Притчи 20 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Вино к бесстыдству ведет, хмельной напиток — к буйству,1
всякий, кто ими прельщен, мудрым не станет.
2 Царская ярость — что львиный рык,
кто гневит царя — грешит против собственной жизни.2
3 Честь тому, кто не ввязывается в ссоры,
а всякий глупец готов браниться.
4 Перед посевной лентяй не пашет —
и в страду3 нечего ему собирать.
5 Совет, сокрытый в глубине сердца, — что воды глубокие,
но тот, кто разумен, почерпнет его.
6 Многие заверяют ближних в своей преданности,4
но надежного человека кто отыщет?
7 Праведник живет непорочно —
потомкам его будет благо!
8 Когда царь судит —
перед взором его всё зло рассеивается.
9 Кто посмеет сказать: «Помыслы мои непорочны,
очистился я от греха своего»?
10 Две разные гири да две разные меры5
это мерзость для ГОСПОДА.
11 Даже ребенок по делам своим познается —
чисты ли, честны его поступки.
12 Зрячее око и ухо внимающее —
то и другое ГОСПОДЬ сотворил.
13 Тот, кто любит поспать, — нищим станет;
не смыкай глаз — и будешь сыт.6
14 Сетует покупатель: «Плохой товар »,
а лишь отойдет — хвастает покупкой.
15 Уста, изрекающие разумное, — дорогой сосуд,
дороже золота и груды жемчугов.7
16 У того, кто за чужого поручился, —
отнимут последнюю одежду,8
возьмут ее в залог за других.9
17 Сладок человеку краденый хлеб,10
но потом рот его камнями наполнится.11
18 Будешь искать совета — задуманное осуществится;
и войну веди при мудром руководстве.12
19 Разболтает тайну тот, кто сплетни разносит;13
с тем, кто рта не закрывает, дела не имей.
20 Кто отца с матерью проклинает14
угаснет его светильник в кромешной тьме.
21 Богатство, что быстро досталось вначале,15
благословенным не станет в конце.
22 Не говори: «Я воздам за зло!»
Уповай на ГОСПОДА, и Он спасет тебя.
23 Мерзость для ГОСПОДА — две разные гири,
и обманные весы — зло.
24 ГОСПОДЬ направляет шаги человека.16
Да и как ему понять путь свой?
25 Ловушка для человека — поспешно поклясться17
и лишь потом подумать, во что обет обойдется.
26 Мудрый царь развеет нечестивцев, как мякину,
молотильными колесами их обмолотит.18
27 Светильник ГОСПОДЕНЬ в человеке — дух его,
освещает он все глубины его естества.
28 Любовь неизменная и верность царя охраняют,
и милостью19 утверждается его престол.
29 Слава юношей — их сила,
старцев украшение — их седины.
30 Рубцы и синяки очищают от зла,
и удары проникают в самые глубины естества.

Толковая Библия Лопухина

1−5. Увещания к благоразумию, воздержанию, честности, трудолюбию и избежанию противоположных пороков. 6−11. О всеобщей греховности людей и постоянной склонности их к падению. 12−19. Увещание к надежде на Бога, трудолюбию, скромности. 20−23. Против непочтения к родителям, хищения, мстительности и обмана. 24−30. Различные увещания к страху Божию и честности.

Притч 20:1. Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.

Притч 20:2. Гроза царя — как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя.

Притч 20:3. Честь для человека — отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.

Притч 20:4. Ленивец зимою не пашет: поищет летом — и нет ничего.

Притч 20:5. Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их.

Предостережение от излишнего употребления вина не раз встречается у Премудрого (см. Притч 23:29 сл.); как и в других местах св. Писания (Ис 28:7; Еф 5:18), и здесь опьянение рассматривается в качестве неодолимого препятствия к ясности духа, сознания человека, — как зло, лишающее духовную жизнь человека ее нормального течения, в частности — духовной мудрости и нравственного совершенства. Ст. 2 сн. Притч 19:12:16.14: во всех этих, как и некоторых других местах книги Притчей, царь является идеальной силой, нравственным мерилом истинной законности. Затем указываются противоположные истинной мудрости качества: сварливость (ст. 3) и леность (ст. 4), а потом приводится положительное свойство мудрости — проницательность, способность проникать в сердца людей, при всей таинственности области внутренней жизни человека (ст. 5, сн. Притч 18:4).

Притч 20:6. Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит?

Притч 20:7. Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!

Притч 20:8. Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое.

Притч 20:9. Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?»

Притч 20:10. Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое — мерзость пред Господом.

Притч 20:11. Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его.

Осуждается фарисейское самопревозношение человека делами милости и добродетелями (ст. 6, сн. Мф 6:2; Лк 18:8): истинное достоинство человека узнается лишь по смерти его, главным образом в детях его (ст. 7, сн. Сир 11:28); нелицеприятный, беспристрастный и авторитетный суд о человеке произносит также царь (ст. 3, сн. Притч 16:10; 3Цар 3:27). Ст. 9, выражая главную мысль отдела (ст. 6−11), высказывает то положение о всеобщей греховности человечества, которое (положение) принадлежит к наиболее часто возвещаемым в Ветхом Завете учениям веры (ср. Быт 6:5; 3Цар 8:46; Иов 14:4:15.14; Пс 50:7; Еккл 7:20; Сир 7:5 и др.). Ст. 10 — частный и обыденный пример греховности — нечестность в торговле (сн. ниже, ст. 23; Притч 11:1). Ст. 11 служит развитием мысли ст. 9.

Притч 20:12. Ухо слышащее и глаз видящий — и то и другое создал Господь.

Притч 20:13. Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб.

Притч 20:14. «Дурно, дурно», говорит покупатель, а когда отойдет, хвалится.

Притч 20:15. Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь — уста разумные.

Притч 20:16. Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего возьми от него залог.

Притч 20:17. Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его наполнится дресвою.

Притч 20:18. Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну.

Притч 20:19. Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся.

Указание на божественное всеведение (ст. 12) приводится в качестве побуждения к страху Божию и надежде на Бога (сн Притч 15:5; Пс 93:9). Из ряда жизненно практических изречений (ст. 13−14, 17) выделяется похвала разумным устам (ст. 15), напоминающая похвалу мудрости вообще (Притч 3:14−15:8.11). Наставления против поручительства (ст. 16) повторяют сказанное у Премудрого ранее (Притч 6:1−6), то же надо сказать и о запрещении клеветничества и сплетней (ст. 19 сн. Притч 11:13:13.3).

Притч 20:20. Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.

Притч 20:21. Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии.

Притч 20:22. Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя.

Притч 20:23. Мерзость пред Господом — неодинаковые гири, и неверные весы — не добро.

Запрещение злословия отца и матери, тяжко наказываемого законом, (Исх 20:12:21.17; Лев 20:9), здесь (ст. 20) сопровождается образным представлением (ср. Притч 13:9) ранней смерти непочтительного к родителям. В связи с непочтительностью к родителям, ставится и также осуждается мотовство, расточительность недостойного наследника в отношении к наследству родителей (ст. 21, сн. Притч 19:26). Негодование на разного рода злодеев, учит Премудрый, не должно служить основанием мщения (ст. 22), так как отмщение принадлежит Богу (Притч 24:29 сн. Втор 32:35). Ст. 23 повторяет мысль ст. 10.

Притч 20:24. От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?

Притч 20:25. Сеть для человека — поспешно давать обет, и после обета обдумывать.

Притч 20:26. Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо.

Притч 20:27. Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца.

Притч 20:28. Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой.

Притч 20:29. Слава юношей — сила их, а украшение стариков — седина.

Притч 20:30. Раны от побоев — врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева.

Мысль о том, что пути человека управляются Богом (ст. 24, сн. Притч 16:9; Пс 36:23), стоит в связи с ветхозаветным и древне-иудейским убеждением, что Бог наказывает злодея и награждает благочестивого; однако библейские и позднейшие евреи отнюдь не делали отсюда вывода о безответственности человека за свои поступки, хорошие и дурные. Человек, напротив, всегда отвечает и должен отвечать за свои действия; отсюда — неодобрение поспешных, необдуманных обетов (ст. 25).

Ст. 26 сн. 7 и 28. — Ст. 27 сн. Иов 32:8. Смысл ст. 29 тот, что каждый возраст имеет свои преимущества, и что поэтому ни один возраст не заслуживает пренебрежения. Ст. 30 говорит о внутренне преобразующем влиянии суровой педагогии на питомца, нуждающегося в физическом воздействии.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или (ближе к букв.): вино — насмешник, брага — буян.
2  [2] — Т. е. будет сам виновен в собственной гибели, ср. 14:35; 16:14; 19:12; 28:15.
4  [3] — Букв.: зимой… в жатву. В Древнем Израиле пахота и сев происходили именно в зимнее время года, после так называемых «ранних дождей», которые шли в октября-ноябре (см. примеч. к 16:15). Урожай собирали с апреля, когда поспевал ячмень, до конца сентября, когда вызревал виноград.
6  [4] — Или: многие слывут верными.
10  [5] — Букв.: эфа — мера объема, ср. Втор 25:13−16.
13  [6] — Ср. 10:4. Часто пословицы в Книге Притчей следуют одна за другой без видимой связи. Иногда связующим звеном между высказываниями выступает слово, которое встречается в нескольких идущих подряд максимах. Для стихов 12−13 таким связующим элементом является слово «глаз».
15  [7] — Букв.: есть золото и множество жемчугов (или: кораллов), но мудрые уста — дорогой сосуд.
16  [8] — Похожий стих в 27:13. Букв.: возьми одежду…, однако в действительности эта пословица — еще одно предостережение против практики поручительства (6:1−5; 11:15; 17:18; 22:26); в ней говорится не о том, что нужно действительно забрать одежду у поручителя, а о том, как кредиторы поступят с поручителем. Книга Второзакония предписывает не забирать у бедняков в залог их последнее имущество, см. Втор 24:10−13.
16  [9] — Букв.: за другую / чужую (жену?).
17  [10] — Букв.: хлеб лжи; ср. 9:17.
17  [11] — Или: щебнем; ср. Плач 3:16.
18  [12] — Или: совете, ср. 11:14.
19  [13] — Здесь почти дословно повторяется первая часть 11:13.
20  [14] — По закону Моисея, проклявшему отца или мать полагалась смертная казнь, см. Исх 21:17; Лев 20:9; Втор 27:16; ср. также 30:17.
21  [15] — Друг. возм. пер.: жадно схваченное наследство
24  [16] — Ср. 3:6; 16:1,9; 19:21; Пс 36:23; Иер 10:23.
25  [17] — Масоретский текст неясен, перевод предположителен; ср. Эккл 5:4.
26  [18] — Частая в ВЗ метафора наказания нечестивых. В Древнем Израиле для обмолота зерна по разложенным на току колосьям пускали скот, запряженный либо в простые телеги, либо в специальные молотильные салазки, которые делались из дерева, а по бортам вставлялись острые камни или железные зубья. Когда салазки тянули по обмолачиваемым колосьям, камни или зубья выбивали из них зерна. См. также ст. 28.
28  [19] — Или: неизменной любовью.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.