Притчи 14 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Женщина мудрая1 созидает свой дом,
а глупая — своими руками разрушает.
2 Кто благоговеет пред ГОСПОДОМ,
идет по прямой дороге,
а кто презирает Его, у того путь извилист.
3 Болтовня глупца обернется розгой для его спины,2
а мудрых оберегают их собственные уста.
4 Если нет волов, то и стойла чистые,
но обилен урожай при могучих быках.3
5 Правдивый свидетель не обманет,
а лжесвидетель извергает ложь.4
6 Ищет бесстыдный мудрости, да без толку,
а разумному легко дается знание.
7 От глупца держись подальше,
не услышишь от него слов разумных.
8 Мудрость умных людей — знать свой путь,
а неразумие глупцов обольщает их.
9 Глупцы потешаются над раскаянием,5
но честные обретают благоволение Господне.
10 Лишь сердце знает твои печали,
да и радости своей не разделишь с другими.
11 Дом нечестивых разрушен будет,
а жилище6 честных будет процветать.
12 Видится человеку путь его прямым,
а в конце окажется он дорогой к смерти.7
13 И во время веселья бывает сердце печально,
и за радостью горе следует.
14 Сполна получит порочный за свои поступки,8
а добрый человек — за свои труды.
15 Наивный9 всему верит,
а умный обдумывает каждый шаг.
16 Мудрые опасаются зла и его сторонятся,
а глупый самонадеян
и вмешивается, не разобравшись.
17 Вспыльчивый наделает глупостей,
но расчетливый злодей более ненавистен.
18 Удел наивных — глупость,
а умные будут увенчаны знанием.
19 Склонятся злые перед добрыми,
и нечестивцы — пред вратами праведника.
20 Даже близким своим ненавистен бедняк,
а богача многие любят.10
21 Кто презирает ближнего — совершает грех,
но благо тому, кто милосерден к бедным.
22 Не собьются ли с пути те, кто зло замышляет?
А тем, кто замышляет доброе,
любовь неизменная сопутствует и верность.11
23 Всякий упорный труд принесет прибыль,
а празднословие12 — лишь нужду.
24 Венец мудрых — их богатство,
а неразумие глупцов
приумножает глупость.13
25 Правдивый свидетель спасает жизни,
а извергающий ложь — предаст.
26 Благоговенье пред ГОСПОДОМ — надежная защита,
и детям Его — прибежище.
27 Благоговенье пред ГОСПОДОМ — живительный родник,
уберегающий от гибельной западни.14
28 Неисчислим народ — царю хвала,
без подданных — правителю гибель.15
29 Кто негневлив, весьма благоразумен,
а вспыльчивый —
только глупость свою выказывает.
30 Если сердце безмятежно, то и тело полно жизни,
а зависть16 что гниль в костях.
31 Кто бедного угнетает, тот Творца его хулит;
кто почитает Господа —
милосерден к обездоленному.
32 Сгинет нечестивец в собственном зле,
а у праведника и при смерти есть защита.17
33 В сердце разумном обитает мудрость,
но и глупцам о ней известно.
34 Праведность возвеличивает народ,
а грех обрекает людей на позор.
35 К разумному рабу царь благоволит,18
а тот, кто позорит его,
царский гнев вызывает.

Толковая Библия Лопухина

1−7. О мудрости и глупости вообще. 8−19. Более частное изображение мудрых и глупых, главным образом со стороны различия их жизненного жребия. 20−27. О богатстве и бедности в их причинной связи с мудростью. 28−35. Параллельное изображение мудрых и глупых, богатых и бедных, наконец, господ и слуг.

Притч 14:1. Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.

Притч 14:2. Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.

Притч 14:3. В устах глупого — бич гордости; уста же мудрых охраняют их.

Притч 14:4. Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов.

Притч 14:5. Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.

Притч 14:6. Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.

Притч 14:7. Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст.

Конкретным проявлением мудрости является мудрая, созидающая дом жена, а таким же примером глупости — безумная жена, расстраивающая свой дом и все его благосостояние собственными руками (ст. 1, сн. Притч 12:4). Далее противополагаются — страх Божий, ведущий человека прямыми путями, и дерзкое пренебрежение памятью о Боге, соединяющееся с хождением кривыми путями (ст. 2), — высокомерие речи безумных и скромность речи мудрых (ст. 3. Ср. Притч 12:6), — свидетели истинный и ложный (ст. 5, сн. Исх 23:1; Притч 12:17), недоступность мудрости людям, лишенным страха Божия, и полная доступность ее для исполненных страха Божия и чистых сердцем (ст. 6), почему и дается совет устраняться от глупого, у которого нечему научиться (ст. 7). Вне видимой связи с общею мыслью рассматриваемого отдела стоит хозяйственная заметка ст. 4, имеющая, по-видимому, цель научить человека — не переоценивая значения богатства (ср. Притч 10:15; Притч 13:8), сообразовать попытки умножения имущества с распространением орудий производства и вообще жизненных средств.

Притч 14:8. Мудрость разумного — знание пути своего, глупость же безрассудных — заблуждение.

Притч 14:9. Глупые смеются над грехом, а посреди праведных — благоволение.

Притч 14:10. Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой.

Притч 14:11. Дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветет.

Притч 14:12. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти.

Притч 14:13. И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.

Притч 14:14. Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих, и добрый — от своих.

Притч 14:15. Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.

Притч 14:16. Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.

Притч 14:17. Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.

Притч 14:18. Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.

Притч 14:19. Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые — у ворот праведника.

Здесь безраздельно и без строгого различия излагаются внутренние и внешние свойства и отношения мудрых — благочестивых и глупых — нечестивых. Противопоставляются — ведение мудрым пути своего и блуждание безумного на жизненном пути (ст. 8), кощунственное отношение последнего к идее греха и искупительной жертвы и благоволения во всех действиях этого рода у праведника (ст. 9), качество пути праведных и нечестивых и конечная судьба тех и других (ст. 11−12; 14−19). Попутно вставляются замечания: 1) о недоступности внутреннего мира человека, его радостей и горя, стороннему свидетелю или наблюдателю (ст. 10) и 2) безотрадное, почти пессимистическое наблюдение, что всякая радость, счастье таит в себе зародыш печали, несчастия (ст. 13).

Притч 14:20. Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.

Притч 14:21. Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.

Притч 14:22. Не заблуждаются ли умышляющие зло? [не знают милости и верности делающие зло;] но милость и верность у благомыслящих.

Притч 14:23. От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.

Притч 14:24. Венец мудрых — богатство их, а глупость невежд глупость и есть.

Притч 14:25. Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.

Притч 14:26. В страхе пред Господом — надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.

Притч 14:27. Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

Из двух стихов — 20 и 21, в первом указывается частое, хотя и не нормальное с нравственной точки зрения, явление — дружба лишь по видам корысти, — а во втором проводится моральное воззрение на этот пункт. Далее следуют сентенции: о гибельности злоумышления против ближнего и о благотворности доброжелательства (ст. 22), о пользе труда и о вреде празднослова (ст. 23), о богатстве, как уделе мудрых, и скудости, постигающей безумного (ст. 24), о спасительности истинного свидетельства и пагубности лжесвидетельства (ст. 25); наконец, в связи с последним, а вместе с содержанием целого отдела, говорится о страхе Божьем, как источнике всякого блага жизни и самой жизни (ст. 26−27).

Притч 14:28. Во множестве народа — величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.

Притч 14:29. У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.

Притч 14:30. Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей.

Притч 14:31. Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.

Притч 14:32. За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.

Притч 14:33. Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.

Притч 14:34. Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов.

Притч 14:35. Благоволение царя — к рабу разумному, а гнев его — против того, кто позорит его.

Содержание отдела отчасти затрагивает область государственной жизни, указывается благо царя в многочисленности подданных его и несчастие — в малочисленности их (ст. 26); определяется основной закон возвышения и унижения народов — правда (ст. 34); царь представляется идеальной силой, как бы совестью народа, по справедливости награждающей благие деяния и карающей нечестие (ст. 35). С другой стороны и главным образом оттеняется значение и благо личной добродетели, и зло ее противоположности — нечестия, — так противопоставляются: долготерпение и раздражение (ст. 29), кротость и зависть (ст. 30), конечная гибель нечестивого и надежда на спасение у человека благочестивого (ст. 32). Высокое значение признается в особенности за делами милости, причем высказывается мысль, со всей ясностью повторяемая в Евангелии (Мф 25:36), что милосердие или немилосердие человека к ближнему Бог благоволит принимать и вменять Себе Самому (ст. 31, сн. Притч 17:5).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Друг. возм. пер.: Премудрость — здесь возможна персонификация Мудрости и Глупости.
3  [2] — Так по друг. чтению; масоретский текст: розгой за его гордыню.
4  [3] — Друг. возм. пер. (второй части первой строки): …то и кормушки пусты. В оригинале игра слов (хиастический каламбур). Эта пословица свидетельствует о том, что занятие сельским хозяйством доходно и заслуживает всяческого поощрения. Там, где прибыль и достаток, не всегда чисто и опрятно.
5  [4] — Букв.: дышит ложью.
9  [5] — Смысл масоретского текста неясен. Букв.: над искупительными жертвами, которые были знаком раскаяния, см. Лев 4.
11  [6] — Букв.: шатер.
12  [7] — Стих дословно повторяется в 16:25.
14  [8] — Букв.: пути.
15  [9] — Или: простой / неопытный.
20  [10] — Ср. 19:4,6.
22  [11] — См. примеч. «а» к 3:3.
23  [12] — Букв.: слово уст.
24  [13] — Друг. чтение: а венец глупцов — их неразумие, ср. 4:9.
27  [14] — Этот стих с некоторыми изменениями повторяет 13:14.
28  [15] — Или: ужас.
30  [16] — Или: (поглощающая) страсть.
32  [17] — LXX и Пешитта: защита праведника — его непорочность, ср. 11:3,6; 12:6.
35  [18] — Ср. 16:13−15; 22:11; Пс 100.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.