Притчи 17 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Лучше черствая краюшка хлеба, да с покоем,
чем дом, в котором вдоволь мяса1
и при этом ссоры.
2 Разумный слуга будет повелевать
беспутным хозяйским сыном
и, словно брат его, с ним наследство разделит.
3 Серебру — тигель, и горн — для золота,2
а сердцу человека — от ГОСПОДА испытанье.
4 Злодей прислушивается к коварным речам,
и лжец пагубным словам внимает.
5 Кто над бедным глумится,
тот Творца его хулит;
кто рад чужому горю,
сам безнаказанным не останется.
6 Внуки — лучшее украшение в старости,3
слава детей — и родителей слава.
7 Нет проку неразумному от многословия,4
тем более благородному — от лжи.
8 Всякий дающий взятку считает ее неким волшебным камнем:
на что ни взглянет, во всем успех.
9 Кто желает любви — простит обиду,5
а кто ее поминает — потеряет друга.6
10 Обличение больнее для разумного,
чем сто ударов7 для глупца.
11 Смутьян лишь к злу стремится,
но против него будет послан
жестокий вестник.
12 Лучше столкнуться с медведицей,
что лишилась своих детенышей,
чем с глупцом с его глупостью.
13 Кто за добро злом воздает —
в доме того зло и поселится.
14 Начало ссоры как прорыв запруды,
уступи, пока вражда не разрослась.
15 Оправдывающий виновного
и осуждающий правого —
всё это мерзость для ГОСПОДА.
16 Не помогут глупцу никакие деньги:8
не купишь за них мудрости, коли разума нет.
17 Друг любит всегда,
а брат рожден, чтобы в беде прийти на помощь. 9
18 Безрассуден тот, кто берет на себя долг другого,
ручается за соседа.10
19 Кто любит беззаконие, тот распри любит,
а кто на зависть людям высокие ворота строит11
навлекает на себя погибель.
20 Человек с коварным сердцем не будет счастлив,
тот, чей язык лукав, попадет в беду.
21 Горе тому, кто родил неразумного,
отец глупца не будет знать радости.
22 Радость на сердце — лучшее лекарство,
а отчаяние12 иссушает тело.13
23 Берет нечестивец взятку из-под полы,
чтобы извратить правосудие.14
24 Проницательный видит мудрость
прямо перед собой,
а глупец ищет ее на краю света.15
25 Глупый сын — печаль своего отца
и горе той, что его родила.
26 Несправедливо налагать взыскание16
на человека правдивого
и благородного бить за честность.
27 Осведомленный человек сдержан в слове,17
и здравомыслящий проявляет спокойствие.
28 Даже глупца, который молчит,
могут принять за мудреца;
тот, кто держит язык за зубами,
может умным показаться.

Толковая Библия Лопухина

1−19. Увещание к умеренности в пользовании благами жизни и к благоразумному пользованию даром слова. 10−20. Увещание к миролюбию предостережение от высокомерия и склонности к спорам. 21−28. Притчи разного содержания, предостережение против болтливости.

Притч 17:1. Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.

Притч 17:2. Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.

Притч 17:3. Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь.

Притч 17:4. Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.

Притч 17:5. Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].

Притч 17:6. Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их.—

Притч 17:6a. —[У верного целый мир богатства, у неверного — ни обола.]

Притч 17:7. Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному — уста лживые.

Притч 17:8. Подарок — драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.

Притч 17:9. Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.

Благо мира несравнимо ни с какими материальными благами: при мире в доме кусок сухого хлеба без вина и мяса, даже без уксуса (Руфь 2:14) и воды (1Цар 25:11) приятнее обильных роскошных яств в домах полных несогласий и раздора (ст. 1). И благо мудрости, теоретической и практической, не привязано к внешнему положению человека, даже раб — при всем приниженном своем положении его и в древнееврейской семье — своею рассудительностью мог достигнуть исключительно высокого положения — даже преобладания, с ведома отца семьи, над родными его детьми (ст. 2). Подобно тому, как достоинство драгоценных металлов открывается в огне, так и избранные души ввергаются Господом в огонь испытаний, дающих им возможность очиститься от грехов и проявить бескорыстие и любовь свою к Богу (ст. 3). Напротив, человеку с нравственно испорченным сердцем свойственно лишь внимать всякой клевете и лжи, пагубной для ближнего, тогда как нравственно безупречный человек отвращается от всего подобного (ст. 4). В первой половине ст. 5 повторяется мысль Притч 14:31, во второй — мысль Притч 11:21 и Притч 16:5. В ст. 6 выражена, присущая ветхозаветным библейским евреям высокая оценка значения семьи, потомства ветвистого родословного дерева (ср. Пс 127:1). В ст. 7−8 противоположение ничтожества глупости — нечестия и высокой ценности мудрости — благочестия: последняя здесь представляется в виде высокой награды или бесценного дара, подаваемого человеку. По ст. 9, признаком истинной мудрости и любви служит желание сокрыть узнанный грех ближнего (сн. Притч 10:12), тогда как противоположный образ действий еще более расстраивает взаимные отношения людей (сн. Притч 16:28−29).

Притч 17:10. На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.

Притч 17:11. Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.

Притч 17:12. Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.

Притч 17:13. Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.

Притч 17:14. Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.

Притч 17:15. Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом.

Притч 17:16. К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума.—

Притч 17:16a. —[Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.]

Притч 17:17. Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

Притч 17:18. Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.

Притч 17:19. Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.

Притч 17:20. Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.

Отмечается присутствие высокого чувства собственного достоинства в разумном, и отсутствие этого чувства у глупого, чувствительность его лишь к физическому воздействию (ст. 10).

Указывается, что всякое возмущение против законно действующей силы вызывает возмездие Божие возмутителю, напр., в виде посольства карающих нечестивого ангелов (ст. 11, сн. Пс 34:5−6:77.49). Образ ст. 12 для глупого, нечестивого и злого человека — медведица, потерявшая детей, след., отчаянно разъяренная, напоминает обратное изображение злой жены в книге Сираха (Сир 25:16−22). В ст. 13 воспрещается воздавать злом за добро под угрозой проклятия на дом виновного в том (ср. Притч 3:33). Ст. 14 представляет развитие ссоры подобным прорыву плотины водой. В ст. 15 — по поводу всегда возможных злоупотреблений на суде высказывается категорическое осуждение оправдания виновного и осуждения правого (ср. Притч 24:24; Ис 5:23). Ст. 16 утверждает бесполезность богатства в руках человека, лишенного разума. В ст. 17 высказывается добытая опытом жизни всего человечества истина, у классиков выраженная в изречении: amicus certus in re incerta cernitor; то же гласит и соответствующая арабская поговорка. Ст. 18 повторяет отрицательное суждение Премудрого о поручительстве, ср. Притч 6:1−5:11.15. В ст. 19 сварливость и высокомерие представляются источником греха и осуждения (ср. Сир 28:9). Для ст. 20 ср. Притч 6:14.

Притч 17:21. Родил кто глупого, — себе на гóре, и отец глупого не порадуется.

Притч 17:22. Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

Притч 17:23. Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.

Притч 17:24. Мудрость — пред лицем у разумного, а глаза глупца — на конце земли.

Притч 17:25. Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей.

Притч 17:26. Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.

Группа притчей разнообразного содержания начинается часто повторяемой у Премудрого мыслью о том, что дети — или источник радости или причина великих огорчений для родителей (ст. 21, сн. Притч 10:1:15.26, 23.24). Ст. 22 говорит о несомненном влиянии веселого или подавленного настроения духа человека на его тело (ср. Притч 15:13). Ст. 23 — о подкупе в суде (ср. Притч 21:14). В ст. 24 противополагаются друг другу сосредоточенное изучение предмета разумным (ср. Притч 4:25) и рассеянное блуждание глупца по разнообразным отдаленным предметам. Ст. 25 сн. ст. 21 и Притч 10:1. Ст. 26 осуждает противодействие злых людей праведным и вельможам или властям, как представителям законности.

Притч 17:27. Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.

Притч 17:28. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным.

Похвала умеренному употреблению дара слова. Ст. 27 напоминает Притч 10:19 (сн. Иак 1:19). Мысль ст. 27 о том, что молчание — верное средство прослыть мудрым, даже и для глупца, — встречается напр., в Иов 13:5.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: жертв / жертвенного мяса.
3  [2] — Эта часть стиха дословно совпадает с первой частью стиха 27:21.
6  [3] — Букв.: венец старости.
7  [4] — Или: не пристала глупцу изысканная речь.
9  [5] — Или: проступок / грех.
9  [6] — Друг. возм. пер.: а кто об обидах судачит, разлучает друзей; ср. 16:28.
10  [7] — Явная гипербола, поскольку Закон Моисеев запрещал наносить в качестве наказания более сорока ударов, см. Втор 25:2,3.
16  [8] — Или (ближе к букв.): какой прок глупцу от денег в руке.
17  [9] — Масоретский текст не совсем ясен, другие переводят: (друг) и в беде, словно брат, придет на помощь. В 18:24 говорится, что бывает друг лучше брата.
18  [10] — Ср. 6:1−5; 11:13; 20:16; 22:26; 27:13.
19  [11] — Друг. возм. пер.: кто говорит высокомерно.
22  [12] — Или: уныние / унылый дух / сокрушенный дух.
22  [13] — Букв.: кости.
23  [14] — Букв.: пути правосудия.
24  [15] — Букв.: глаза глупца — на краю земли. Друг. возм. пер.: разумный повсюду видит мудрость, а глупец нигде ее не отыщет.
26  [16] — Или: денежное возмещение / штраф.
27  [17] — Или: кто сдержан в слове, тот разумен.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.