Псалтирь 91 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Псалом
Песнь на день субботний
2 Какое это счастье — благодарить ГОСПОДА,
прославлять в песнях имя Твое, Всевышний,
3 утром возвещать Твою милость
и ночью — верность Твою,
4 играя на лютне десятиструнной,
на арфе и лире, торжественно звучащей!
5 Ты радуешь меня, ГОСПОДИ, творением Своим:
делами рук Твоих я восхищаюсь.
6 Как величественны дела Твои, ГОСПОДИ,
безмерно глубоки предначертания Твои!
7 Человек неразумный не признаёт того
и не понимает невежда.
8 Нечестивые могут расти, как трава,
и делающие зло процветать,
но лишь для того, чтобы навеки исчезнуть;
9 а Ты, ГОСПОДИ, восседаешь на троне вовеки!
10 Враги Твои, ГОСПОДИ,
враги Твои непременно погибнут,
и рассеяны будут все делающие зло.
11 Мой рог1 Ты вознес, как буйвола рога,
и умащен я свежим елеем.
12 Торжествуя, я могу смотреть на врагов своих
и слушать об участи восстававших на меня злодеев.
13 Праведники разрастаются, как пальмы,
возвышаются, подобно кедру на Ливане.
14 Насажденные в Доме ГОСПОДНЕМ,
они цветут во дворах Бога нашего,
15 и в старости будут они плодовиты,
будут сочны и свежи,
16 чтобы возвещать о справедливости ГОСПОДА,
Защитника2 моего, Которому всё худое чуждо.

Толковая Библия Лопухина

Этот псалом не имеет надписания имени автора. При общности же его содержания нет точных данных, по которым можно было бы его отнести с положительностью к какому-либо времени, почему о последнем можно только догадываться.

Псалом указывает на гибель многочисленных врагов (Пс 91:8−10), на спасение от них праведника и его возвышение (Пс 91:11−13), и на чудесный характер этой защиты (Пс 91:14). Такие указания псалма и радостно-благодарное чувство к Богу, проникающее его, очень сближает псалом с 90, где высказывается то же самое (Пс 90:1, 7−10, 16), почему можно думать, что и написан он по тому же поводу и в то же время, как и Пс 90, т. е. во время Езекии, по поводу, чудесного уничтожения под Иерусалимом войск Сеннахерима. Кто был его писателем, точно указать нельзя, может быть и сам Езекия.

Надписание «песнь на день субботний» указывает на время богослужебного исполнения псалма в храме по субботам. Такое назначение псалма сохраняется у евреев и доныне.

Как отрадно славить Господа и весь день воспевать его милости (2−4)! Ты наполнил меня весельем от Твоих дивных дел, которые часто недоступны пониманию человека (5−6). Нечестивые умножаются и цветут, но для того, чтобы погибнуть, а праведника Ты возносишь, подобно пальме и кипарису (7−13). Как эти деревья плодовиты и сочны даже в старости, так и праведник, насажденный в доме Господнем, всегда будет восхвалять Тебя.

Пс 91:2. Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний,

Пс 91:3. возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи,

«Благо есть славить». Прославление Бога, составление и воспевание Ему хвалебно-благодарственных песней, доставляет писателю душевную отраду. Он полон религиозно-восторженного чувства, и выражение последнего в словах и песнях — есть его жизнь и счастье. «Возвещать утром... и... в ночи» — постоянно, целый день быть полным такого настроения.

Пс 91:5. Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих.

Пс 91:6. Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!

Пс 91:7. Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того.

Пс 91:8. Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки, -

Пс 91:9. Ты, Господи, высок во веки!

Пс 91:10. Ибо вот, враги Твои, Господи, — вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие;

Пс 91:11. а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем;

Пс 91:12. и око мое смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях.

Пс 91:13. Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане.

Такое чувство и настроение писателя питается величием и недосягаемостью для человеческого понимания дел, совершаемых Богом. Многие события по естественному человеческому пониманию могут вселять в него опасения и тревогу, тогда как они приводит к иному результату и концу. Так, напр., умножение и процветание нечестивых является угрозой праведнику, на самом же деле они гибнут по воле Божией, а праведник возносится, чем ясно указывается, как неведомы и глубоки дела и помышления Господа. Писатель здесь разумеет, вероятно, те опасения и тот страх, который навели на евреев и Езекию многочисленные и богохульствующие над его верой в Бога полчища Сеннахерима. По естественному соображению гибель Езекии и Иерусалима казалась неминуемой, по Божественному же определению и воздействию погибли враги, а «рог» «праведника» вознесся, и через это нападение врагов, значение Езекии не только не умалилось, но имя его сделалось настолько известным среди других народов и положение Еврейского государства так упрочилось, как славна на Востоке за свою плодовитость пальма или как прочен кедр, краса и гордость лесов Ливана.

Пс 91:14. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего;

«Насажденными в доме Господнем» являются праведники, живущие верой в Иегову и цветущие от этой веры. Здесь указание на то, что каждый праведник, как в данном случае Езекия, прибегающий искренне к Божественной помощи, не бывает оставлен Им, а получает от Него неожиданную и сверхъестественную помощь. Так было с ассириянами, в одну ночь по воле Бога погибшими в количестве 185 тысяч.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
11  [1] — Рог — символ силы, власти и гордости.
16  [2] — Букв.: скалы моей.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.