (Пс 86:4). Упоминается о чудесном изведении из Египта, как проявлении всемогущества и благоволения Господа по отношению к евреям.

Пс 88:13. Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются.

«Фавор и Ермон о имени Твоем радуются». Эти горы, находящиеся в Палестине, служат символом всей этой гористой страны. Горы радуются, т. е. все обитатели Палестины полны благодарного чувства к Богу за Его благодеяния, обильно на них изливаемые за время обитания в этой стране.

Пс 88:16. Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,

Пс 88:17. о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся,

Если Господь так милостив к евреям и всемогущ, то тот народ, который слушает «трубного звука» — блажен. Труба употреблялась у евреев для собрания народа к молитве. Слушаться трубы — точно исполнять Божественные предписания о благоговейном отношении к Нему и исполнении Его заповедей. «Возноситься правдою» Божьею — пользоваться Его покровительством и защитой, а через то и славой у всех народов за праведное хождение пред Ним.

Пс 88:18. ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.

Пс 88:19. От Господа — щит наш, и от Святаго Израилева — царь наш.

«Благоволением Твоим возвышается рог наш», «от Господа — щит наш» — выражения синонимические. Могущество («рог») еврейского народа, его защита («щит») не в военной силе, не в отваге войск и опытности полководцев, но в благоволении к нему Господа. «Святый Израилев» — Господь.

Пс 88:20. Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа.

Под святым, т. е. человеком, здесь разумеется пророк Нафан, через которого Господь дал обетование Давиду. Это то же обетование, только в более пространном изложении, как и находящееся во 2Пар 7:12−16, приводится далее.

Пс 88:26. И положу на море руку его, и на реки — десницу его.

«Море» — Средиземное, находившееся на западе, «реки» — Тигр и Евфрат, на восток от Палестины. Две части света берутся здесь для обозначения всего мира, т. е. Давиду предсказывается распространение его владычества по всей Вселенной. Так как вечность завета Бога с Давидом касается «семени» от него, то последнему, т. е. семени принадлежит такая всесветная власть. Под этим семенем разумеется Мессия.

Пс 88:27. Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего.

Пс 88:28. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,

Отношения между Богом и человеком не были отношениями раба к своему господину, основанными на рабском и слепом послушании, но являлись полными любви, как отношения отца к детям. «Первенец», первый сын пользовался особенною любовью у родителей и особенными правами, соединенными с этим первородством. Таким первенцем среди царей языческих является Давид, которою Господь особенно любит и которого предпочитает пред всеми другими правителями народов.

Пс 88:37. Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною,

Пс 88:38. вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах».

Солнце и луна представлялись древним вечными и неизменными, так же вечно и неизменно обетование, данное Богом Давиду. — «Верный свидетель на небесах» — т. е. Бог Господь клянется Сам Собою, так как для Него нет другого более высшего предмета клятвы.

Пс 88:40. пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его;

«Поверг на землю венец» — сбросил корону с головы потомка Давида. Образ Ровоама, который должен был смириться пред фараоном Сусакимом.

Пс 88:45. отнял у него блеск и престол его поверг на землю;

Пс 88:46. сократил дни юности его и покрыл его стыдом.

«Отнял... блеск» — блеск самостоятельного, независимого царствования. — «Сократил дни юности» — уменьшил, уничтожил дни беспечальной и беспечной жизни. Мы указывали, что Ровоама спасло покаяние пред Богом, т. е. искреннее и строгое осуждение своего прежнего неосмотрительного, беззаботного и нечестивого поведения. Время беспечной юности сократилось.

Пс 88:48. Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?

Пс 88:49. Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?

При недостаточной ясности учения о загробном существовании, преимущественное внимание древнего еврея сосредоточивалось на благоустроении земной жизни. Бедствия и испытания, переживаемые человеком на земле, усиливают тяжесть его кратковременного существования, поэтому писатель молит Господа избавить от настоящих бедствий нашествия Сусакима, не сокрушать их жизни насланием страданий и преждевременной насильственной смерти: каждый из живущих и так не минует шеола.

Пс 88:51. Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов;

«Носить... поругание... от... народов в недре» — глубоко болеть за потерю престижа, значения своей родины, своего царства в глазах соседних языческих царств и народов. Эта скорбь писателя — скорбь истинного патриота, страдающего как за каждого из своих соплеменников (см. 48−49 ст.), так и за весь народ.

Пс 88:53. Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.

Литургическая прибавка, заканчивающая третий сборник Псалтири.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. «а» к 31:1.
3  [2] — Букв.: ибо я сказал.
3  [3] — Букв.: в небесах утвердишь / упрочишь Ты верность Свою.
7  [4] — Букв.: сынов Бога / богов.
9  [5] — Евр. Ях.
11  [6] — Рахав — чудовище, представляющее хаос, покоренное при сотворении; или Египет, подчинившийся Богу при освобождении Израиля; ср. Ис 51:9.
14  [7] — Букв.: правая.
15  [8] — Или: истина; то же в ст. 25.
15  [9] — Букв.: идут впереди Тебя.
18  [10] — Букв.: по милости Твоей наш рог вознесен; то же в ст. 25.
19  [11] — Букв.: ибо щит наш принадлежит Господу, и царь наш — Святому Израиля.
20  [12] — Букв.: помощь оказал.
29  [13] — Или: и Завет Мой с ним останется прочным.
33  [14] — Букв.: посещу жезлом.
43  [15] — Букв.: возвысил Ты правую руку недругов его.
46  [16] — Букв.: сократил дни юности его.
49  [17] — Букв.: какой человек живет и смерть не увидит? Избавит ли он душу / жизнь свою от власти Шеола? См. примеч. «б» к 6:6.
53  [18] — Заключительный стих представляет собой славословие (доксологию), которым завершается Третья книга псалмов.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.